76-мм дивизионная пушка Ф-20. Опытный образец 1935 года. СССР

Технические характеристики:

Годы выпуска – 1934

Всего выпущено – нет данных

Калибр – 76 мм

Масса в боевом положении - 1867 кг

Длина ствола - 3923 мм

Длина нарезной части – 3292 мм

Расчет – 6 человек

Скорость движения – до 30 км/ч

Скорострельность – до 20 выстр/мин

Наибольшая дальность стрельбы – 14 300 м

Дальность прямого выстрела – до 825 м

Углы обстрела:

По горизонтали - 60°

По вертикали - 5° +75°

В начале 1930-х годов в СССР активно проводились работы по созданию дивизионных универсальных (с круговым обстрелом) и полууниверсальных (предназначенных для «ведения заградительного зенитного огня») пушек.

В рамках концепции полууниверсального (зенитно-дивизионного) орудия (т.е. способной одновременно выполнять роль противотанковой, зенитной и дивизионной пушки) в 1933 году в ГКБ-38 (конструкторское бюро завода № 32 в подмосковной деревне Подлипки) была спроектирована конструкторским коллективом В.Г. Грабина новая 76-мм дивизионная пушка А-51. Эта пушка предназначалась для ограниченной борьбы с зенитными целями (заградительный огонь), для борьбы с танками и решения всех остальных задач специальной дивизионной пушки. Несмотря на то, что ГКБ-38 в том же 1933 году было ликвидировано, проект пушки А-51 все-таки был воплощен в металле.

КБ завода «Новое Сормово» № 92 (г. Горький), созданное в январе 1934 года под руководством В.Г. Грабина (куда переехали сотрудники ликвидированного ГКБ-38), продолжало дорабатывать проект пушки А-51. В 1934 году завод № 92 изготовил опытный образец 76-мм полууниверсальной пушки А-51, но уже под своим заводским индексом - «Ф-20». Основным требованием при ее разработке являлось сохранение штатной 76-мм гильзы от дивизионной пушки образца 1902 года. Поэтому гильза для боеприпаса нового орудия, сохранив геометрические размеры, получила увеличенный пороховой заряд с 0,9 кг до 1,08 кг. Ствол новой пушки также удлинили до 50 калибров, а канал и камора ее ствола заимствовали у 76-мм зенитной пушки обр. 1915/1928 годов, с которой пушка Ф-20 имела аналогичную баллистику.

Пушка Ф-20 состояла из ствола с полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором и подрессоренного двухколесного однобрусного лафета с поддоном и с большими стальными колесами Оригинальность конструкции этого орудия состояла в том, что ствол представлял свободную трубу с кожухом и навинтным казенником и полуавтоматическим затвором. Затвор (вертикальный клиновой) и полуавтоматическое управление почти полностью были взяты от 76-мм зенитной пушки образца 1931 года. На стволе был смонтирован дульный тормоз - для частичного поглощения отдачи при выстреле. Пушка имела гидравлический тормоз отката, гидропневматический накатник, при этом длина отката была переменной. Пружинный уравновешивающий механизм состоял из двух цилиндров. Подъемный механизм - секторный. Прицел и механизм вертикального наведения располагались с разных сторон ствола. Верхний станок – стальная отливка с ввернутым кованым боевым штырем. К верхнему станку крепился щит.

Колеса использовались в двух вариантах: с узкими резиновыми шинами и с металлическим ободом. К хоботовой части станка крепился поворотный механизм гусеничного типа (аналогичный пушке 32-К), с помощью которого производился поворот орудия. Поддон в походном положении вывешивался под лафетом, при переходе в боевое положение пушка накатывалась на поддон. Стрельба в штатном положении велась с поддона, но можно было стрелять и с колес. Пушка Ф-20 имела снаряд массой 7,1 кг , с начальной скоростью - 710 м/с, а ее максимальная дальность стрельбы достигала 14300 м (при вертикальном угле наведения - 45°). Камора была рассчитана на стандартную гильзу обр. 1900 года, соответственно, орудие могло стрелять всеми боеприпасами для 76-мм дивизионных и полковых орудий, и имело баллистику 76-мм зенитной пушки обр. 1915/1928 годов. В боекомплект орудия входили унитарные выстрелы: с калиберными бронебойными снарядами; осколочно-фугасными снарядами, в том числе, фугасная стальная старая русская и французская гранаты; шрапнель; картечь; зажигательные и дымовые снаряды. Так, бронепробиваемость калиберным бронебойным снарядом под углом 90° на дистанции 500 м у пушки Ф-20 составляла 75 мм , а на дальности 1000 м - 67 мм .

В начале 1935 года дивизионная пушка Ф-20 была отправлена на полигонные испытания, которые завершились неудачно. Поскольку эта пушка имела устаревшую конструкцию однобрусного лафета, она по своим характеристикам не соответствовала требованиям времени и не удовлетворяла В.Г. Грабина. В связи с этим, одновременно с работами по ее усовершенствованию, на базе пушки Ф-20 было начато проектирование нового дивизионного орудия, получившего индекс «Ф-22», завершившееся в 1935 году.

Именно это орудие и стало первой артсистемой, полностью разработанной в СССР (а не являющейся очередной модернизацией орудий Российской армии или зарубежной разработкой), которое было принято на вооружение Красной армии в 1936 году.

76-мм дивизионная пушка Ф-22 образца 1936 года имела современную на момент создания конструкцию с раздвижными станинами, с подрессориванием и металлическими колесами с резиновыми шинами. Оно оснащалось полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором, и гидравлическим тормозом отката. Орудие могло стрелять всеми боеприпасами для 76-мм дивизионных и полковых орудий. Максимальная дальность стрельбы - 14000 м . Впервые пушка Ф-22 была успешно использована в боях с японскими войсками на реке Халхин-Гол и у озера Хасан. Всего в 1937 -1939 годах было выпущено 2932 пушки Ф-22. В 1939 году их заменили в производстве более модернизированными 76-мм дивизионными пушками конструкции В.Г. Грабина Ф-22УСВ образца 1939 года.

На 1 июня 1941 года в частях Красной армии имелось 2868 пушек Ф-22. В течение 1941 - 1942 года эти пушки понесли большие потери, но в небольших количествах продолжали использоваться в артиллерийских частях в действующей армии вплоть до конца Великой Отечественной войны.