85-мм противотанковая пушка ЗИС-С-8. Опытный образец 1945 года. СССР


Технические характеристики:

Годы выпуска – 1944

Всего выпущено – 5 ед.

Калибр – 85 мм

Масса в боевом положении - 1765 кг

Длина ствола - 4650 мм

Длина нарезной части – 3500 мм

Расчет – 6 человек

Скорость движения – до 50 км/ч

Скорострельность – до 20 выстр/мин

Наибольшая дальность стрельбы – 11 800 м

Дальность прямого выстрела – нет данных

Углы обстрела:

По горизонтали - 55°

По вертикали – 4,5° +30°

На заключительном этапе Великой Отечественной войны, с переходом Красная армия к стратегическим наступательным операциям, воюющим частям требовалось новое мощное дивизионное орудие. Увеличение калибра подобных орудий было связано с появлением на Восточном фронте у немцев новых танков и САУ с толстой броней.

В ходе опытно-конструкторских работ, сразу несколько КБ предложили свои варианты 85-мм дивизионных пушек. В 1943 году в ЦАКБ (г. Калининград) под руководством начальника и главного конструктора бюро В.Г. Грабина была создана 85-мм дивизионная пушка С-8 с баллистикой 85-мм зенитной пушки 52-К образца 1939 года.

Еще перед войной в КБ завода № 92 им. И.В.Сталина (г. Горький) под руководством В.Г. Грабина проводились работы по созданию подобных орудий калибра 85-мм: дивизионной пушке Ф-30 (впоследствии переименованной в ЗИС-12) и противотанковой пушке ЗИС-23. Однако с началом войны работы по 85-мм дивизионным пушкам были свернуты. Опытный образец 85-мм пушки С-8 был изготовлен на заводе
№ 92 и поэтому в своем обозначении получил двойной индекс «85-мм противотанковая пушка ЗИС-С-8».

Пушка ЗИС-С-8 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Ствол состоял из трубы-моноблока, казенника и мощного двухкамерного дульного тормоза. Наряду с дульным тормозом активного типа значительную часть силы отката поглощал гидравлический тормоз отката, накатник - гидропневматический. Они были смонтированы над стволом и при выстреле они откатывались вместе со стволом, при этом нормальная длина отката составляла 850 - 900 мм , предельная - 960 мм . Пушка имела вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Его конструкция и использование в качестве боеприпасов унитарных выстрелов обеспечили скорострельность с исправлением наводки 13-15 выстрелов в минуту, а максимальную скорострельность без исправления наводки - до 25 выстрелов в минуту. Ствол размещался в люльке, представляющей собой литую цилиндрическую обойму, закрепленную на верхнем станке лафета. С помощью подъемного секторного механизма, также смонтированного на верхнем станке, ствол вместе с люлькой мог вращаться в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -7° до +35°. Угол горизонтальной наводки, обеспечиваемый поворотным механизмом винтового типа, составлял - 54°. Уравновешивающий механизм - пневматический. В качестве прицельных приспособлений устанавливались панорамный прицел или оптический.

Для защиты расчета от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин на верхнем станке было закреплено щитовое прикрытие. На нижнем станке лафета были смонтированы две раздвижные станины коробчатой формы, сварной конструкции. Высота линии огня составляла 815 мм . Ходовая часть - двухколесная, использовались усиленные колеса от грузового автомобиля ЗИС-5. Наличие торсионного подрессоривания позволяло буксировать орудие армейскими грузовыми автомобилями (6x6) по шоссе со скоростью до 60 км/час. Время перевода пушки из походного положения в боевое и обратно не превышало одной минуты.

В боекомплект пушки ЗИС-С-8 входили унитарные выстрелы 85-мм зенитной пушки 52-К образца 1939 года. Для проведения испытаний на заводе № 92 было изготовлено пять опытных образцов пушки ЗИС-С-8. Заводские испытания пушки ЗИС-С-8 начались в конце 1943 года. Испытания пушки проводились бронебойными снарядами весом 9,2 кг и осколочно-фугасными снарядами весом 9,54 кг .

ЗИС-С-8 показала начальную скорость: бронебойным снарядом - 792 м/с, осколочно-фугасным - 655 м/с. Максимальная дальность стрельбы была достигнута осколочно-фугасным снарядом - 11 800 м . Бронепробиваемость на дистанции 500 м по нормали составила 111 мм , под углом 30° - 90 мм , на дистанции 1500 м при угле встречи 30° - 75 мм . Согласно заключению Арткомитета ГАУ от 9 января 1944 года пушка полигонные испытания не выдержала. Основными недостатками, выявленными в ходе испытаний ЗИС-С-8, являлись недостаточная прочность и надежность дульного тормоза, а также сильное звуковое воздействие его на орудийный расчет; плохая экстракция гильзы и неудовлетворительная работа противооткатных устройств при длительной стрельбе; неудовлетворительная работа подъемного механизма. После доработки в 1944 - 1945 годах, пушка ЗИС-С-8 еще несколько раз проходила полигонные и войсковые испытания, но на вооружение так и не была принята.