85-мм дивизионная пушка Д-44. СССР


Технические характеристики:

Годы выпуска – 1945 - 1957

Всего выпущено – более 12 500 ед.

Калибр - 85 мм

Масса в боевом положении - 1725 кг

Длина ствола - 4685 мм

Длина нарезной части - 3496 мм

Расчет - 6 человек

Скорость движения - 60 км/ч

Скорострельность - 25 выстр/мин

Наибольшая дальность стрельбы – 15 820 м

Дальность прямого выстрела - 1100 м
Углы обстрела:

По горизонтали - 54°

По вертикали - 7° +35°

На заключительном этапе Великой Отечественной войны, когда Красная армия перешла к активным наступательным действиям, фронт настоятельно требовал более мощное дивизионное орудие, чем штатная 76-мм пушка ЗИС-3 образца 1942 года.

Переход на больший калибр был необходим, поскольку у вермахта появились новые тяжелые танки с мощной броней. В ходе опытно-конструкторских работ, проводившихся в 1944 году, сразу несколько КБ предложили свои варианты 85-мм дивизионных пушек, лучшей из которых была признана 85-мм дивизионная пушка Д-44, разработанная ОКБ-9 Ф.Ф. Петрова на артиллерийском заводе № 9 («Уралмаш») в
г. Свердловске. Ее первый опытный образец, изготовленный на заводе № 92 (им. Сталина) в г. Горьком, получил обозначение «ЗИС-Д-44».

Во второй половине 1944 - в начале 1945 года пушка ЗИС-Д-44 проходила заводские испытания и доводку уже на заводе № 9. Доработанный вариант ЗИС-Д-44 поступил на Гороховецкий полигон для проведения полигонных испытаний - 8 мая 1945 года. На испытаниях пушка показала высокую скорострельность: с исправлением наводки под углом +20° - 15 выстр/мин, а максимальная скорострельность без исправления наводки составляла до 20 - 22 выстр/мин. Однако пушка ЗИС-Д-44 полигонных испытаний не выдержала, в том числе - и из-за неудовлетворительной экстракции гильз. И только уже после окончания войны, когда орудие прошло повторные полигонные, а затем и войсковые испытания, в 1946 году оно было принято на вооружение Советской армии под обозначением «85-мм дивизионная пушка Д-44».

Пушка Д-44 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия, ее отличительными особенностями являются компактность размещения механизмов наведения, малая высота линии огня и возможность транспортировки механической тягой с высокой скоростью движения. Ствол состоял из трубы-моноблока, казенника, муфты, дульного тормоза и обоймы. Наряду с дульным тормозом активного типа значительную часть силы отката поглощали гидропневматические противооткатные устройства, смонтированные в обойме над стволом. При выстреле они откатывались вместе со стволом, при этом нормальная длина отката составляла 580 - 660 мм , предельная - 675 мм . Пушка имела вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Его конструкция и использование в качестве боеприпасов унитарных выстрелов обеспечили скорострельность с исправлением наводки 13-15 выстрелов в минуту, а максимальную скорострельность без исправления наводки - до 25 выстрелов в минуту.

Ствол размещался в люльке, представляющей собой литую цилиндрическую обойму, закрепленную на верхнем станке лафета. С помощью подъемного механизма (имевшего один сектор), также смонтированного на верхнем станке, ствол вместе с люлькой мог вращаться в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -7° до +35°. Угол горизонтальной наводки, обеспечиваемый поворотным механизмом винтового типа, составлял - 54°. Уравновешивающий механизм - толкающего типа, с гидравлическим запором воздуха, состоял из одной колонки, расположенной слева от ствола.

В качестве прицельных приспособлений устанавливались панорамный прицел или прицел С71-7, оптические прицелы ОП1-7, ОП2-7, ОП4-7 и ОП4 М-7. Могли использоваться также ночные прицелы АПН-2 или АПНЗ-7.

Для защиты расчета от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин на верхнем станке было закреплено щитовое прикрытие. На нижнем станке лафета были смонтированы две раздвижные трубчатые станины. Высота линии огня составляла 825 мм . Ходовая часть - двухколесная, использовались усиленные колеса от грузового автомобиля ГАЗ-АА с шинами, заполненными губчатым каучуком (ГК). Боевая ось состояла из двух прямых полуосей. Наличие торсионного подрессоривания позволяло буксировать орудие армейскими грузовыми автомобилями (6x6) или быстроходными гусеничными тягачами по шоссе со скоростью до 60 км/час.

Время перевода пушки из походного положения в боевое и обратно не превышало одной минуты. В боекомплект пушки Д-44 входили унитарные выстрелы с осколочно-фугасными гранатами (более 12 типов), подкалиберными снарядами катушечной формы, кумулятивными и дымовыми снарядами. Дальность стрельбы осколочно-фугасной гранатой массой 9,54 кг (начальная скорость 793 м/сек) составляла 15 820 м . Бронебойный калиберный снаряд пушки Д-44 с расстояния 500 м по цели высотой 2 м под углом 90° пробивал броню толщиной 135 мм , а на дальности 2000 м - 100-мм броню.

С 1945 по 1954 год завод № 9 («Уралмаш») произвел более 12 500 орудий Д-44.

85-мм дивизионная пушка Д-44 состояла на вооружении Советской армии и вооруженных сил стран-участниц Варшавского договора, а также поставлялась на экспорт. В 1948 году на базе Д-44 была создана 85-мм противотанковая пушка Д-48, принятая на вооружение Советской армии в 1952 году. В 1954 году на вооружение Советской армии поступает еще одна модификация этой пушки - 85-мм самодвижущаяся пушка СД-44, созданная в ОКБ-9 завода №9 еще в конце 1948 года. Проект по ее созданию предусматривал, что на большие расстояния она будет транспортироваться колесными или гусеничными тягачами, а ее перемещение на поле боя будет производиться самостоятельно с помощью вспомогательной силовой установки. Лафет СД-44 отличался от своего прототипа тем, что на одной из его станин монтировался прикрытый кожухом мотоциклетный двигатель мощностью 14 л . с. Крутящий момент от двигателя передавался на колеса пушки через карданный вал, дифференциал и полуоси.

Коробка переключения передач, входящая в состав трансмиссии, обеспечивала 6 передач движения вперед и 2 передачи заднего хода. На станине также крепилось сиденье для одного из номеров расчета, выполняющего функции механика-водителя и рулевое колесо, которое управляло дополнительным, третьим, колесом, смонтированным на конце одной из станин. Для освещения дороги в темное время суток на концах станин устанавливалась фара, а для преодоления особо сложных участков пути на пушке было предусмотрено оригинальное устройство — самовытаскиватель - барабан на колесах и трос, закрепленный на щите.

Масса пушки СД-44 в боевом положении возросла до 2250 кг . В режиме самодвижения пушка передвигалась стволом назад, при этом на ней размещался как весь расчет, так и часть боекомплекта. На шоссе пушка СД-44 развивала скорость до 25 км/час, была способна самостоятельно преодолевать подъемы до 27°, броды глубиной до 0,5 мм и снежные заносы высотой 0,30- 0,65 м . Запас хода по булыжной мостовой составлял 220 км .

На большие расстояния пушка буксировалась колесным или гусеничным тягачом с максимальной скоростью до 60 км/час. С 1954 по 1957 год завод № 9 переделал из пушек Д-44 в самодвижущиеся пушки СД-44 и произвел новых СД-44 примерно 700 штук. Они поступили на вооружение артиллерийских подразделений воздушно-десантных дивизий. Для парашютного десантирования СД-44 были разработаны специальные десантные платформы.

В 1957 году пушка прошла еще одну модернизацию - 150 модифицированных пушек СД-44Н были оборудованы ночными прицелами. В настоящее время пушка Д-44 и ее модификации продолжают находиться на вооружении Российской армии.