57-мм зенитная автоматическая пушка R 10. Чехословакия


Технические характеристики:

Годы выпуска – 1952 - 1956

Всего выпущено – 219 ед.

Калибр - 57 мм

Масса в боевом положении – около 4000 кг

Длина ствола – 3533 мм

Длина нарезной части - нет данных

Расчет - 6 человек

Скорость движения – до 50 км/ч

Скорострельность - 180 выстр/мин

Наибольшая дальность стрельбы - 14200 м

Углы обстрела:

По горизонтали - 360°

По вертикали - нет данных

Германская оккупация Чешской республики в 1939 году способствовала значительному росту темпов вооружений вермахта. В германскую военную промышленность влились крупнейшие первоклассные чешские оружейные производства, в том числе, машиностроительный концерн Skoda в г. Пльзень. В годы Второй мировой войны этот концерн, использовавший весь конструкторский и производственный потенциал чешской военной промышленности, принял самое активное участие в создании новейших образцов вооружения для вермахта.

В марте 1944 года немецкие оккупанты поставили задачу перед чешскими конструкторами переработать конструкцию 30-мм автоматической зенитной пушки. Предполагалось, что новое 50-мм автоматическое зенитное орудие фирмы Skoda будет иметь дальность стрельбы - 8000 м ., начальную скорость снаряда – 1000 м/с, массу снаряда – 2,5 кг . Позже калибр этого орудия увеличили до 55 мм , как и у других перспективных германских зенитных автоматических орудий, созданных в 1944 – 1945 годах.

Окончание Второй мировой войны не помешало продолжению работ над этим проектом, причем уже не только, и не столько для Чехословацкой Народной Армии (ЧНА), сколько в экспортных целях. Министерство Обороны Чехословакии предложило руководству национализированной компании Skoda, переделать это орудие под калибр 57 мм , в целях унификации с новыми советскими зенитными орудиями.

4 марта 1948 года были выдвинуты тактико-технические требования на новое 57-мм автоматическое зенитное орудие: начальная скорость снаряда – не менее 300 м/с, и практическая дальность стрельбы – до 5500 м . К 1949 году это орудие было создано в трех основных вариантах, отличавшихся друг от друга конструкцией лафета и способом подачи выстрелов (из магазина или ленты). Первый опытный образец пушки, под индексом «R 8» появился в марте 1949 года. В нем сочетались конструктивные особенности немецких зенитных орудий, созданных на завершающем этапе Второй мировой войны. Оно имело платформу с четырьмя откидными станинами и со съемной колесной базой. Зенитная пушка R 8 весила почти три тонны. Питание пушки осуществлялось из металлических лент. Немного позднее был изготовлен второй опытный образец «R 10» с лафетом, спроектированным по типу 40-мм зенитной установки «Бофорс», поэтому она весила на тонну больше.

Пушка R 10 имела аналогичную систему подачи выстрелов. Третий опытный образец «R12» также был установлен на лафете с несъемным шасси, но подача снарядов осуществлялась с помощью двух 40-зарядных магазинов, что увеличило его массу, в отличие от R 10, всего на 500 кг . После испытаний, проведенных в марте 1950 года, были выдвинуты более строгие требования к зенитному орудию. Горизонтальная дальность стрельбы должна была теперь достигать - 13500 метров , а вертикальная - 5500 метров .

Использование гидропневматического автоматического механизма должно было повысить скорость вращения установки до 170° - 180° в минуту. Ресурс живучести ствола должен был составить 2000 выстрелов. Платформа орудия должна была стать съемной, а расчет орудия должен был получить щитовое прикрытие, защищающее от винтовочных пуль калибра 7,92-мм и осколков. Общая масса зенитного орудия с платформой не должна была превышать четыре тонны.

После внесенных доработок, в том же 1950-м году был окончательно утвержден в качестве основного усовершенствованный образец зенитной пушки R10. Автоматика этого орудия работала за счет использования энергии пороховых газов и короткого хода ствола. Питание осуществлялось - из металлической ленты. Накатник - пружинный, тормоз отката - гидравлический. Для наведения использовался электропривод с собственным двигателем внутреннего сгорания. Охлаждение ствола – воздушное, дульный тормоз отсутствовал. В боекомплект входили унитарные выстрелы с осколочно-трассирующими и бронебойными снарядами. Масса снаряда составляла 2,5 кг , начальная скорость снаряда – 1005 м/сек. Однако из-за выявленных конструктивных недостатков к серийному выпуску нулевой серии из 30 зенитных орудий R 10 заводы ZVIL Plzen (как теперь назывался концерн Skoda) приступили только в 1952 году. Эти пушки предназначались для войсковых испытаний. Но вскоре работа над этой зенитной пушкой вновь затянулась, и в марте 1954 был поднят вопрос о полном прекращении работ над этим орудием, как из-за большого количества ее конструктивных и технологических недостатков, так и из-за использования в R 10 уникальных унитарных выстрелов, не взаимозаменяемых с советскими 57-мм патронами к зенитному орудию С-60. В итоге, после целого ряда дискуссий и переговоров, в том числе и советскими советниками в ЧНА, было найдено компромиссное решение: к концу 1956 года чехословацкие оружейники должны были после устранения выявленных дефектов R10 изготовить еще 200 зенитных пушек этой системы. Однако остальные необходимые для перевооружения частей противовоздушной обороны ЧНА было решено закупить орудия советского производства. Ими стали новые 57-мм зенитные автоматические пушки С-60.

К концу 1956 года, заводы ZVIL Pilsen справились с производством 200 орудий R10. На вооружение в ЧНА они были приняты под обозначением «57-мм зенитное орудие vz.7s» (образец 7с), т.е. без даты принятия этого образца на вооружение.

57-мм зенитные пушки vz.7s (R10) поступили в 73-й артиллерийский зенитный полк в г. Пльзень, и в 253-й и 254-й зенитные полки ПВО 82-й артиллерийской дивизии ПВО в г. Яромире, где и использовались вплоть до начала 1990-х годов.

В Центральном музее Великой Отечественной войны экспонируется чехословацкая 57-мм зенитная автоматическая пушка R 10, поступившая в Министерство Обороны СССР в середине 1950-х годов, для изучения в советских КБ перспективных образцов вооружения наших союзников по Варшавскому Договору.