Противотанковый металлический еж

Технические характеристики:

Высота – 0,9 - 1,0 м

Длина горизонтальной балки – 1,45 м

Время на изготовление – 1,5 часа
Время на установку (автокран) – до 0,1 часа
Количество работающих – 2 человека
Материал – стальной уголок 150х150 мм длиной 3 м или

рельс типа Р-38, Р-43, Р-50 – 3 шт.
Масса – 218 кг.

Наибольшее распространение в годы Великой Отечественной войны получили металлические ежи, сконструированные генерал-майором технических войск М.Л.Горрикером и принятые на вооружение РККА в апреле 1941 года. Металлический еж предназначался в качестве противотанкового и противотранспортного заграждения для закрытия проходов на дорогах и задержки бронетехники противника; для быстрого закрытия улиц населенных пунктов и проходов в других заграждениях. Металлические ежи выполнялись из подручных материалов – рельсов, двутавровых стальных балок, швеллеров или уголкового железа. Для устройства противотанкового ежа требовалось три куска рельса (балки и т. п.) длиной по 1,45 м, которые сваривались друг с другом с помощью металлических накладок (косынок) или скреплялись заклепками. Смысл этого заграждения состоял в том, что еж имел высоту выше, чем клиренс танка, но ниже или равную расстоянию от грунта до верхнего края нижнего лобового листа танка. Высота ежа, при этом, не должна превышать 0,9 – 1,0 метра. Поскольку он не закреплялся на месте и не вкапывался в землю подобно надолбу, то у танкиста возникал соблазн сдвинуть еж лобовой броней своей машины. При движении танка на еж, последний начинает перекатываться под ним, и танк оказывался приподнятым над землей, а его гусеницы теряли надежное сцепление с грунтом. В то же время, поскольку танк имел плоское днище, то при попытке съехать с ежа назад, танк часто оказывался неспособным сделать это. Это и являлось основной задачей заграждения из противотанковых металлических ежей – задержать противника, создать для своих противотанковых огневых средств благоприятные условия для уничтожения танков. В наставлении предписывалось, что грунт в месте установки ежей должен быть как можно более твердым. Причем, лучше всего для этого подходило асфальтовое покрытие городских улиц, но не бетон, по которому ежи только бы скользили. Ежи можно было соединять между собой цепями, тросами, проволокой и привязывать к местным предметам с тем, чтобы затруднить возможность оттаскивания с места установки. Препятствия из металлических ежей устанавливались обычно в два ряда; с расстоянием между ними 1,4 – 1,5 м. В промежутках между ежами забивались деревянные колья, и всё препятствие оплеталось колючей проволокой. Кроме того, под ежами и между ними рекомендовалось устанавливать противотанковые мины, а подступы к ним прикрывать противопехотными минами, чтобы затруднить работу саперов противника. Противотанковые ежи, как и другие невзрывные заграждения, имели свои преимущества – они были многократно дешевле всех других противотанковых средств; их можно изготавливать не заблаговременно в мирное время, а уже в ходе войны; причем для их производства не требовались дорогостоящие и дефицитные материалы и высокотехнологичная промышленная база. Противотанковые металлические ежи широко применялись советскими войсками в ходе Великой Отечественной войны, как одно из наиболее быстрых и легко устанавливаемых противотанковых препятствий, которые при необходимости легко могли быть сняты с одного участка обороны и переброшены на другой. Для этого требовался лишь автотранспорт и грузоподъемные средства. Металлические противотанковые ежи поступали в войска в готовом виде.