2,5-тонный армейский полноприводный грузовой автомобиль GMC ССКW-353. США


Технические характеристики:

Масса – 4523 кг
Грузоподъемность – 2500 кг
Число мест в кабине – 2
Колесная формула – 6х6
Мощность двигателя – 94 л.с.
Коробка передач: 5 – вперед, 1 – назад
Скорость по шоссе – 80 км/ч
Запас хода по шоссе – 390 км

Появление американских трехосных грузовых автомобилей связано с унификацией армейского автопарка США в первые годы Второй мировой войны. До начала войны все попытки стандартизировать многомарочный автомобильный парк американской армии заметных успехов не принесли. По заказу Управления вооружений армии США разработка трехосных грузовых автомобилей началась в середине 1939 года. При этом за основу взяли опытное полноприводное шасси грузового автомобиля GMC 4929 коммерческого типа с удлиненной базой и новым 4,4-литровым силовым агрегатом, созданное в 1938 году концерном General Motors Co (GМС) совместно с фирмой Chevrolet. Однако только в 1940 году были определены классы армейских машин, в том числе и основной – многофункциональный 2,5-тонный трехосный полноприводный грузовой автомобиль. Их производство из-за различных проволочек развернулось только год спустя. Для военно-морских сил США автомобили этого типа начала строить фирма International Harvester. А наиболее лакомый заказ – оснащение сухопутных войск трехосными грузовиками – достался фирме General Motors Co, разработавшей образец 2,5-тонной грузовой автомашины АСКWХ-353 (6x6) с 4,2-литровым двигателем, кабиной и облицовкой коммерческого типа, ставшей основой для нового армейского грузовика ССKW-352/353. В октябре 1940 года фирма GМС начала мелкосерийное изготовление  первого поколения капотного армейского грузовика ССКWХ-352 (C – модель 1941 года, C – стандартная кабина, K – привод на переднюю ось, W – привод задних осей, X – нестандартный привод), с закрытой 2-местной цельнометаллической угловатой кабиной, упрощенными овальными штампованными крыльями, плоским радиатором, защитными решетками фар и коротким вариантом колесной базы, наиболее подходящего для производства в военное время. Он оснащался новым рядным 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем GMC-270 мощностью 91 л.с с высокой степенью сжатия (6,75), алюминиевыми поршнями и карбюратором Zenit. В состав трансмиссии входили сухое однодисковое сцепление, механическая 5-ступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка с механизмом отключения привода передних колес и неразрезные ведущие мосты фирмы Timken с вертикальным разъемом картера и индивидуальным карданным приводом. Подвеска всех колес осуществлялась на продольных полуэллиптических рессорах, причем задние рессоры были обратными (перевернутыми). На автомобилях использовались колесные барабанные тормоза с гидравлическим приводом с вакуумным усилителем Bendix Нуdrovac и типовые шины размером 7,50-20. Массовое производство этих автомобилей началось с января 1941 года. До февраля  1941 года было собрано 13200 машин ССKWХ-352, которые первыми стали поступать в армию США и по ленд-лизу в Великобританию.

Однако на полную мощность производство автомобилей ССКWХ-352 вышло только тогда, когда в феврале 1941 года к нему была подключена принадлежавшая концерну GMC чикагская фирма Yellow Truck & Coach Mfg, специализировавшаяся на выпуске тяжелых автобусов. Именно эта фирма освоила серийное производство трехосных 2,5-тонных грузовых автомобилей самой известной серии ССКW-352/353 (6x6) второго поколения, у которой цифровые индексы соответствовали разной величине базы – 3683 мм и 4166 мм. Рамы этих автомобилей состояли из двух продольных балок коробчатого сечения, соединенных поперечными  траверсами посредством накладок и заклепок. Кабина выполнялась из штампованных стальных листов. Для вентиляции кабины предусматривалась возможность опускания боковых стекол и поднятия ветрового стекла. В задней части на раме монтировалась металлическая платформа с откидным задним бортом и тентом на каркасе. Откидные деревянные решетки борта могли служить скамейками. На передней и задней траверсах имелось по два буксирных крюка. На задней траверсе на кронштейне устанавливался буксирный крюк с пружинной подвеской и замковым устройством. На машинах некоторых серий, оборудованных лебедкой, приклепывался специальный консольный упор. На ССКW-352/353 также использовался базовый 4,4-литровый 91-сильный двигатель, но на ряде машин более позднего выпуска мощность достигала 94 л.с. Главным техническим отличием от автомобилей ССKWХ первого выпуска было использование как прежних ведущих мостов Timken, так и мостов новой конструкции типа «банджо» с продольным разъемом картера, разработанных фирмой Chevrolet. В крыше закрытых цельнометаллических кабин обычно имелся наблюдательный люк, а на части машин над кабиной монтировали кронштейны с турелью для крупнокалиберного зенитного пулемета. Однако заказ на автомобили такого типа оказался настолько большим и срочным, что многократно превысил возможности этого небольшого предприятия. Поэтому было принято решение передать часть военного заказа другим компаниям. Именно тогда и возникла необходимость подключить к производству армейских грузовиков фирмы Studebaker Corp of America. Кроме фирмы Yellow Truck & Coach Mfg, выпуск автомобилей ССКW-352/353 с 1943 года, был освоен на головном заводе отделения GMC в Понтиаке, а также на заводах фирмы Chevrolet в Детройте и Флинте. В дальнейшем, грузовые автомобили ССКW-352/353 постоянно совершенствовались и, к 1945 году, их выпускали уже в шестой серии. В зависимости от выбора мостов и установки передней лебедки с тяговым усилием 5 тс грузовики носили дополнительные маркировки от А1/А2 до Н2/L1. С 1943 года на этих автомобилях стала использоваться открытая кабина с мягким верхом, боковыми защитными брезентовыми фартуками с целлулоидными окнами или полукруглыми выемками в неподвижных боковых жестяных загородках вместо обычных дверей, кузова были упрощенными деревянными с надставными решетчатыми бортами. В 1944 году кузова стали комбинированными с деревянным полом и неоткидными металлическими бортами. Полноприводные грузовики всего периода производства имели собственную массу 4990 – 5110 кг (базовый длиннобазный бортовой вариант без лебедки весил 5063 кг) и общую для всех вариантов полную массу – 9,3 т. Дорожный просвет составлял 250 мм. Максимальная скорость достигала 80 км/ч, средний расход топлива – 38 л на 100 км. В 1941–1943 годах в производстве находился 5-тонный заднеприводный транспортный вариант ССW-353 (6x4) без лебедки с удлиненным вариантом базы (4166 мм). На нем монтировалась та же 2-ступенчатая раздаточная коробка от полноприводного варианта, но вторая ступень в ней была заблокирована. Он весил 4523 кг – на 540 кг меньше, чем аналогичный автомобиль со всеми ведущими колесами, и поставлялся в СССР и Австралию. Для повышения проходимости на мягких грунтах, по снегу или песку передние колеса автомобилей ССКW снабжались двускатной ошиновкой, при этом на задних монтировали съемные гусеницы. Кроме того, базовые машины выпускались в газогенераторном, северном и тропическом исполнениях с дополнительными навесными канистрами. Для  армии США часть автомобилей комплектовали направляющими железнодорожными тележками компании Evans.

Наряду с грузовыми автомобилями в основном исполнении с бортовой платформой и тентом, вооруженные силы США и их союзников по антигитлеровской коалиции в 1942–1945 годах получили многочисленные типовые фургоны различного назначения, смонтированные на шасси ССКW-352/353. Их выпускали шесть американских кузовных фирм, из которых наиболее крупными были Wein и Superrior. Количество только стандартизованных обитаемых полностью закрытых удлиненных дерево-металлических фургонов 8Т5 или 8Т6 с боковыми зарешеченными окнами достигало 20 видов. В них размещались походные специализированные мастерские со стационарным и выносным оборудованием для ремонта различной военной автомобильной и бронетанковой техники в полевых условиях, в том числе: слесарно-механическая М8 для ремонта автотехники; многоцелевая механическая М16; электромеханическая М18; кузнечно-сварочная М12; для ремонта стрелкового вооружения М7; для ремонта артиллерийских систем М9; для ремонта радиотехнических приборов М30 и М31; для ремонта и восстановления шин М32; инструментальные мастерские М10, М13 и М30 различного профиля. Электропитание станков, инструментов и осветительных приборов осуществлялось от собственной генераторной станции или от внешних источников тока. Для хранения и перевозки запасных частей и материалов использовались упрощенные глухие складские фургоны М14 без окон. Особую гамму составляли укороченные кузова для войск связи. Обитаемый вариант К53 с тремя боковыми окнами, надежной звукоизоляцией и помехозащищенностью предназначался для монтажа штабных пунктов и радиостанций; глухой кузов К60 служил для перевозки радиотехнических средств и приборов. В них размещались также медицинские пункты, хирургические кабинеты, генераторные станции и мощные осветительные средства. На шасси автомобилей ССКW-352/353 монтировались различные инженерно-строительные самосвалы со стальными кузовами фирмы Heille с задней или боковой разгрузкой; цистерны для доставки воды или топлива емкостью до 2600 л; топливозаправщики с насосным оснащением и раздаточным оборудованием; автодегазаторы М3А1; станции очистки природной воды и даже мусоровозы. Простые армейские или аэродромные пожарные машины на шасси автомобилей ССKW-352/353 обычно комплектовали открытыми кузовами разных изготовителей, цистернами емкостью 1500 – 2000 л воды и насосами среднего или заднего расположения. Для монтажа армейских кранов выпускались специальные шасси с одноместной кабиной, а для перевозки и перегрузки мощных авиационных бомб или торпед служили специальные открытые машины М27 и М27В1 с крановыми системами. На шасси автомобилей ССКW также монтировались различные пулеметные и пушечные зенитные установки, в том числе – автоматические 40-мм зенитные пушки «Бофорс» М 1.

В общей сложности в США с февраля 1941 года по 1 августа 1945 года было изготовлено 562750 автомобилей ССКW-352/353, в том числе 231352 машины без лебедок. Основными потребителями автомобилей ССКW-352/353 являлись  американские, канадские и британские сухопутные войска, а также ВВС и ВМФ США, воевавшие в Тихоокеанском театре военных действий, на севере Африки и на юге Италии. В ходе Второй мировой войны эти машины по ленд-лизу поступали также в страны Британского содружества, в основном в Австралию, Новую Зеландию и Индию. В СССР в 1942–1945 годах из США по ленд-лизу наряду с грузовыми автомобилями Studebaker US 6, поступили и 5992 единиц 2,5-тонных армейских полноприводных грузовых автомобилей GMC ССКW-352/353 (с колесной базой 3683 мм и 4166 мм соответственно) и International М-5-6, а также 5975 их шасси, которые в официальной статистике проходили общим количеством вместе с шасси автомобилей Studebaker US 6. По ленд-лизу на шасси этих автомобилей также поступали механические и электромеханические ремонтные мастерские, также размещавшиеся в стандартизованных фургонах 8Т6. Кроме того, часть шасси автомобилей GMC CCKW-352/353 использовались Управлением гвардейских минометных частей Красной армии в качестве базы для установки реактивных минометов М-13.

В экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется 2,5-тонный грузовой автомобиль GMC ССKW-353 (6x6) второго поколения с удлиненной колесной базой, цельнометаллической кабиной, 94-сильным мотором и лебедкой, 1942 года выпуска, поставлявшийся в Советский Союз в годы Великой Отечественной войны по ленд-лизу из США. Приобретен музеем у коллекционера В.Е. Лена в 2010 году.