122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика». СССР


Технические характеристики:

Год выпуска – 1971 - 1991

Всего выпущено – более 10 000 ед.

Масса в боевом положении, т – 15,7

Мощность двигателя, л.с. –  300

Максимальная скорость по шоссе/ на плаву, км/ч – 60/4,5

Запас хода по шоссе, км  - 500

Экипаж, чел. -  4

Вооружение:  122-мм гаубица

Боекомплект, выстр -  40

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм –  20

В начале 1960-х годов советские военные специалисты признали ошибочность бытовавшей в то время в Вооруженных Силах концепции, согласно которой выполнение большей части задач огневого поражения противника в ходе боя возлагалось на подразделения, вооруженные тактическими и оперативно - тактическими ракетными комплексами. В рамках этой  теории предполагалось широкое использование результатов ракетных ударов, в том числе и ядерных, в интересах подвижных общевойсковых соединений, частей и даже подразделений, что в свою очередь повлекло радикальное сокращение формирований ствольной артиллерии в структуре организации общевойсковых объединений, соединений и частей. В результате в середине 1960-х годов, когда сухопутные войска вернулись к традиционной организации наземной артиллерии, многие артиллерийские полки и дивизионы пришлось укомплектовывать артиллерийскими орудиями, изготовленными еще во время Великой Отечественной войны, со значительным износом стволов и разгаром зарядных камор. Разработка самоходных бронированных артиллерийских систем, способных огнем с закрытых огневых позиций поддерживать бой танковых и мотострелковых частей и подразделений, в послевоенный период в Советском  Союзе практически не велась, в то время как в 1950-х – начале 1960-х годов армии государств-членов НАТО разработали и приняли на вооружение новые самоходные орудия для всех войсковых структур.  В СССР отработка эскизных  проектов новых самоходных установок полевой артиллерии (120-мм самоходных минометов, 122-мм и 152-мм самоходных гаубиц) была начата во ВНИИ-100 (филиал ВНИИТраснмаш) только в 1965 году.  4 июля 1967 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР в ОКБ-9 завода «Уралмаш» (г. Свердловск) под руководством В.А. Голубева приступили к эскизной разработке артиллерийской части новой 122-мм самоходной гаубицы в двух вариантах Д-11 и Д-12. Артиллерийская часть создавалась на основе 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 и сохранила тоже внутреннее устройство ствола, баллистику и боеприпасы. Одновременно с этим, на Харьковском тракторном заводе им. Серго Орджоникидзе (ХТЗ) начались работы над созданием проекта шасси новой САУ (заводской индекс - «изделие 10») на базе многоцелевого бронированного тягача МТ-ЛБ (МТ-ЛБУ), проектный запас плавучести которого, составлял 20 %.

Общее руководство работами по созданию новой САУ осуществлял главный конструктор ХТЗ А.Ф. Белоусов. По результатам испытаний был выбран вариант гаубицы Д-12, которая после всех доработок этой модели получила обозначение Д-32 (индекс ГРАУ – изделие 2А31). В 1968 году полностью отработанная проектная документация на гаубицу Д-32 была передана из ОКБ-9 в КБ ХТЗ, где с этого времени проводились все работы по теме самоходной гаубицы. Из-за недостаточной устойчивости, а также возросших нагрузок,  ходовая часть шасси «изделия 10» была удлинена и получила еще один, седьмой, дополнительный опорный каток.  Опытная серия из четырех экземпляров была представлена на испытания уже в августе 1969 года. На Государственных испытаниях выявился серьезный дефект: при стрельбе возникала сильная загазованность боевого отделения. Для ее устранения были использованы более мощный эжектор ствола и гильзы с улучшенной обтюрацией. В сентябре 1970 года орудие было принято на вооружение сухопутных войск Советской армии под названием «122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика»». Она представляла собой плавающую артиллерийскую установку с круговым обстрелом, смонтированную на гусеничном лeгкобронированном шасси, и предназначалась для уничтожения и подавления живой силы и огневых средств пехоты, разрушения укреплений полевого типа, проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях, борьбы с артиллерией, минометами и бронетехникой противника.

В 1972 году началось серийное производство самоходных гаубиц 2С1 на Харьковском тракторном заводе. Первоначально гаубицами 2С1 укомплектовывались артиллерийские дивизионы танковых и мотострелковых полков на БМП. В каждый дивизион входило 18 САУ, а число их в дивизиях первого эшелона могло достигать 54 единиц. Помимо сухопутных войск гаубицы 2С1 поступили на вооружение морской пехоты ВМФ. Корпус САУ «Гвоздика» был также использован для создания специальных машин разведки, управления огнем, радиационной и химической разведки, радиолокационного наблюдения, разминирования и штабных машин, а впоследствии на базе гаубицы 2С1  была создана и серийно выпускалась установка разминирования УР-77.

Герметичный сварной корпус САУ 2С1 имел противопульное бронирование (максимальная толщина стальных плит достигала 20 мм) и обеспечивал преодоление водных преград вплавь. Отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещались в передней части корпуса, а боевое отделение - в средней и кормовой части корпуса, а также в башне. В боевом отделении была расположена боеукладка. В отделении управления размещено место механика-водителя (отделенное от силового отделения герметичными перегородками), а в  башне размещались три члена экипажа: впереди слева - наводчик орудия, за ним - командир и справа от орудия - заряжающий. В стенках обоих бортов корпуса смонтированы по три последовательно соединенных между собой топливных бака общей емкостью 550 литров.

 Закрытая башня кругового вращения, смонтированная в кормовой части машины, вращалась с помощью электрического или ручного приводов. На крыше башни установлена вращающаяся командирская башенка с люком, оборудованная двумя перископическими смотровыми приборами и комбинированным прибором наблюдения. Основное вооружение САУ 2С1 «Гвоздика» состоит из 122-мм гаубицы Д-32, размещенной в башне.  Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекторного устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подъемный механизм секторный с ручным приводом. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется в диапазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновешивающим механизмом толкающего типа. Для предохранения экипажа САУ от ударов откатными частями гаубицы во время стрельбы ее казенная часть отделена от экипажа неподвижным и откидным ограждением. Последнее, шарнирно связанное со щитками неподвижного ограждения, служит местом установки  досылающего механизма и отражателя стреляных гильз. Для облегчения работы заряжающего орудие 2А31 снабжено механизмом досылания электромеханического типа, предназначенным для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя. При стрельбе снарядами, складированными на грунте, их подача внутрь боевого отделения осуществляется с помощью транспортировочного устройства через большую кормовую дверь. Устройство представляет собой лоток, установленный в кормовой части корпуса на поперечных направляющих. При загрузке снарядом или зарядом  под действием их массы лоток выдвигается вперед в зону заряжания, сжимая при этом возвратную пружину. После разгрузки, освободившаяся пружина возвращает лоток в исходное положение. Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» оборудована перископическим прицелом ПГ-2 (индекс 10П40), предназначенным как для стрельбы с закрытых позиций, так и для стрельбы прямой наводкой и оптическим прицелом прямой наводки ОП5-37. Самоходная гаубица 2С1 может вести огонь всеми типами боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30. Возимый боекомплект гаубицы включает выстрелы раздельно-гильзового заряжания трех типов: 35 осколочно-фугасных и 5 дымовых и бронебойно-кумулятивных снарядов со стабилизирующим оперением. Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом массой 3,1 кг, начальная скорость составляет - 740 м/с, а дальность стрельбы - 2000 м.

Бронепробиваемость по нормали при стрельбе этим снарядом составляет 180 мм, под углом 60° - 150 мм, под углом 30°- 80 мм, причем бронепробиваемость не зависит от дальности стрельбы. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла 15 300 метров. В случае применения активно-реактивных снарядов дальность выстрела возрастала до 21 900 метров. Для гаубицы 2С1 был разработан снаряд с лазерным наведением «Китолов-2», который может с высокой степенью вероятности поражать  все неподвижные и движущиеся цели. Средства связи составляли - УКВ радиостанция Р-123М и ТПУ Р-124, установленные на САУ 2С1. Моторно-трансмиссионное отделение размещено в передней части корпуса. С V-образным 8-цилиндровым четырехтактным дизельным двигателем жидкостного охлаждения ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. сблокирована механическая трансмиссия. Ходовая часть самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» состоит (применительно к одному борту) из: 7 обрезиненных опорных катков (выполненных из алюминиевого сплава),  ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), и направляющего колеса заднего расположения. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Подвеска торсионная. С балансирами первых и последних опорных катков взаимодействовали гидравлические амортизаторы автомобильного типа. Вертикальный ход этих опорных катков дополнительно регулировался пружинными буферами. Механизм натяжения гусениц размещался внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществлялась изнутри машины. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами имели ширину 400 мм, но могли быть заменены на более широкие (670 мм) для повышенной проходимости по снегу и заболоченным участкам.

Движение на плаву осуществляется посредством перематывания гусениц, при этом, САУ 2С1 развивала скорость 4,5 км/ч. Однако имелся и ряд ограничений. Так например, скорость течения воды не должна была превышать 0,6 м/сек, а высота волн не должна быть выше 150 мм. Кроме того, при преодолении водных преград на борту САУ должно быть не более 30 выстрелов. Поскольку боевая масса 2С1 «Гвоздика» не превышала 16 т, ее можно было транспортировать самолетами военно-транспортной авиации Ан-12, Ил-76, Ан-124.

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» широко использовалась частями 40-й Армии из состава Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, а также принимали участие практически во всех региональных конфликтах на территории СНГ в 1990-х годах. «Гвоздика» активно применялась в обеих «чеченских» войнах и в ходе антитеррористических операций в Чечне. Несмотря на то, что к середине 1990-х годов эта САУ уже считалась устаревшей, она до сих пор остается на вооружении артиллерийских частей Российской Армии. В настоящее время в составе Вооруженных Сил России имеется около 2500 122-мм самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика».