Тяжелый мотоцикл Harley-Davidson WLA-42. США


Технические характеристики:

Масса – 248-257 кг

Грузоподъемность – 150 кг

Экипаж – 2 человека
Мощность двигателя – 24 л.с.
Коробка передач: 3 – вперед, 1 – назад
Скорость по шоссе – 110 км/ч
Запас хода по шоссе – 200 км

В 1940 году Управление вооружений армии США объявило конкурс на разработку военного мотоцикла в одиночном исполнении. В конкурсе участвовало несколько фирм, включая корпорацию Harley-Davidson Motor Co. Inc., представившую модель тяжелого военного мотоцикла, получившую обозначение WLA (W – двигатель объемом 740 куб.см, L – высокая степень сжатия, A – армейская модель). По результатам конкурса в финал попали модели мотоциклов Harley-Davidson WLA и Indian 740 Scout. Окончательную победу одержала фирма Harley-Davidson, а фирма Indian освоила производство мотоциклов на экспорт.

Тяжелый мотоцикл военного назначения Harley-Davidson WLA-42 выпускался в США корпорацией Harley-Davidson Motor Co. Inc. в 1940–1951 годах. Первые мотоциклы модели WLA были выпущены в конце 1940 года, но по-настоящему массовое производство началось после вступления США во Вторую мировую войну. Только за годы войны (в 1941–1945 годах) в США было изготовлено около 90000 мотоциклов WLA-42.

Мотоцикл военной модели, получил индекс «WLA-42», который указывался на раме и регистрационных табличках. Он создан на базе тяжелого мотоцикла Harley-Davidson WL, имел и  отличался от него более развитыми грязезащитными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной, и другими сапунами картера, исключающими возможность попадания воды внутрь. В отличие от гражданской модели, мотоцикл WLA 42 имел оригинальное расположение органов управления. Например, правую руку мотоциклиста оставили свободной, чтобы ему было удобнее стрелять прямо во время движения. Кроме того, он получил мощный задний багажник для перевозки радиостанции, патронный ящик, а также фару и задние габаритные фонари со светомаскировкой. В штатной комплектации мотоцикл оснащался специальной кобурой для 11,43-мм (.45 ACP) пистолета-пулемета Thompson М1928А1, закрепленной в передней части мотоцикла. Конструкция тяжелого мотоцикла Harley-Davidson WLA-42 выполнена по стандартной конструктивной схеме: на стальной дуплексной раме смонтирован V-образный двигатель. В качестве силового агрегата использовался бензиновый, карбюраторный, четырехтактный, двухцилиндровый, V-образный мощностью 24 л.с., расположенный продольно и сблокированный с 3-ступенчатой коробкой передач. Высокое максимальное значение крутящего момента достигалось при низких оборотах, что гарантировало отличную приспособляемость мотора к нагрузкам и тяговитость в сложных дорожных условиях. Привод на заднее колесо осуществлялся с помощью цепи. Мотоцикл Harley-Davidson WLA-42 имел глубокое седло с мягкой центральной пружиной, большие плоские подножки, контрольные лампы зарядки аккумулятора и давления масла, широкий руль с отогнутыми назад рукоятками, большие дуги безопасности. Масса – 248-257 кг. Максимальная скорость составляла – 110 км/ч, а расход топлива – 6-7 литров/100 км. Мотоцикл Harley Davidson WLA 42 отличался долговечностью, высоким качеством проработки отдельных деталей и узлов, был неприхотлив в обслуживании. Помимо американской армии, крупным заказчиком мотоциклов стала Канада, для которой выпускалась несколько измененный вариант мотоцикла WLC.

В годы Великой Отечественной войны из США в СССР по ленд-лизу было поставлено 21572 тяжелых военных мотоциклов модели WLA 42 в одиночном исполнении, отлично зарекомендовавших себя в Красной армии. Они использовались в подразделениях войсковой разведки, подразделениях связи, в качестве штабного транспорта. После окончания Великой Отечественной войны часть этих машин была передана органам Госавтоинспекции. Для Красной армии по ленд-лизу мотоцикл WLA 42 поставлялся в одиночном исполнении в виде машинокомплектов, без коляски. Для того, чтобы установить пулемет и увеличить грузоподъемность мотоцикла, по заданию ГБТУ были изготовлены и испытаны узлы крепления к импортным мотоциклам коляски от отечественного тяжелого мотоцикла М-72. Сборкой импортных мотоциклов с одновременным оборудованием их колясками М-72 с апереля 1943 года занимались Московский и Серпуховский мотозаводы и ремонтный завод № 20. До 1 мая 1945 года были оборудованы колясками 11642 американских мотоцикла «Индиан» и «Харлей-Давидсон». Мотоциклы без колясок собирались на складах и в войсковых частях. Тяжелый мотоцикл военного назначения Harley-Davidson WLA-42 был самым массовым мотоциклом Красной армии. Он был очень надежным, мог использовать советское горючее, имел низкую посадку, кроме того его конструкция настолько прочна, что при собственной массе мотоцикла 230 кг в коляске можно было перевозить до 150 кг полезного груза. К недостаткам этой модели мотоцикла относилась его низкая проходимость в условиях бездорожья. В Российской Федерации в настоящее время  подобных мотоциклов сохранилось не более 10 экземпляров.