Автомобильная прожекторная станция З-15-4Б. СССР


Технические характеристики:

Всего выпущено - 15529 ед.

Масса станции - 6100 кг

Масса прожектора - около 950 кг

Осевая сила света - 650 млн. Вт

Продолжительность горения пары углей - 75 минут

Дальность действия луча - до 12 км

Время развертывания - около 8 мин.

Удаление поста управления от прожектора - 60 м

Скорость передвижения - 60 км/ч

Боевой расчет - 5 человек

Автомобильная прожекторная станция З-15-4Б – одна из самых известных советских систем мобильных зенитных прожекторных станций периода Великой Отечественной войны. Предназначалась для поиска, обнаружения, освещения и сопровождения в ночное время самолетов противника с целью уничтожения их истребительной авиацией, огнем зенитной артиллерии и зенитных пулеметов, а также для освещения отдаленных наземных целей, в т.ч. - для противотанковой обороны.

Автомобильная прожекторная станция З-15-4Б представляла собой мощный прожектор с системами наведения и регулирования положения, перевозившийся в низкобортном кузове длиннобазного грузового автомобиля ЗИС-12 (с колесной базой, увеличенной с 3810 до 4420 мм ).

На автомобиле ЗИС-12 устанавливался наиболее распространенный съемный осветительный прожектор закрытого типа З-15-4Б (3 - зенитный, 15 - размер линзы 150 см , 4 - мощность в киловаттах) с электродуговой лампой мгновенного зажигания с двумя угольными электродами, и параболоидным стеклянным отражателем диаметром 1,5 м . Источник света - дуга высокоинтенсивного горения, которая обеспечивала силу света до 650 млн свечей (Вт) при дальности или высоте освещения до 10 км . Продолжительность горения электродов составляла 75 минут, после чего требовалась их замена. В зависимости от модификации станции световой поток с силой мог выхватывать в ночном небе самолеты противника на высоте от 9 до 12 километров . Питание к прожектору могло осуществляться как от подвижного источника электроэнергии (генератора мощностью 20 кВт), так и от стационарных источников электроэнергии.

Прожектор монтировался на низкорамной тележке с четырьмя обрезиненными колесами, которая закатывалась на низкую грузовую платформу автомобиля и транспортировалась на боевые позиции. Между прожекторной тележкой и кабиной автомобиля помещалась катушка с электрическим кабелем и ручной лебедкой, силовой щит располагался на задней наружной стенке кабины. Прожектор снабжался пультом управления. Для трех человек экипажа прожекторной станции в задних углах грузовой платформы имелись одиночные сиденья. Автомобильная прожекторная станция полной массой 6,1 т развивала скорость на шоссе 60 км/ч .

Прожекторы З-15-4 сводились в отдельные зенитно-прожекторные батальоны, состоявшие из трех рот (трехвзводного состава). Взвод состоял из четырех прожекторных станций. Боевое использование прожекторных станций заключалось в поиске самолетов противника лучом света и в сопровождении цели до момента ее уничтожения огневыми средствами. Первую задачу поиска самолетов противника выполнял прожектор-искатель - прожектор, оборудованный синхронной связью и входящий в систему «Прожзвук» («Прожзвук-2», «Прожзвук-4»); вторую - прожектор-сопроводитель, не оборудованный синхронной связью и не входящий в систему «Прожзвук».

Две станции-искатели должны были с помощью прожекторов и звукоулавливателя нащупать лучом самолет противника. Расчеты этих двух станций З-15-4 должны были захватить и затем непрерывно освещать самолет противника до момента уничтожения огнем истребительной авиации или зенитной артиллерии. Луч мог сорваться с самолета, поэтому две другие станции - «сопроводители» подхватывали самолет в перекрестке лучей, высвечивали его, затем в дело вступала зенитная артиллерия. Если же зенитчики открывали заградительный огонь, не дождавшись попадания цели в перекрестье лучей, то звукоулавливателя уже не могли запеленговать самолеты. С помощью нескольких прожекторов в небе создавались световые прожекторные поля (СПП), обеспечивавшие работу зенитной артиллерии и ночные действия советской истребительной авиации.

В местах сосредоточения большого количества прожекторов, например на подступах к Москве, предусматривалось создание целых световых прожекторных полей, около тридцати километров шириной и до пятнадцати глубиной. В центре этих полей несли дежурство ночные истребители. Применялись они и для освещения наземных целей. Так, в интересах противотанковой обороны зенитные прожекторы действовали под Москвой и Тулой осенью 1941 года и под Сталинградом - летом 1942-го. Значение прожекторов в системе ночного ПВО стало постепенно снижаться, когда в войсках появились эффективные РЛС. Но, тем не менее, прожектористы успешно провоевали всю войну и сыграли важную роль в битве за Берлин. Самое эффектное применение этих прожекторов состоялось в войсках 1-го Белорусского фронта накануне битвы за Берлин, ночью 16 апреля 1945 года: за три минуты до окончания артподготовки были включены 142 зенитных прожектора силой 14 млн. свечей, что позволило практически беспрепятственно советским танкам и пехоте прорвать оборону противника на Зееловских высотах. В потоке фантастического синеватого света советская пехота и танки непосредственной поддержки устремились в атаку. Маршал СССР Г. К. Жуков впоследствии вспоминал: «Это была картина огромной впечатляющей силы, за всю жизнь я не помню подобного зрелища! Противник был ослеплен и ошеломлен, и в первые часы атаки фашисты не смогли оказать организованного сопротивления, их передовые порядки были смяты».

Станция З-15-4Б производилась в 1938 - 1942 годах на Московском заводе «Прожектор», основанном в 1932 году, и с 1934 года специализировавшемся на выпуске гражданских прожекторов и станций, крупных прожекторов заливающего света, зенитных прожекторных станций и корабельных прожекторов. Прекращение производства прожекторов в 1942 году было связано с тем, что в войска пошли эффективные РЛС. Всего за это время было изготовлено 15 529 автомобильных прожекторных станций З-15-4.