1,5-тонный многоцелевой полноприводный автомобиль Dodge WС62. США


Технические характеристики:

Масса – 3430 кг
Грузоподъемность – 1500 кг
Экипаж / расчет (десант) – 2 человека/ 10 человек
Колесная формула – 6х6
Мощность двигателя – 92 л.с.
Коробка передач: 4 – вперед, 1 – назад
Скорость по шоссе – 87 км/ч
Запас хода по шоссе – 200 км

В годы Второй мировой войны автомобильная промышленность США произвела 3200436 армейских автомобилей, и примерно 320000 из них (то есть каждый десятый) относились к так называемым «носителям оружия» – WC (weapon carriers) – американское обозначение класса легких полноприводных грузовиков, предназначенных для транспортировки личного состава, оружия, приборов и инструментов и прочего снаряжения, а также приспособленных для установки на них пулеметов или малокалиберных противотанковых или зенитных орудий.

В 1939 году американская автомобильная фирма Chrysler (выпускавшая  автомобили под маркой Dodge) начала серийное строительство тяжелого внедорожного полноприводного автомобиля Dodge VC-1 формулы 4x4 с отключаемым через раздаточную коробку приводом переднего моста. Автомобиль Dodge VC-1 представлял собой вариант гражданского 1-тонного грузового автомобиля с унифицированными капотом и облицовкой радиатора, а также с упрощенным пятиместным кузовом, имевшим вырезы вместо дверей. Шестицилиндровый двигатель Т202 развивал мощность 79 л.с. В грузовом варианте (VC-3 или VC-5) грузоподъемность составляла всего 500 кг, однако подвеска и мосты были усилены с учетом возможности движения по пересеченной местности. Автомобилей серии VC было изготовлено всего 4640 ед. В 1940 году была проведена их модернизация – упрощены крылья и облицовка, вновь установлена закрытая кабина и более мощный двигатель Т207. Это семейство проектировалось уже как автомобили – «носители оружия», в связи с чем оно получило обозначение «WC» (с WC-1 по WC-11). В течение 1941 года на эти автомобили установили новые двигатели (сначала  Т211, а затем 92-сильный Т215) и еще раз переработали кузова, в результате чего семейство автомобилей «Додж» пополнилось моделями WC-12 - WC-20; WC-21 - WC-27 и WC-40 – WC-43. Однако все они имели существенный недостаток – унаследованную от коммерческой модели более узкую колею передних колес и стандартные шины 750-16, что снижало проходимость машины. И лишь в 1942 году окончательно удалось выработать конструкцию многоцелевого армейского грузо-пассажирского автомобиля. По сравнению с предшественниками он стал ниже и шире, колея передних и задних колес – одинаковая, а грузоподъемность увеличили до 750 кг. Армейские автомобили «Додж» WC по конструкции и дизайну – типичные представители американской автомобильной промышленности периода Второй мировой войны. Они отличались технологичностью в массовом производстве и ремонте, достаточной надежностью и проходимостью, высокой степенью стандартизации и унификации, строго функциональной внешностью. В конструкции этих автомобилей максимально использовались агрегаты и узлы грузовых автомобилей «Додж» серии WF – двигатель, сцепление, четырехступенчатая коробка передач, рулевой механизм и в значительной степени тормозная система. Все семейство полноприводных двухосных армейских автомобилей Dodge WC грузоподъемностью 750 кг строилось на практически одинаковых шасси двух модификаций с лебедкой или без нее. В серию автомобилей без лебедки входили: грузо-пассажирский (для перевозки оружия) – WC-51; разведывательно-командирский – WC-56; штабной общего назначения – WC-53; санитарный фургон – WC-54, носитель артиллерийского орудия – WC-55. Те же кузова на шасси, отличавшейся удлиненным передним свесом и лебедкой, обозначались индексами: грузопассажирский (для перевозки оружия) WC-52 и командирский легковой WC-56. Таким образом, на одинаковые шасси с одинаковыми агрегатами монтировали отдельным модулем различные кузова, и в итоге – получались разные модификации. На головном автозаводе изготавливали стандартное шасси, а кузов монтировали специализированные кузовные фирмы. В то же время и рамы, и трансмиссия, и подвеска этих автомобилей были сконструированы заново. Раздаточная коробка, установленная отдельно от коробки передач и соединенная с ней коротким карданным валом, служила только для распределения крутящего момента на передний и задний ведущие мосты типа «банджо». Картеры мостов отливались из стали. Главные передачи – одноступенчатые, гипоидные; полуоси – полностью разгруженные. Привод к  ступицам передних колес осуществлялся с помощью шарниров равной угловой скорости типа «Бендикс-Вейсс». Рабочий тормоз оснащался гидроприводом и действовал на все шесть колес, а стояночный, ленточный, – на тормозной барабан, установленный на конце вторичного вала коробки передач. Подвески автомобиля выполнялись на полуэллиптических рессорах и рычажных амортизаторах. Спереди концы передних рессор соединялись с рамой при помощи серег, а сзади – шарнирными пальцами. Такое решение, по мнению конструкторов, в некоторой степени компенсировало неточности в кинематике рулевого управления. Колеса автомобиля, вместо использовавшихся ранее стандартных дисков с узкими шинами, были дисковые, с разъемным ободом, рассчитанные под широкопрофильные шины размером 9.00-16. В результате получился очень удачный небольшой полноприводной полугрузовой автомобиль. Предназначенный в первоначальном варианте для перевозки отделения пехотинцев или расчета орудия, он вскоре стал универсальным транспортным средством во всех родах войск, тем более что наряду с базовой моделью вскоре появились его командно-штабная, закрытая санитарная, разведывательная и ряд других модификаций. Всего было выпущено свыше 253000 многоцелевых автомобилей Dodge. Наряду с вооруженными силами США, эти автомобили широко использовались в армиях стран-союзников по антигитлеровской коалиции. Так, 19621 автомобилей «Додж» всех модификаций по ленд-лизу были поставлены в СССР. В Красной армии эти автомобили, получившие обозначение «Додж» 3/4, начав службу как тягачи дивизионных противотанковых пушек, по мере их поступления стали все шире использоваться во всех родах войск. Их использовали в качестве разведывательных автомобилей, автомобилей для сопровождения войсковых колонн и командирских автомобилей, в их кузовах устанавливались радиостанции, зенитные пулеметы. Водители в Красной армии полюбили автомобили «Додж» «три четверти» за мощность, скорость и устойчивость даже на плохих дорогах.

В том же 1942 году на базе стандартного двухосного грузо-пассажирского полноприводного автомобиля Dodge серии Т 214 (4х4) были созданы для использования в качестве артиллерийских тягачей еще два его варианта – трехосные полноприводные автомобили серии Т223 (6x6) грузоподъемностью 1,5 тонны с колесной базой 3700 мм и открытым цельнометаллическим кузовом WC-62 и WC-63, причем последний автомобиль отличался установленной на переднем бампере лебедкой Braden. Их основная задача заключалась в транспортировке 57-мм противотанковых пушек М1 и легких 105-мм гаубиц М3, хотя они могли использоваться и для перевозки пехотного отделения из 10 солдат со штатным вооружением. Высокая степень унификации деталей 4-колесного и 6-колесного шасси было выгодно как производителям, так и потребителям: сокращался ассортимент стандартных запасных частей, а военным механикам, среди которых, зачастую, были не очень квалифицированные призывники, проще было иметь дело с ремонтом однотипных машин. Главными конструктивными особенностями этих автомобилей являлись удлиненная рама, второй задний ведущий мост и 2-ступенчатая раздаточная коробка вместо одноступенчатой. Габаритная длина автомобиля возросла до 5,7 м, а его собственная масса – до 3430 кг. На их шасси устанавливались цистерны-топливозаправщики, ремонтное и эвакуационное оборудование, различное вооружение, в том числе зенитная установка М33 и система залпового огня Т75, а в 1942 году был изготовлен опытный образец бронемашины боевой массой 3,8 тонн. В 1942–1945 годах в США было изготовлено 43224 автомашин серии Т223.  В 1944–1945 годах по ленд-лизу в СССР было поставлено примерно 300 американских полноприводных автомобилей «Додж» WC-62. На фронтах они применялись как артиллерийские тягачи, в частности, транспортировали новейшие, на тот момент, – 100-мм противотанковые пушки БС-3.

Многоцелевой полноприводный автомобиль Dodge WC-62 имел лонжеронную раму, сужающуюся спереди. Лонжероны были соединены четырьмя основными и одной вспомогательной (для крепления бензобака) штампованными поперечинами сложной формы; спереди при помощи специальных переходников крепился или бампер, или подрамник лебедки; сзади монтировались два П-образных бампера. Лонжероны над мостами были выгнуты вверх. Кабина – открытая, двухместная, с ковшеобразными сиденьями, смонтированными на коробчатой подставке, использующейся  как ящик для ЗИП, и откидывавшимися вперед для доступа к инструментам. Ветровое стекло откидывалось вперед на капот, где имелись две опоры и два фиксирующих крючка. На верхней поперечине рамы ветрового стекла были размещены два стеклоочистителя, посередине – зеркало. Слева от кабины на вертикальном кронштейне установлено запасное колесо. Оно опиралось на специально изогнутую подножку. Правая подножка ровная; обе они покрыты рельефным ромбическим рисунком. Облицовка радиатора и защитные решетки фар сварены из металлических полос. К правому крылу крепилась фара и подфарник, к левому – фара, подфарник и светомаскировочная фара, поэтому левая решетка длиннее. Защитные решетки поверхности крыльев не касались. Капот открывается справа и слева вдоль продольной оси. Боковины капота имеют два ряда выштампованных горизонтальных отдушин. Капот – плоский. Кузов – цельнометаллический, прямоугольной. По бокам над колесами устроены ящики для амуниции, доступные сверху, при подъеме сидений. Последние состояли из трех продольных деревянных досок. На кузов могли устанавливаться три дуги для тента, к которым крепились откидные спинки сидений. Для большей жесткости дуги тента вверху посередине соединялись брезентовым ремнем; такой же ремень имелся на задней дуге и предохранял от выпадения из кузова. На скамьи вдоль бортов трехосной машины могли сесть 10 человек, по пятеро с каждой стороны. Пол кузова имел пять продольных ребер жесткости. Задний борт – откидной, фиксируется двумя цепями. Боковины кузова сварены из трех отдельных элементов. На передних – имелась круглая конусообразная выштамповка, на дне которой приварен крючок для закрепления брезента. Подобные выштамповки овальной формы имеются и на задних боковых элементах кузова, но в них, кроме крючка, монтировался еще и красный светоотражатель. На среднем элементе левой боковины кузова расположена еще одна выштамповка для заливной горловины бензобака.

Колеса автомобиля дисковые, с разъемным ободом, рассчитанные под широкопрофильные шины, крепились к ступицам пятью гайками, а внешний край обода к диску колеса – десятью гайками. Автомобили окрашивались стандартной матовой защитной оливкового цвета краской. Брезентовый тент состоял из трех частей. Спереди к нему веревочным креплением притягивалась брезентовая крыша кабины. Другая сторона крыши пристегивалась кнопками к раме ветрового стекла. Сзади кузов прикрывался брезентовым фартуком, пришнурованным оттяжками к крючкам на кузове. В середине фартука имелся большой прямоугольный клапан. Мощный карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, нижнеклапанный двигатель Т215 с отличной тягой на низких оборотах, передаточные числа понижающей передачи и редукторов мостов превращали трехосный «Додж» в тягач, способный буксировать грузы массой до 6 тонн и позволяли добиться выдающейся проходимости. Низкий центр тяжести обеспечивал завидную устойчивость к опрокидыванию. Кроме того, автомобиль можно было быстро замаскировать, убрав тент и откинув на капот лобовое стекло, в высокой траве он был уже не виден.

В экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется 1,5-тонный многоцелевой полноприводный автомобиль Dodge WС-62, поставлявшийся в Советский Союз в годы Великой Отечественной войны по ленд-лизу из США, приобретенный музеем у коллекционера В.Е. Лена в 2012 году.