Грузовой автомобиль Laffly S-20TL VDР. Франция


Технические характеристики:

Масса – 2100 кг
Грузоподъемность – 1500 - 1750 кг
Экипаж/десант – 2 человека/10 человек
Колесная формула – 6х6
Мощность двигателя – 68 л.с.
Коробка передач: 4 – вперед, 1 – назад

Скорость по шоссе – до 80 км/ч
Запас хода по шоссе – 210 км

Французская машиностроительная фирма Laffly (в г. Париже) в 1934 году в соответствии с программой по перевооружению французской армии создала новую «систему колесных вездеходных машин с полным сцеплением», представлявших собой унифицированное семейство небронированных машин грузоподъемностью от 1,6 до 12,5 тонн с колесными формулами 4x4 и 6x6 и передними управляемыми колесами в нескольких вариантах исполнения и комплектации. Первоначально они предназначались в качестве тягачей – для замены гужевой тяги в артиллерии, для доставки пехоты к полю боя и поддержки действий кавалерии. Впоследствии к их функциям добавилось проведение разведки и ведение боевых действий с использованием собственного вооружения. Для вездеходных машин Laffly была принята своя индексация, состоявшая из комбинации букв и цифр. Первыми буквами для обозначения 2-х и 3-х-осных автомашин выбрали R и S, соответственно. Цифры: 10, 15, 20, 25, 35 и 45 обозначали класс грузоподъемности, а последние цифры индекса определяли вид и назначение автомобилей: R – разведывательные и штабные, T – артиллерийские тягачи, С - короткобазные, L – длиннобазные и т.д. Теоретическое количество исполнений военных машин, разработанных фирмой Laffly, превышало 100 вариантов. Все полноприводные военные автомобили Laffly формулы 4х4 или 6х6 были максимально унифицированы друг с другом и имели принципиально одинаковую конструкцию с индивидуальным приводом каждого колеса, обеспечивавшую повышенную живучесть в боевых действиях. В основе их конструкции лежала, так называемая, «бортовая схема трансмиссии», впервые выдвинутая и реализованная на армейских автомобилях фирмой Panhard. В этой схеме, наряду с коробкой передач, была предусмотрена раздаточная коробка с единственным (межбортовым) блокируемым дифференциалом, что существенно удешевляло производство и ремонт автомобилей. Привод каждого колеса имел свой понижающий редуктор и свой карданный вал с двумя шарнирами каждый. Все ее механизмы сосредотачивались вдоль бортов, и кузов с низким полом имел достаточно большой объем для транспортировки полностью вооруженных пехотинцев или вооружения. Семейство военных автомобилей Laffly состояло из трех серий: небольших – V10/V15 (4 х 4), среднеразмерных – S15/W15 (6 х 6) и S20/S25 (6 х 6) и тяжелых – S35/S45 (6 х 6); мощность двигателей которых состовляла от 38 до 110 л.с. Все они поступили на службу во французскую армию в 1936 – 1940 годах.

В 1937 году фирма Laffly приступила к производству среднего колесного трехосного автомобиля-транспортера пехоты S-20TL с колесной базой 2400 мм и открытым 10-местным кузовом с 20 ящиками для перевозки боеприпасов. Главными особенностями автомобиля S-20TL являются: независимая подвеска всех односкатных колес с пулестойкими шинами и упрощенный открытый грузо-пассажирский кузов с боковыми дверными проемами. В передней части сварной лонжеронной рамы на эластичных опорах смонтирован 6-ти цилиндровый бензиновый двигатель «Гочкисс» мощностью 68 л.с. со специальным радиатором водяного охлаждения. В блоке с силовыми агрегатами собраны: сухое однодисковое сцепление и синхронизированная 4-ступенчатая коробка передач. Непосредственно за коробкой передач в отдельном картере из легкого сплава смонтирована двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым дифференциалом, снабженным механизмом блокировки водителем. На трехосном автомобильном транспортере пехоты S-20TL задние колеса каждой стороны имеют собственную систему привода из двух карданных валов, вращавших главные конические пары, передававшие крутящий момент на короткие валы, на концах которых монтировались колеса. Главная передача без дифференциала и приводные валы заключены в картеры. Колеса с каждой стороны подвешены на концах продольной полуэллиптической рессоры, закрепленной по центру на поперечной трубе, приваренной к раме. Тормоза всех колес – барабанные с приводом от ножной педали с механическим усилителем. Рулевой механизм – червячный. Специфический внешний вид этому автомобилям придают небольшие односкатные катки с массивными шинами, так называемые «паразитные колеса» или «бампер-колеса», расположенные по краям передней поперечины рамы, а также между передними и средними колесами. На пересеченной местности они помогали преодолевать высокие препятствия и предохраняли от повреждения раму и агрегаты машины. В зависимости от условий эксплуатации автомобиль двигался по пересеченной местности со скоростью 6 - 8 км/ч, а на шоссе – до 80 км/ч. Полезная нагрузка автомобиля составляла 1500 – 1750 кг. Автомобиль Laffly S-20TL был рассчитан на перевозку 10 пехотинцев в полном оснащении, с вооружением, включая 2 пулемета. Также он мог перевозить 60- или 80-милиметровые минометы Brandt. В этом случае, экипаж сокращался до 7 человек. Кроме того, предусматривалась перевозка 25-милиметровых противотанковых пушек Hotchkiss SA-L Mle34 и APX SA-L Mle37, причем внутри кузова. Автомобили – транспортеры пехоты Laffly S-20TL поставлялись во французскую армию в 1936–1940 годах. Ими оснащались 2-я, 3-я и 4-я легкие механизированные дивизии Division Légère Mécanique (DLM), так во французской армии до Второй мировой войны назывались моторизованные части пехоты, призванные сопровождать танки в бою. К концу 1937 года французская армия получила первые 140 автомобилей Laffly S-20TL, однако фирма Laffly, имевшая два автозавода в Аньере и Булони, не смогла в полной мере выполнить заказ французского военного ведомства. Поэтому, начиная со 2 сентября 1939 года, фирма Société Anonyme des Anciens Etablissements Hotchkiss et Cie стала крупнейшим партнером Laffly, взяв на себя производство этих машин с колесной формулой 6x6, в том числе 10-местный транспортер пехоты S-20TL, а также его варианты – штабной автомобиль S-20TL PC и опытную автоцистерну. На 1 мая 1940 года количество автомобилей Laffly S-20TL во французской армии увеличилось уже до 630. Их производство продолжалось вплоть до декабря 1940 года. К этому времени в общей сложности было собрано около 2500 автомобилей 20-ти различных моделей. Больше всего было изготовлено транспортеров пехоты S-20TL – 737 штук, из них – 190 единиц фирмой Hotchkiss. Грузовые автомобили Laffly S-20TL VDP широко применялись французскими легкими механизированными дивизиями в военной кампании мая – июня 1940 года в качестве автомобилей-транспортеров пехоты и тягачей противотанковых пушек. После поражения Франции, среди прочей французской трофейной техники, немцам досталось значительное количество автомобилей Laffly. Часть из них осталась для несения службы в частях вермахта во Франции, но большинство было отправлено на Восточный фронт. Эти машины использовались для перевозки германской мотопехоты. Немецкие военные специалисты отмечали хорошее качество изготовления, надежность и высокую проходимость армейских автомобилей Laffly S-20TL VD. Трофейные франциузские автомобили Laffly S-20TL активно применялись немцами на Восточном фронте в 1941 году, в том числе в битве под Москвой, где почти все были потеряны. После окончания Второй мировой войны фирма Hotchkiss  возобновила выпуск автомобиля S-20TL в небольших количествах для французской жандармерии.

В настоящий момент известны всего три сохранившиеся машины модификации Laffly S-20TL VDP периода Второй мировой войны и один заправщик на ее базе. В открытой экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется один из них – трофейный французский грузовой автомобиль Laffly S-20TL VDP, выпуска 1940 года, закупленный музеем у коллекционера В.Е. Лена в 2012 году.