203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года. СССР


Технические характеристики:

Годы выпуска – 1932 - 1941

Всего выпущено - 1008 ед.

Калибр - 203 мм

Масса в боевом положении - 17 700 кг

Длина ствола - 5087 мм

Длина нарезной части - 3981 мм

Расчет - 15 человек

Скорость движения – 12 - 15 км/ч

Скорострельность - 1 выстр/мин

Наибольшая дальность стрельбы – 18 025 м

Дальность прямого выстрела – нет данных

Углы обстрела:

По горизонтали - 8°

По вертикали - 0° +60°

Разработка проекта 203-мм гаубицы большой досягаемости была начата в КБ Артиллерийского комитета ГАУ в 1926 году в соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть. Планировалось создание «триплекса»: 122-мм корпусной пушки, 152-мм пушки артиллерии резерва главного командования (АРГК) и 203-мм гаубицы АРГК. Эти работы вначале возглавлял руководитель КБ Арткома ГАУ Ф.Ф. Лендер, а затем после его смерти, в 1927 году, созданием гаубицы занимались ведущие конструкторы Ленинградского завода «Большевик». Гаубица была разработана в 1928 году в двух вариантах: с дульным тормозом и без него. Стволы орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы, однако предпочтение отдали стволу без дульного тормоза. Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были созданы в КБ Арткома, а рабочие чертежи лафета на гусеничном ходу - в КБ завода «Большевик».

Новое орудие получило индекс «Б-4». Его первый опытный образец изготовили на заводе «Большевик» в 1931 году. К особенностям этой гаубицы относилось использование лафета на гусеничном ходу. В те годы ни одни колеса не могли выдержать силу отдачи при стрельбе из 203-мм орудий полным зарядом, поэтому было принято оригинальное решение: заменить колесный ход - гусеничным, что обеспечило гаубице достаточно высокую проходимость, допуская ведение стрельбы с грунта без использования упоров и обустройства специальной площадки. Эта техническая особенность позволила лафету стать унифицированным для целого семейства «триплекс» тяжелых орудий большой мощности в составе: 152-мм пушки Бр-2, 203-мм гаубицы Б-4 и 280-мм мортиры Бр-5. Для транспортировки в походном положении гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и отдельно - соединенный с передком гусеничный лафет.

Для транспортировки использовались гусеничные тягачи «Коммунар», наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч . На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в не разобранном виде. Подобный способ транспортировки мог использоваться в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника. Однако из-за большого количества недостатков конструкция гаубицы требовала существенных изменений, поэтому уже в 1932 году была проведена ее модернизация. На тот же лафет наложили удлиненный на 3 калибра и более прочный ствол. Гаубицы со старым стволом получили наименование «Б-4 малой мощности» (ММ), а орудия с новым стволом - «Б-4 большой мощности» (БМ). После длительных полигонных и войсковых испытаний 10 июня 1934 года орудие приняли на вооружение Красной армии под обозначением «203-мм гаубица образца 1931 года».

Гаубица Б-4 имела скрепленный или моноблочный ствол с лейнером; затвор поршневого типа; гидравлический тормоз отката; гидропневматический накатник; переменную длину отката; картузное заряжание и тяжелый лафет с гусеничным ходом.

Для облегчения заряжания гаубицы на лафете была смонтирована лебедка с ручным приводом. В качестве легкого щитового прикрытия использовались спинки сидений, установленных на лафете по обе стороны ствола. Боекомплект Б-4 состоял из выстрелов раздельного картузного заряжания. Стрельба велась фугасными и бетонобойными снарядами. Дальность стрельбы фугасным снарядом массой 100 кг , с начальной скоростью 575 м/с, составляла 18 000 м . Бетонобойный снаряд, с начальной скоростью 600 м/с, пробивал бетонное перекрытие толщиной до одного метра. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) с полным и одиннадцатью различными переменными зарядами, дающими разные начальные скорости снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей.

203-мм гаубица Б-4 предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений противника, для борьбы с артиллерией противника и для подавления дальних целей, а также для уничтожения целей, находящихся вдалеке от линии фронта. Во время советско-финской войны в 1939 - 1940 годах Красная армия впервые в массовых масштабах использовали крупнокалиберную артиллерию для прорыва сильно укрепленной обороны противника, и в том числе 203-мм гаубицы образца 1931 года.

По состоянию на 1 марта 1940 года, на финском фронте насчитывалось 142 гаубицы Б-4. На 22 июня 1941 года в РККА имелось уже 849 гаубиц Б-4, состоявших на вооружении в 33 гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. Артиллерия РВГК предназначалась для усиления артиллерийских группировок на главных направлениях.

В ходе Великой Отечественной войны 203-мм гаубицы Б-4 успешно использовали, причем благодаря их мощности, превосходной баллистике 12 переменных зарядов и углу возвышения 60°, обеспечивался выбор оптимальной траектории для поражения разнообразных целей. Ставка Верховного Главнокомандования маневрировала этими орудиями, в нужные моменты, образуя на участках прорыва огромное качественное и количественное превосходство над противником. Гаубичные артиллерийские полки большой мощности РВГК после начала войны были выведены в глубокий тыл, и они приняли участие в боевых действиях только с конца 1942 года, когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной армии.

203-мм гаубица образца 1931 года успешно использовалась как при прорыве укрепленных полос, так и при штурме крепостей, а также в уличных боях в больших городах. Гаубица применялась при прорыве укрепленных полос («Линия Маннергейма», «Карельский вал» и т.д.), при штурме крепостей (Восточная Пруссия), а также в уличных боях в больших городах (Берлин и др.) В штурме Берлина принимали участие 38 гаубиц Б-4. Расчеты гаубиц действовали дерзко, с близкого расстояния вели огонь по укрепленным очагам сопротивления, разрушая их и уничтожая обороняющихся. Так, одно из орудий на перекрестке улиц Лиден-штрассе и Риттер-штрассе, с расстояния 150 метров , 6 выстрелами разрушило хорошо укрепленное и подготовленное к длительной обороне здание. К 1 мая 1945 года 203-мм гаубицы Б-4 имелись в 30 гаубичных артиллерийских бригадах и 4 отдельных гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК.

203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года выпускалась на заводе «Большевик»
(г. Ленинград) с 1932 года по 1941 год, а на заводе «Баррикады» (г. Сталинград) с 1937 по 1941 год. Однако полной унификации гаубиц Б-4 производства заводов «Большевик» и «Баррикады» добиться не удалось. В 1938 году к их производству был подключен третий завод - Новокраматорский. Всего было произведено 1008 гаубиц Б-4, из них – 31 гаубица Б-4ММ и 977 гаубиц Б-4БМ. После окончания войны Б-4БМ еще раз модернизировали.

В 1954 году главный конструктор завода «Баррикады» Г.И. Сергеев поставил ее на двухосный колесный лафет. 203-мм гаубица с новым лафетом получила индекс «Б-4М» и была принята на вооружение Советской армии в 1955 году.

Транспортировка орудия стала нераздельной, скорость буксировки существенно возросла до 35 км/ч . У гаубицы Б-4М ствол при транспортировке уже не снимался, а оттягивался, что позволило снизить время перевода походного в боевое положение и обратно. Кроме того, отказ от ствольной повозки позволил ограничиться одним тягачом. Модернизированные гаубицы Б-4М находились на вооружении Советской армии до конца 1970-х годов.