+7 (499) 449-81-81
Сегодня работаем с 10:00 до 22:00

Проект «Артефакт Победы»


Иркутский областной краеведческий музей в Год памяти и славы, посвященный 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, начинает проект «Артефакт Победы». Его цель – рассказать об экспонатах музея, связанных с этим трагическим периодом в истории нашей страны. Предметы, документы и фотографии военных лет помогут оживить память о наших земляках, сражавшихся на фронте и совершавших трудовые подвиги в тылу, рассказать о реалиях тех страшных лет. Партнером проекта выступила газета «Областная».

Плакат «Родина-мать зовет!»

В фондах Иркутского областного краеведческого музея хранятся около 50 плакатов времен Великой Отечественной войны. В те страшные годы они были одним из самых популярных и действенных средств пропаганды, рождая в солдатах душевные силы и волю к победе, а в тылу – силы для ударной работы. Плакаты появились в тылу, на фронте и даже на оккупированной территории. Огромные тиражи печатали Московское и Ленинградское отделения издательства «Искусство». Все плакаты из фондов музея напечатаны там.

«Родина-мать зовет!» – самый известный плакат времен Великой Отечественной войны. Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941 года, в середине июля он был известен уже всей стране. Автор плаката Ираклий Моисеевич Тоидзе писал образ Родины-матери со своей жены Тамары Теодоровны, в жилах которой, по словам сына, «текли испанская, немецкая, польская и еврейская кровь».

Из воспоминаний сына художника: «Мама рассказывала, что, услышав сообщение Совинформбюро о нападении фашистов, страшно испугалась за детей. От первого брака у нее была 9-летняя дочь Марина, которая жила отдельно со своим отцом. Вбежав к отцу в мастерскую, мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!». Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!»… Мама стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука». Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение о нападении фашистской Германии на СССР. Художник никогда еще не видел Тамару Федоровну в таком состоянии. Через испуг и тревожное смятение на ее лице пробивался немой призыв: «Надо срочно что-то делать! Бежать, спасать!...»

К утру плакат был готов. Через пять дней плакат уже вышел из типографии. Только первый тираж превысил миллион. Образ Родины-матери во многом обобщенный. Маме в 1941 году было 37 лет, но никто ей тогда не давал и 30. Отец состарил ее. В изображенной женщине я разглядел черты и нашей соседки по коммунальной квартире...»

Уже к концу месяца плакат «Родина-мать зовет!», напечатанный огромными тиражами, увидела вся страна. Агитки клеили на вокзалах и на сборных пунктах, в госучреждениях и колхозных конторах, да и просто на улицах – на дощатых заборах и кирпичных стенах. Известны случаи, когда, сдавая немцам тот или иной населенный пункт, наши солдаты напоследок срывали плакатики с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастерок – рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами.

Подпишитесь
на рассылку

Получайте новости о последних событиях музея