Бронетранспортер БТР-80. СССР


Технические характеристики:

Год выпуска – 1984 - по настоящее время

Всего выпущено – нет данных

Масса в боевом положении, т – 13,6

Мощность двигателя, л.с. – 260

Максимальная скорость по шоссе/на плаву, км/ч – 80/9

Запас хода по шоссе, км  - 600

Экипаж, чел. -  3 + 7 (десант)

Вооружение:  14,5-мм пулемет КПВТ, 7,62-мм пулемет ДТ

Боекомплект, выстр/патр. -  500/2000

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм – 7/10

Различные боевые машины высокой проходимости использовались в советских сухопутных войсках, однако среди них есть и такой, значение которого для мотострелковых подразделений в современном общевойсковом бою трудно переоценить -  бронетранспортер БТР-80. Он явился дальнейшим развитием БТР-70, с учетом выявленных в Афганской  войне его недостатков. Для их исправления, в КБ Горьковского автозавода под руководством И. Мухина и Е. Мурашкина в начале 1980-х годов был спроектирован бронетранспортер ГАЗ-5903. При сохранении неизменной компоновки БТР-70, новая машина отличалась от нее целым рядом изменений. Вместо спарки карбюраторных двигателей был установлен один дизельный двигатель большей мощности, для посадки и высадки экипажа были введены большие двухстворчатые люки в бортах корпуса. Сам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, хотя общая высота машины возросла лишь на 30 мм. Дальнейшее развитие получило стремление обеспечить экипажу возможность ведения огня из-под защиты брони, для чего стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками. Бронирование бронетранспортера было усилено лишь незначительно, но масса ГАЗ-5903 возросла на 18 % по сравнению с БТР-70, с 11,5 до 13,6 тонн, хотя подвижность машины в целом осталась неизменной, а запас хода только увеличился. После успешных государственных испытаний, ГАЗ-5903 был в 1984 принят на вооружение Советской армии под обозначением БТР-80. В том же году он был освоен в серийном производстве на Арзамасском машиностроительном заводе, и, неоднократно модернизируясь, до настоящего времени еще находится в производстве.    

БТР-80 предназначен для использования в мотострелковых подразделениях сухопутных войск не только для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений, но и их огневой поддержки в бою. Поэтому он является не только самоходной огневой точкой, но и быстроходным транспортным средством высокой проходимости и надежным подвижным укрытием для мотострелков, хорошо приспособленным для ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия. БТР-80 представляет собой четырехосную, восьмиколесную боевую машину со всеми ведущими колесами, способную передвигаться за танками, преодолевать с ходу окопы, траншеи и водные преграды, обладающую вооружением, броневой защитой и высокой подвижностью. Штатный экипаж БТР-80 состоит из трех человек: командира отделения (машины), механика-водителя и наводчика, помимо них, бронетранспортер мог перевозить 7 мотострелков.

Основные части бронетранспортера - броневой корпус, башня с вооружением, приборы наблюдения, силовая установка, трансмиссия, рулевое управление, тормозные системы, ходовая часть, электрооборудование, средства связи и специальное оборудование.

По размещению оборудования внутри машина разделена на три отделения: управления, боевое, силовое отделение. Самое серьезное внимание при разработке и компоновке БТР-80 уделялось повышению ее живучести, то есть возможности сохранять или быстро восстанавливать свою боеспособность в сражении. Например, при создании бронетранспортера в его системах широко применялось дублирование.

БТР-80 имеет слабо дифференцированную противопульную бронезащиту. Корпус и башня машины служат для размещения экипажа и десанта, вооружения, агрегатов и механизмов и для защиты их от поражения огнем стрелкового оружия. Корпус БТР-80 полностью закрытый, с гладким днищем, сварен из катаных броневых листов толщиной от 5 до 9 мм, расположенных с большими углами наклона к вертикали. Корпус защищает личный состав от огня стрелкового оружия, а также от непосредственного воздействия светового излучения, радиоактивных и отравляющих веществ. Корпус водонепроницаемый, герметизированный, обеспечивает БТР хорошую плавучесть. Он состоит из носовой части, бортов, кормовой части, крыши и днища. В носовой части расположены люк лебедки; складной волноогражательный щит, укладывающийся в походном положении на средний лобовой лист корпуса (повысив его защиту); два смотровых люка, закрываемые стеклами с резиновыми уплотнителями, а в боевом положении – броневыми крышками. По бортам корпуса имеются амбразуры, бортовые двери десанта, люк доступа к фильтровентиляционным установкам. В кормовой части корпуса расположены заслонка водометного движителя, крышки заправочных горловин топливных баков. В передней части крыши корпуса над отделением управления имеются люк командира, люк механика-водителя, вырез башенной установки, верхние люки боевого отделения, люки над силовой установкой.

В днище машины имеются входное отверстие водометного движителя и отверстия для слива эксплуатационных материалов из систем двигателя и узлов трансмиссии. На корпусе БТР-80 крепятся все агрегаты и механизмы. В корпусе размещается экипаж и десант. Десантное отделение занимает всю среднюю часть корпуса. Здесь размещены башенная пулеметная установка, сиденья для восьми человек десанта, укладки боекомплектов, различные приборы. Отделение управления расположено в передней части корпуса. В нем смонтированы органы управления машиной, перископические приборы наблюдения и прицеливания (ТНП-Б и ТКН-3), сиденья командира и водителя, контрольно-измерительные приборы, радиостанция, лебедка, другие механизмы и приборы. На БТР-80, как и на его предшественниках, имеются два прямоугольных десантных люка в крыше, однако основным средством высадки и посадки на нем служат большие двухстворчатые бортовые двери, размещенные за башней. Верхняя крышка бортовой двери откидывается вперед по ходу машины, а нижняя открывается вниз, становясь подножкой, что, в отличие от предшественников, позволило производить посадку и высадку десанта из БТР-80 на ходу.

14,5-мм  крупнокалиберный КПВТ и 7,62-мм танковый пулемет ПКТ смонтированы в унифицированной башенной пулеметной установке БПУ-1 конической формы, сваренной из стальных броневых листов. Башня установлена на шариковой опоре над вырезом в подбашенном листе крыши корпуса машины. Ее наведение в вертикальной плоскости, в пределах 4°+60°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наведение пулеметов на цель осуществляется при помощи перископического монокулярного оптического прицела 1ПЗ-2, с переменным увеличением 1,2 или 4 при поле зрения, соответственно 49° и 14°, обеспечивающего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров по наземным целям и 1000 м по воздушным целям, и из ПКТ - до 1500 метров по наземным целям.

Для освещения целей при стрельбе ночью на консоли пулеметной установки смонтирован прожектор-осветитель ОУ-3ГА2М. На башне также установлены дымовые гранатометы для стрельбы гранатами 3Д6 для дымовой маскировки.  Основная часть десанта - шесть мотострелков - располагается лицом к борту на двух сиденьях, смонтированных вдоль продольной оси корпуса. Для ведения десантниками стрельбы в бортах корпуса имеется семь амбразур, выполненных с разворотом в направлении передней полусферы. Две амбразуры предназначены для стрельбы из пулеметов. Амбразуры снабжены шаровыми установками с углами горизонтальной наводки -15° +25° для стрельбы из личного оружия, позволяющими вести огонь без разгерметизации десантного отделения на зараженной местности, так как фильтровентиляционная установка создает внутри корпуса некоторое противодавление.

Кроме амбразур в бортах и лобовом бронелисте, имеется по одной амбразуре в бронированных люках крыши десантного отделения для обстрела верхней полусферы, без шаровых установок. Через полуоткрытые люки можно вести стрельбу по противнику на склонах гор. На машине применены устройства, предназначенные для защиты экипажа, десанта и внутреннего оборудования от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрыве ядерных боеприпасов, для защиты от химического и биологического оружия, а также для защиты от радиоактивной пыли при движении машины по радиоактивно зараженной местности. Средства связи в БТР-80 - УКВ-радиостанция Р-123М (для внешней связи) и танковое переговорное устройство Р-124 на три абонента (для внутренней связи).

Важным фактором повышения живучести БТР-80 на поле боя стало использование вместо пожароопасных карбюраторных двигателей V-образного восьмицилиндрового дизельного двигателя КамАЗ-7403 с жидкостным охлаждением и турбокомпрессорным наддувом с максимальной мощностью 260 л.с. Трансмиссия БТР-80 - механическая, ступенчатая. Она состоит из главного фрикциона, коробки передач, раздаточной коробки, карданных передач, мостов, колесных редукторов, узлов привода насоса водомета, узлов привода лебедки. Главный фрикцион - «сухой», двухдисковый, с гидравлическим приводом управления. Коробка передач - механическая, пятиступенчатая, с механическим приводом управления. Ходовая часть БТР-80 обеспечивает высокую проходимость машины, позволяя успешно действовать в любых географических регионах и различных климатических зонах. Она выполнена по традиционной для этого семейства машин колесной формуле 8х8 с двумя парами передних управляемых колес. Машина имеет одинарные съемные колеса с разъемным ободом. На колесах установлены бескамерные пневматические пулестойкие шины сверхнизкого давления (КИ-80 или КИ-126), имеется центральная система регулирования давления воздуха в шинах, благодаря чему БТР-80 обладает проходимостью, сравнимой с проходимостью гусеничных машин. Система централизованного регулирования давления воздуха не только контролирует, но и изменяет давление в шинах, регулировать его можно прямо с места водителя на стоянке и даже на ходу. При снижении давления воздуха в шинах уменьшается удельное давление бронетранспортера на грунт и, следовательно, повышается проходимость машины при движении в тяжелых дорожных условиях – по грязи, заболоченной местности, снегу, песку. Эта же система существенно увеличила живучесть -  при повреждении каких-либо шин она автоматически поддерживает в них заданное давление и позволяет продолжать движение машины.

Минимальный  радиус поворота по колее переднего наружного колеса составляет 12,6 м.  Машина может преодолевать ров шириной 2 метра, уверенно берет подъем по твердому грунту до 30°, а допустимый угол крена составляет 25°. БТР-80 может передвигаться с достаточно высокими скоростями по грунтовым дорогам, а на шоссе развивает до 80 км/ч. За счет использования оригинальной индивидуальной торсионной подвески, работающей совместно с мощными гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, он движется плавно, легко. Запас хода по топливу у БТР-80 внушительный: на основных баках по шоссе – 400 км, а с дополнительными емкостями – до 600 км. Водоходный движитель БТР-80 представляет собой один реактивный гидравлический водомет с осевым насосом, расположенный в кормовой части машины. Скорость на плаву достигает 9 - 10 км/ч, а запас хода – 12 часов. Управление колесным движителем и водометом осуществляется при помощи рулевого механизма. Поворот машины при движении на суше осуществляется поворотом колес двух передних мостов, а на плаву - одновременным поворотом водяных рулей, заслонок и колес. Бронетранспортер может транспортироваться грузовыми самолетами Ил-76 и Ан-22.

БТР-80 представляет совершенную боевую машину, пользующуюся заслуженным уважением солдат и офицеров сухопутных войск, надежную и живучую и в силу этого способную выполнять широкий круг боевых задач. БТР-80 использовался практически во всех вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве. В настоящее время он является основным бронетранспортером Вооруженных сил России, а также в ряде армий бывших советских республик.