Изобразительные материалы

Аникушин М.К. Победитель [1973] Сидящая фигура. Бронза, литье. 31х16,5х14,2 см.


Аникушин М.К. Победитель [1973] Сидящая фигура. Бронза, литье. 31х16,5х14,2 см.

Скульптура «Победитель» является переведенной в бронзу дипломной работой Аникушина.

В 1946 году по возвращении в Ленинград будучи под впечатлениями от фронтовых будней, Аникушин создал три эскиза фигур бойцов. Лучший из них - однофигурная композиция, изображающая сидящего солдата с автоматом, стал дипломной работой.

22 июня 1947 года Михаил Константинович представил свою дипломную скульптурную работу «Воин-победитель» государственно-экзаменационной комиссии. Вот как он рассказал о своем творческом замысле: «Тема у меня сложилась во время войны, в которой я участвовал. У меня осталось какое-то чувство, что свои переживания, участие в событиях, которые происходили в нашей стране, должны найти отражение в творчестве. В замкнутой скульптурной композиция мне хотелось передать юношескую твердость характера бойца». Автор старался передать в фигуре бойца одно из самых сильных впечатлений военных лет- тот неожиданно резкий переход от грохота войны к мирной тишине, который произошел как бы внезапно. Боец только что присел отдохнуть. Он еще весь напряжен, еще полон внутреннего неостывшего движения. Все это ясно выражено в развороте торса с резко повернутой головой, в движении руки, сжимающей лежащий на коленях автомат. В крепкой фигуре бойца чувствуется уверенность человека, полного сил и энергии. Волевыми чертами наделено простое, открытое лицо юноши. Голова воина несомненно портретна, индивидуальна, и в то же время Аникушин сумел создать собирательный образ советского воина. Работа очень лаконична по исполнению, в ней нет стремления к внешнему показному эффекту, никаких лишних аксессуаров.

Аникушин Михаил Константинович (1917- 1997) Скульптор

С 1930 по 1935 год занимается в Московской студии лепки и рисования у Г.А. Козлова.

Участник выставок с 1933 года.

С 1937 года студент Ленинградского института живописи, архитектуры и скульптуры. Учился у А.Т. Матвеева и В.А. Синайского. Во время студенческой практики на Каслинском заводе отливает по гипсовым образцам чугунные фигурки – «Литейщик» (1938-1939), «Пионерка с венком» (1938-1939), «Девочка с козликом» (1938-1939). Также в студенческие годы принимает участие во Всесоюзном конкурсе на создание проекта памятника поэту-гуманисту Низами в Баку.

Война прервала учебу скульптора на последнем курсе института. Аникушин вместе с другими студентами и преподавателями Академии художеств участвует в оборонительных работах на Карельском перешейке, а в ноябре 1941 года вступает в ряды Красной армии. Воевал на Ленинградском фронте. В составе 102-го стрелкового батальона защищает подступы к городу в районе Дачного. Санинструктор. После Ленинградского фронта Аникушин вместе с госпиталем был на 2-м и 3-м Прибалтийском фронте. В 1945 году в составе частей Красной армии был направлен на Забайкальский фронт для борьбы с милитаристской Японией. Младший лейтенант медицинской службы. В суровых фронтовых условиях лепить не удавалось, лишь изредка в минуты отдыха он делал небольшие наброски в блокноте – портреты товарищей, виды руин и пожарищ, писал акварелью. В 1945 году на Дальнем Востоке скульптор создает портретный бюст начальника военного госпиталя майора Л.И. Голикова.