85-мм противотанковая пушка Д-48. СССР


Технические характеристики:

Годы выпуска – 1955 - 1957

Всего выпущено - 819 ед.

Калибр - 85 мм

Масса в боевом положении - 2350 кг

Длина ствола - 6290 мм

Длина нарезной части - 4900 мм

Расчет - 6 человек

Скорость движения - 60 км/ч

Скорострельность - 15 выстр/мин

Наибольшая дальность стрельбы - 8400 м

Дальность прямого выстрела - 1120 м
Углы обстрела:

По горизонтали - 54°

По вертикали - 6° +35°

85-мм противотанковая пушка Д-48 была спроектирована на ОКБ завода № 9 («Уралмаш») под руководством Ф.Ф. Петрова с использованием в ее конструкции некоторых узлов и деталей 85-мм дивизионной пушки Д-44 и 100-мм пушки БС-3 образца 1944 года.

Первый опытный экземпляр Д-48, изготовленный заводом № 9, был сдан ГАУ
31 декабря 1948 года. Полигонные испытания Д-48 проводились на Главном артиллерийском полигоне в 1949 - 1950 годах, в том числе - и сравнительные испытания с 85-мм противотанковой пушкой С-6-А, созданной в ЦНИИ-58 под руководством В.Г. Грабина.

По результатам испытаний на вооружение Советской армии в 1953 году приняли пушку Д-48. Она предназначалась для поражения: танков, САУ, бронетранспортеров и других бронированных средств противника, а также для подавления живой силы и огневых средств, находящихся вне укрытий, в окопах, траншеях и легких укрытиях; разрушения полевых оборонительных сооружений; борьбы с артиллерией противника; уничтожения легких судов и огневых средств десанта при обороне морского побережья. Ее можно было использовать для стрельбы по бронеколпакам, амбразурам ДОТов и ДЗОТов.

Противотанковая пушка Д-48 представляет собой классическое длинноствольное противотанковое орудие с раздвижными станинами, полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором с пружинной полуавтоматикой и подрессоренным колесным ходом. К ее основным особенностям относится исключительно длинный ствол, длина которого для обеспечения максимальной начальной скорости снаряда была доведена до 74 калибров ( 6290 мм ). Он оснащен многооконным двухкамерным дульным тормозом активного типа с эффективностью 68%. Ствол соединялся с казенником с помощью соединительной муфты. Вертикальный клиновой затвор с пружинной полуавтоматикой был заимствован у 100-мм противотанковой пушки образца 1944 года БС-3 и допускал темп ведения стрельбы с максимальной скоростью 15 выстрелов в минуту.

Противооткатные устройства (гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник) закреплены в обойме над стволом, аналогично пушке
Д-44. При выстреле они откатывались вместе со стволом. Так же (справа от ствола) располагался уравновешивающий пневматический механизм толкающего типа. Люлька литая цилиндрическая. Слева от ствола смонтированы односекторный подъемный и винтовой поворотный механизмы, с помощью которых орудие может наводиться на цель в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -6° до +35° и в горизонтальной - в пределах угла в 54°. По своей конструкции подъемный и поворотный механизмы аналогичны механизмам пушки Д-44.

Прицельные приспособления состояли из механического прицела С-71-77 с орудийным угломером, предназначенным для наведения пушки во время стрельбы с закрытых огневых позиций, оптического прицела ОП2-77 или ОП-2-77 - для стрельбы прямой наводкой и орудийной панорамы ПГ-1. Щитовое прикрытие состояло из основного щита, закрепленного на верхнем станке, и 2-х откидных щитков. На несущем щите, жестко скрепленным с передним и задними бронелистами, нижним откидным и рамкой, располагалась вращающаяся часть орудия. Значительные изменения (по сравнению с пушкой Д-44) претерпел нижний станок лафета. К его литому корпусу были шарнирно прикреплены раздвижные станины коробчатого типа с постоянными сошниками. На конце левой станины крепился подхоботовый каток для перекатывания пушки на небольшое расстояние силами расчета. В ходовой части пушки использованы колеса от грузового автомобиля ЗИС-5 с шинами «ГК». В нижнем станке лафета монтировалась двухколесная ходовая часть орудия, автоматически выключающаяся во время развода станин. Наличие торсионного подрессоривания ходовой части позволяло буксировать пушку армейскими грузовыми автомобилями (4х4 или 6х6) или гусеничными артиллерийскими тягачами со скоростью до 60 км/ч . Высота линии огня составляла 830 мм .

Для перевода пушки из походного положения в боевое и обратно расчету требовалось 1,5 - 2 минуты. Скорострельность пушки составляла 8 - 9 выстрелов в минуту при прицельной стрельбе.

В боекомплект к 85-мм орудию входили 100 унитарных выстрелов (созданные специально для Д-48) с бронебойными и кумулятивными снарядами - для борьбы с бронетехникой; а выстрелы с осколочно-фугасными снарядами с полным и уменьшенным зарядами использовались для уничтожения живой силы и огневых точек противника, расположенных открыто. Бронебойный снаряд на дистанции 1 000 м пробивал броню толщиной 150/185 мм под углом 60°/90°. Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасной гранатой с полным зарядом составляла18970 м, с уменьшенным зарядом - 14770 м . В 1955 году завод №75 в г. Юрга Кемеровской обл. освоил серийное производство
Д-48. Противотанковая пушка Д-48 находилась в производстве по 1957 год. За это время было изготовлено 819 ед., в т.ч. - 100 модифицированных орудий Д-48Н, оснащенных ночными прицелами АПН2-77 или АПН3-77.

Противотанковые пушки Д-48 состояли на вооружении отдельных противотанковых артиллерийских дивизионов в мотострелковых и танковых полках
(2 батареи по 6 орудий, всего 12 пушек - в дивизионе). Пушки Д-48 поставлялись армиям всех стран-участниц Варшавского договора. В 1958 году большинство конструктивных элементов Д-48 были использованы при создании первой в мире серийной гладкоствольной противотанковой пушки Т-12 (2А19). Однако как противотанковое орудие пушка Д-48 сразу же устарела, поскольку с принятием на вооружение в армиях блока НАТО в конце 1950-х годов новых основных американских боевых танков М 48А3 и М 60А1 с мощной броневой защитой все возможности по бронепробиваемости у 85-мм противотанковых пушек были уже исчерпаны.