Изобразительные материалы

Фрагмент декора вазы "Победа"


Сотников А.Г. Фрагмент декора вазы "Победа" [1942-1944 гг.] Композиция. Фарфор, роспись. 16х18х5 см.

Ваза «Победа» была выпущена Дулевским фарфоровым заводом в двух экземплярах. Один из них в настоящее время храниться в музее завода, другой в Центральном музее Вооружённых Сил Российской Федерации. Копия фрагмента декора вазы «Победа» была куплена в годы Великой Отечественной войны родителями З.А. Зуйковой, проживающими в г. Ликино-Дулево недалеко от завода, и использовалась в семье как настенное панно.

Сотников Алексей Георгиевич (1904 – 1989)
Скульптор, художник декоративно-прикладного искусства, график.

С 1925–1928 гг. учился в Краснодарском художественно-педагогическом техникуме у М. В. Ружейникова.

С 1928–1931 гг. учился в ВХУТЕИНе в Москве у В. Е. Татлина, П. В. Кузнецова, Л. А. Бруни, Д. П. Штеренберга и

И. С. Ефимова. В 1931–1934 гг. работал в лаборатории по культуре материалов при Наркомпросе РСФСР под руководством В. Е. Татлина. Помогал Татлину в конструировании летательного аппарата «Летатлин».

С 1931 года скульптор Дулевского фарфорового завода. Разработал товарный знак завода. Участвовал в выставках в Советском Союзе и за рубежом, в частности в международной выставке «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке.

С 1932 года член Московского Союза художников.


Во время Великой Отечественной войны служил в стрелковом полку. В сентябре 1942 года его отзывают в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Сотников получает задание: сделать проект и выполнить в натуре вазу «Победа». Так в самый разгар войны скульптор начал работать над темой всенародной Победы над фашизмом. 23 февраля 1944 года ваза «Победа» была показана на выставке художников студии в Центральном Доме Красной армии. Ваза более метра высотой состояла из трех ярусов. На которых были размещены многофигурные горельефные композиции, рассказывающие о подвигах защитников Родины, символы славы и победы. Верхний ярус был посвящен освобождению. Средней ярус представлял собой мемориальную часть, посвященную памяти павших героев с надписями на картушах вазы «Да здравствует свобода и независимость нашей Родины!», «Вечная слава павшим героям!» На нижнем ярусе, обрамленном венками, были размещены фигуры боевых расчетов: автоматчиков, минометчиков, артиллеристов и др.

Данный горельеф с нижнего яруса вазы «Победа», представляет собой трехфигурную композицию. В медальоне, обрамленном плотно прилегающими друг к другу лавровыми ветвями, изображены три пехотинца.