Пожарный автомобиль Opel Blitz 3,6-6700A TLF 15. Германия


Технические характеристики:

Масса – 3350 кг
Грузоподъемность – 3100 кг
Экипаж – 3 человека
Колесная формула – 4х4
Мощность двигателя – 68 л.с.
Коробка передач: 5 – вперед, 1 – назад

Скорость по шоссе – до 85 км/ч
Запас хода по шоссе – 320 км.

Одним из основных грузовых автомобилей, использовавшихся вермахтом в годы Второй мировой войны, является 3-тонный грузовой автомобиль Opel Blitz, выпускавшийся в двух вариантах: Opel Blitz 3.6 - 36 и Opel Blitz 3.6 - 36S (со стандартным заднеприводным шасси). В 1937 году германская автомобильная фирма Adam Opel AG освоила на своем автосброчном заводе в Бранденбурге производство грузовых автомобилей Opel Blitz 3,6 - 36S грузоподъемностью 3,1 тонны, которые к 1941 году стали основными грузовыми машинами вермахта. С 1944 году к выпуску этих автомобилей подключился и ведущий германский автомобильный концерн Daimler-Benz. Они оставались в производстве вплоть до весны 1945 года. Базовый вариант автомобиля Opel Blitz 3,6 - 36S в вермахте получил обозначение «LKW 3,6 - 36S». Этот двухосный грузовой автомобиль имел закрытую цельнометаллическую кабину, округлые штампованные крылья и высокий радиатор с вертикальной облицовкой и эмблемой «Opel Blitz» в виде росчерка молнии. Автомобиль был оборудован прочной лонжеронной рамой из П-образного стального профиля, оснащался верхнеклапанным 6-цилиндровым двигателем мощностью 73,5 л.с. от легковой машины Opel-Admiral отличался сухим однодисковым сцеплением, новой 5-ступенчатой коробкой передач, неразрезными мостами на продольных полуэллиптических рессорах, гидравлическим приводом тормозов и задними двускатными колесами. Однако капризный двигатель потребовал использовать в грузовом автомобиле Opel Blitz бензин только первого сорта, что практически исключало использование трофейного горючего на Восточном фронте. Поэтому в январе 1942 года фирма Adam Opel AG приступила к выпуску его модификации с уменьшенной степенью сжатия в двигателе, приспособив его, таким образом, для использования 56-го бензина. Мощность двигателя ܑ͐ސߐԐޠварианта к схеме с двумя двигателями типа тому, для того, чтобы сохранить прежний запас хода объем топливного бака пришлось увеличить с 84 до 92 литров, поскольку расход возрос до 30 литров по асфальту и до 40 – по грунтовой дороге. Автомобили Opel Blitz снабжались одинаковыми шинами размером 7,25 - 20 дюймов или 190 - 20 дюймов с развитым рисунком протектора. 3-тонные грузовые автомобили Opel Blitz  служили практически во всех германских военных формированиях для перевозки грузов, личного состава, буксировке легких артиллерийских орудий. На них монтировали различные виды деревянных и дерево-металлических кузовов с разной высотой бортов, со скамьями и тентами, многочисленные варианты специальных машин – передвижных радиостанций, санитарных автомобилей, различных мастерских, автобусов, цистерны и топливозаправщики, пожарные машины и т. д. 3-тонные грузовики Opel Blitz  были наиболее удачными и наиболее массовыми грузовыми автомобилями вермахта. Во фронтовых частях вермахта и войск СС грузовики Opel Blitz использовались не только для перевозки личного состава и грузов, но и в качестве шасси для монтажа 20-мм и 30-мм зенитных автоматических пушек. С 1937 по 1944 годы было изготовлено 82356 машин данного типа. Кроме грузового автомобиля Opel Blitz грузоподъемностью 3 тонны, в Германии в годы войны выпускались и унифицированные с ним автомобили меньшей грузоподъемности и с менее мощным 55-сильным двигателем от легкового автомобиля Opel Kapitan, что было сделано для снижения расхода топлива. С этой же целью на автомобилях Opel Blitz устанавливался также и дизельный двигатель от автомобиля Mersedes-Benz 260D мощностью 45 л.с., что для 3-тонного грузовика было очень мало. Еще один из вариантов этого автомобиля получил газогенераторную установку, другой – работал на метиловом спирте – в Германии с 1943 года сказывалось отсутствие своего производства бензина. В конце Второй мировой войны с целью сокращения трудозатрат и экономии металла при производстве грузовиков конструкция некоторых деталей была упрощена, и автомобили Opel Blitz выпускались с эрзац-кабиной, изготовленной, как и у советского грузовика ЗИС-5В, из дерева. Всего из выпущенных 129795 трехтонных грузовых автомобилей Opel Blitz  шестнадцать модификаций примерно 100000 ед. были поставлены в вермахт и полевым войскам СС, остальные использовались в оборонных отраслях промышленности Третьего Рейха.

В 1940 году на базе заднеприводного грузового автомобиля Opel Blitz 3,6-36S (4х2) был разработан его полноприводный (4х4) вариант под обозначением «3,6 - 6700А» (Allrad – внедорожный, - нем.) с дополнительной двухступенчатой раздаточной коробкой, укороченной на 15 см (до 3450 мм) колесной базой; увеличенными размерами колеи; более высоким клиренсом (225мм) и возросшей до 92 л емкостью топливного бака.  Установленный 6-цилиндровый карбюраторный 4-тактный V-образный двигатель жидкостного охлаждения развивал максимальную мощность 68 л.с. В трансмиссии использовались сухое однодисковое полуцентробежное сцепление и пятиступенчатая коробка передач. Снаряженная масса автомобиля Opel Blitz 3,6 - 6700A составляла 3350 кг, максимально допустимая полная масса на шоссе – 6450 кг, на местности – 5700 кг. Максимальная скорость движения грузовиков по шоссе составляла 80 – 85 км/ч; расход топлива в зависимости от условий движения – от 25 до 40 л на 100 км, а запас хода – 230 - 320 км. Полноприводный автомобиль Opel Blitz мог подняться на гору с уклоном до 70°. Привод на переднюю ось осуществлялся благодаря редуктору, который находился под управлением водителя в кабине. Данный автомобиль стал самым массовым немецким полноприводным грузовиком. В вермахте он получил обозначение – «LKW 3,6 – 6700A». Всего с 1940 по 1944 годы было выпущено 24981 автомашин Opel Blitz 3,6 – 6700A.

В годы Второй мировой войны шасси автомобилей Opel Blitz 3,6 – 6700A использовалось для постройки различных специализированных машин, в том числе – нескольких видов армейских многоцелевых пожарных машин. В 1943 году фирмой Deutz AG на базе полноприводного грузового автомобиля Opel Blitz была создана пожарная автомашина с открыто расположенной цистерной емкостью 2000 л воды для обслуживания полевых аэродромов, получившая в германских вооруженных силах обозначение «TLF 15». Эти машины получили переработанную систему охлаждения, которая позволяла, в случае необходимости, использовать для тушения пожаров не только содержимое бака, но и охлаждающую жидкость. Пожарная автоцистерна TLF 15 предназначалась для доставки к месту пожара противопожарного расчета, запаса огнетушащих веществ, противопожарно-технического вооружения и служила для подачи воды и воздушно-механической пены на место возгорания. Автоцистерна могла использоваться как самостоятельная боевая единица и как насосная станция при работе в перекачку с одной или несколькими автоцистернами или насосно-рукавными автомобилями. Противопожарный расчет в автоцистерне составлял 3 человека (включая водителя). Пожарные машины Opel Blitz 3,6 – 6700A TLF 15 использовались в наземных частях Люфтваффе. Всего в 1943–1945 годах было выпущено примерно 320 автомобилей данного типа. После окончания войны часть этих машин попала в пожарные части в ФРГ, где они продолжили службу на аэродромах. В настоящее время сохранились единичные экземпляры пожарного автомобиля Opel Blitz 3,6 – 6700A модификации TLF 15.

В открытой экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется один из сохранившихся трофейных германских пожарных автомобилей Opel Blitz 3,6 – 700A TLF 15, выпуска 1944 года, закупленный музеем у коллекционера В.Е. Лена в 2012 году.