ГРУЗОВОЙ КРЫТЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ДВУХОСНЫЙ ВАГОН - «ТЕПЛУШКА». СССР



ГРУЗОВОЙ-КРЫТЫЙ-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ-ДВУХОСНЫЙ-ВАГОН---ТЕПЛУШКА.png



«Теплушка» – грузовой двухосный железнодорожный вагон, созданный на основе крытого товарного вагона, предназначавшегося для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий, а также людей и животных. Термин вагон-«теплушка» появился в 1870-х годах как сокращение от названия «утепленный вагон». Созданный в 1875 году товарный крытый железнодорожный двухосный вагон, как основной тип вагона на российских железных дорогах, предполагал конструктивную возможность его быстрого переоборудования для массовой перевозки людей в случае крайней надобности (т.е. прежде всего для переброски войск). Для этого вагон оборудовался 2-х или 3-ярусными нарами; утеплялся изнутри деревянными щитами и двойным войлоком; в загрузочные бортовые люки вставлялись рамы со стеклами; утеплялись двери; в его центре ставилась печка-«буржуйка»; в дверной проем вставлялся поперечный брус для предохранения от выпадения людей при раскачивании вагона. Для перевозки животных сооружались стойла – по 4 в каждой из половин вагона. Стандартная вместимость «теплушки» на базе товарного железнодорожного вагона составляла – 40 человек или 8 лошадей (или 20 человек + 4 лошади). Грузоподъемность подобного вагона составляла 1000 пудов или 16 тонн. Вагоны-«теплушки» массово использовались для перевозки в период с 1870-х до конца 1940-х годов. В годы Великой Отечественной войны товарные вагоны-«теплушки» использовались для перевозки личного состава и боеприпасов к линии фронта, а также при отправке эвакуируемых беженцев в тыл. Из грузовых вагонов формировались также санитарные вагоны-летучки, которые перемещались на небольшие расстояния (до 500 км). В летне-осенний период 1941 года из внутренних военных округов в пункты сосредоточения на фронте в подобных вагонах по железной дороге были доставлены 291 стрелковая дивизия и 94 стрелковых бригады, а также более 2000000 человек маршевых пополнений. Кроме того, только за второе полугодие 1941 года перевозки в ходе эвакуации людей и народно-хозяйственных грузов из западных районов на Восток составили около 1,5 млн. вагонов, или 30000 поездов.

Крытый грузовой двухосный железнодорожный вагон-«теплушка» с тормозной площадкой заводской №115187, представленный в экспозиции музея, изготовлен в 1923 году. Он предназначался для людских перевозок. Внутреннее оборудование вагона состоит из деревянных нар, чугунной печи и фонарей освещения. Второй железнодорожный вагон-«теплушка» установлен на разрушенном капитальном железнодорожном мосту. Реставрационно-восстановительные работы обоих вагонов проведены в вагонном депо железнодорожной станции Ожерелье Московской железной дороги. Грузовые вагоны-«теплушки» были переданы в дар музею Федеральной службой железнодорожных войск в 1995 году.




Грузоподъемность – 16, 5 т
Длина вагона     полная (по осям сцепок) – 8,4 м Длина   вагона – 6,44 м
Ширина – 2,78 м
Высота от головки рельса – 3,63 м
Сцепные устройства – автосцепка с буферами
Вместимость – 28 - 32 человек.


Контакты по вопросам патроната:
Тел.: +7 (499) 449-82-13
Поддержать проект