90-мм зенитная пушка М 1. США


Технические характеристики:

Годы выпуска – 1940 - 1945

Всего выпущено – нет данных

Калибр - 90 мм

Масса в боевом положении - 6700 кг

Длина ствола – 4730 мм

Длина нарезной части - 3871 мм

Расчет - 9 человек

Скорость движения – до 30 км/ч

Скорострельность – 15 - 22 выстр/мин

Наибольшая дальность стрельбы - 17900 м

Углы обстрела:

По горизонтали - 360°

По вертикали - 5° +80°

В 1938 году командование армии США в полной мере осознало, что штатная 76,2-мм зенитная пушка М3 не может бороться на равных с самолетами потенциальных противников, из-за резкого роста у них как скорости, так и воздушного «потолка». Требовалось увеличить досягаемость зенитных орудий по высоте и повысить мощность снаряда. Поэтому в июне 1938 года армия США заключила контракт на создание «дуплекса» ПВО, состоящего из 90- и 120-мм тяжелых зенитных орудий. 90-мм зенитная пушка получила обозначение «Т2». Изначально предполагалось, что 90-мм зенитные орудия будут заряжаться вручную, а 120-м - с помощью автоматического досылателя. После достаточно длительных работ по доводке конструкции орудия Т 2, в 1940 году его принимают на вооружение армии и флота США под обозначением «90-мм зенитная пушка М 1 на лафете М1» для замены старой 3-дюймовой зенитной пушки М3 на лафете М2А2.

Пушка М1 имела ствол-моноблок с навинтным казенником. Затвор - полуавтоматический вертикальный клиновой. Пушка (качающаяся часть со стволом) в модификации М1А1 для увеличения скорострельности оснащалась автоматическим пружинным досылателем, хотя на практике эта конструкция оказалась не слишком удачной и артиллеристы обычно его просто демонтировали. Противооткатные устройства состояли из гидропневматического тормоза с плавающим поршнем, выполнявшего функции тормоза отката и накатника, и пружинно-гидравлического тормоза наката (буфера), действующего в конце наката. Подъемный и поворотный механизмы приводились в действие вручную или при помощи гидроприводов М2.

Уравновешивающий механизм - пружинный, тянущего типа. Горизонтирующий механизм (шаровая пята и два домкрата) позволяли производить горизонтирование верхнего станка при наклоне местности до 4°. Основание системы имело четыре крестообразно расположенные станины; боковые и задняя станины - складные, откидного типа. Щитового прикрытия у пушки не было. Пушка перевозилась на одноосном ходу (тележке), отделяемом от лафета при переходе в боевое положение. Время перевода из походного положения в боевое составляло 16 минут.

Колеса хода - автомобильного типа, с пневматическими шинами. Ход имел пружинный вывешивающий механизм, при помощи которого орудие опускали и поднимали при переходе из походного положения в боевое и обратно. Кроме того, вывешивающий механизм выполнял функции подрессоривания во время движения. Колеса хода имели электромагнитные тормоза, управляемые водителем тягача. Для перевозки пушки применялся 7,5-т грузовой автомобиль (трехосный с тремя ведущими осями) или быстроходный 18-т трактор (М 4). В 1942 году лафет М1 был заменен более совершенным лафетом М1А1, который отличался от своего предшественника наличием гидроприводов и устройством поворотного механизма, что резко повысило возможности управления наведения орудия по азимуту и углу возвышения орудия на цель. Так, если скорость вертикальной наводки: вручную составляла 1,875° за 1 оборот маховика, то с помощью гидропривода - 12° /сек; скорость горизонтальной наводки: вручную 2,812° за один оборот маховика, с гидроприводом - 20°/сек.

Стрельба из пушки по воздушным целям велась при помощи ПУАЗО, причем наводка осуществлялась автоматически гидроприводами по данным, поступающим с ПУАЗО. Прицельные приспособления для стрельбы прямой наводкой по наземным целям состояли из двух оптических визиров - левого (для горизонтальной наводки) и правого (для вертикальной наводки). Боекомплект пушки состоял из унитарных патронов с гранатами, бронебойными, бронебойным подкалиберным и дымовым снарядами. Осколочно-фугасная граната, массой 10,6 кг , снабжалась 30- или 75-секундным механическим дистанционным взрывателем, радиолокационным взрывателем или ударным взрывателем мгновенного или замедленного действия. При стрельбе по наземным целям применялся также «бетонобойный» взрыватель. Начальная скорость гранаты составляла - 823 м/сек, предельная дальность: вертикальная - 12300 м , горизонтальная - 17900 м , вертикальная дистанционная дальность - 10300 м (при 30-секундном взрывателе). Эффективная дальность стрельбы составляла 10300 м . Бронебойно-трассирующий снаряд (с бронебойным и баллистическим наконечниками), массой 11,0 кг , снабжался донным взрывателем. Начальная скорость - 853 м/сек. Кроме того, для стрельбы по наземным целям - использовались выстрелы с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом массой - 7,62 кг . Начальная скорость этого снаряда составляла - 1020 м/сек. Масса выстрела составляла от 19 до 19,9 кг (в зависимости от типа снаряда).

90-мм зенитная пушка М 1 стала стандартным крупнокалиберным орудием ПВО США в годы Второй мировой войны. Она оказалось очень эффективной в противоборстве с самолетами-бомбардировщиками противника на высотах до 10 000 метров , особенно после введения в комплекс зенитных батарей систем ПУАЗО. Эти орудия в широких масштабах использовались американцами за пределами своей собственной территории, как правило, для ПВО важных стационарных объектов. Например, осенью 1944 года они прикрывали голландский порт Антверпена, во время выгрузки войск и военной техники союзников. В береговой артиллерии США в 1943 году была также принята на вооружение 90-мм стационарная пушка М1 на лафете М3 с такой же качающейся частью, что и у 90-мм зенитной пушки М1 на лафете М1А1. Баллистика и боекомплект у обеих систем также были одинаковы. Эта пушка предназначалась для стрельбы по надводным, а также воздушным и наземным целям.