Фрагменты тяжелого танка «Пантера» Pz. Kpfw V Ausf. A. Германия


Технические характеристики:

Год выпуска – 1943 - 1945

Всего выпущено – 5976 ед.

Масса в боевом положении, т – 44,8 (Ausf. А)

Мощность двигателя, л.с. – 700

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 46

Запас хода по шоссе, км  - 200

Экипаж, чел. -  5

Вооружение:  75-мм пушка, 2х7,92-мм пулемета

Боекомплект, выстр/патр -  79/5100

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм - 100/80

Германский тяжелый танк «Пантера» - один из наиболее известных танков периода  Второй мировой войны. Нацистская Германия вступила в войну с Советским Союзом, имея на вооружении танки массой не более 25 тонн с короткоствольными 75-мм орудиями KwK 37 L/24. В концепции «блицкрига» не находилось места для тяжелых машин: считалось, что 37 - 50-мм пушки средних танков Pz.Kpfw. III пригодны для борьбы с любой бронетехникой противника, а в качестве средств огневой поддержки будут использоваться  тяжелые  танки (согласно ранней классификации) - Pz. Kpfw. IV и штурмовые орудия с 75-мм пушками. Однако, уже первые бои на Восточном фронте опрокинули эти планы и катализатором создания нового, не предусмотренного в системе танкового вооружения вермахта, тяжелого танка стал советский средний танк Т-34.

Управление Вооружений вермахта отдало приказ о начале создания принципиально нового среднего танка, и уже 18 июля 1941 года фирма Rheinmetall получила заказ на разработку длинноствольной 75-мм танковой пушки, способной пробивать 140-мм броню на дистанции 1000 м, а 25 ноября того же года фирмы Daimler-Benz и MAN приступили к проектированию танка в соответствии с тактико-техническими требованиями: масса - до 30 тонн; вооружение - длинноствольное 75-мм орудие; бронирование - 40 мм; мощность двигателя - до 700 л. с.; скорость движения по шоссе - 55 км/ч. Подразумевалось также внедрение удачных решений, опробованных на советских Т-34: рациональные углы наклона бронеплит и широкая гусеничная цепь. Новый проект получил условное название - «Пантера». Танк разработки фирмы Daimler-Benz получил обозначение «VK 3002 (DB)», а производства MAN – «VK 3002 (MAN)». В начале февраля 1942 года началась сборка прототипа танка - VK 3002 (DB), а через месяц Гитлер приказал министру вооружений А. Шпееру выдать фирме Daimler-Benz заказ на изготовление первых 200 машин. Однако Министерство предпочло  проект танка фирмы MAN с традиционной немецкой компоновкой - с передним расположением трансмиссии и ведущих колес, поскольку он имел существенные резервы для дальнейшей модернизации и больший запас хода, хотя и был конструктивно значительно сложнее. На вооружение был принят танк фирмы MAN, получивший обозначение «Pz. Kpfw.V» (индекс по сквозной системе обозначений боевых машин Вермахта - Sd.Kfz.171). Название танка «Пантера» без упоминания армейского индекса было введено по приказу фюрера только с 27 февраля 1944 года.  Первая серийная «Пантера» была изготовлена фирмой MAN 11 января 1943 года. Танки «нулевой» серии (20 единиц) получили обозначение Ausf. A, сильно отличаясь от  одноименных машин, выпускавшихся позже - с сентября 1943 года. Их характерной особенностью была командирская башенка с выступом-приливом на левом борту башни и однокамерный «грушевидный» дульный тормоз пушки. Танки оснащались двигателями «Maybach» HL 210P45 и имели лобовую броню толщиной 60 мм. Они использовались только в учебных подразделениях для подготовки экипажей.

С февраля 1943 года в серию пошли танки Ausf. D1.По сравнению с танками «0»- серии в их конструкцию внесли изменения: в командирской башенке монтировались 7 перископических приборов наблюдения по периметру и специальное кольцо для установки зенитного пулемета; пушка получила двухкамерный дульный тормоз, а  толщина лобовой брони возросла до 80 мм. По бортам башни крепились 90-мм мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат. На танках  устанавливались двигатель HL 230P30 и коробка передач АК-7-200. Танки Pz. Kpfw.V Ausf. D, выпущенные со второго полугодия 1943 года оснащались фальшбортами из 5-мм броневых листов.

К характерным особенностям машин второй серии D2 относится: отсутствие шаровой установки курсового пулемета (размещенный внутри танка, для стрельбы он вставлялся в узкую вертикальную щель, закрывавшуюся откидной крышкой), а также наличие в левом борту башни круглого лючка для выброса стреляных гильз и бойниц для стрельбы из личного оружия в бортах и корме башни. Всего было изготовлено 850 танков Pz. Kpfw.V Ausf. D. А уже с сентября 1943 года был освоен выпуск следующей модификации «Пантеры» - Pz. Kpfw.V Ausf.A. В этом варианте «Пантеры», в лобовом листе корпуса, вместо бугельной, монтировалась шаровая установка курсового пулемета; были изъяты -  лючок для выброса стреляных гильз и бойницы для стрельбы из личного оружия в бортах башни; на верхнем лобовом листе корпуса устанавливалась только одна фара. Бинокулярный прицел заменен монокулярным TZF 12а. Угол возвышения танковой пушки уменьшили с 20° до 18°. Всего вермахт получил 2000 танков Pz. Kpfw.V Ausf.A. Последняя модель Ausf.G производилась с марта 1944 по апрель 1945 года, Она стала самой массовой, было выпущено 3740 танков. Бортовые листы корпуса в этой модели получили угол наклона в 61° (у вариантов «D» и «А» - 50°), толщина бортовой брони возросла до 50 мм, а лобовой брони башни - до 110 мм, из лобового листа корпуса был удален люк-пробка механика-водителя. Посадочные люки пулеметчика и механика-водителя откидывались на петлях в стороны, а не сдвигались, как у предыдущих моделей. Часть танков получила маску пушки со специальной «юбкой» внизу, исключавшей заклинивание башни при попадании снаряда. На «Пантере» этой модели впервые были установлены активные приборы ночного видения фирмы AEG: на командирской башенке монтировались инфракрасный прожектор-осветитель мощностью 200 Вт и прибор наблюдения, позволявший командиру танка осматривать местность до 200 м. Но, поскольку для ведения огня ночью, требовался более мощный осветитель, то на полугусеничных бронетранспортерах Sd.Kfz.250/20 и Sd.Kfz.251/21 устанавливались ИФ-прожекторы Uhu и Falke (соответственно), обеспечивавшие подсветку прибору ночного видения на дистанции до 700 м. Фирма Leitz-Wetzlar изготовила 800 комплектов оптики для ночных приборов и в ноябре 1944 года германские танковые войска получили 63 танка «Пантера»  модели «G», оснащенных  серийными приборами ночного видения.

Свой боевой путь танки «Пантера» начали в 1943 году, когда в ходе подготовки наступления на Курско-Орловском направлении сосредотачивались части, укомплектованные новейшими танками и САУ, в том числе и «Пантеры». 200 танков  Pz. Kpfw. V в составе 39-го танкового полка 48-го танкового корпуса были задействованы на южном фасе Курского сражения. Их бросили в бой  5 июля, и уже к 10 августа в боевом состоянии осталось всего 43 «Пантеры», причем 127 машин были утрачены безвозвратно. Первый опыт боевого применения танков «Пантера» выявил как их достоинства, так и недостатки. Лобовая броня корпуса не пробивалась огнем советской артиллерии, представленной, главным образом, 76-мм дивизионной пушкой ЗИС-3, а борта поражались всеми типами советских орудий с дистанции около 1000 м, а на расстоянии 300 м и менее - и 45-мм  противотанковой пушкой образца 1942 года. Обнаружилась также недостаточная защищенность башни.  В то же время, к его достоинствам относились - мощная 75-мм  пушка, поражавшая все советские танки и САУ в лоб, а также хорошие прицельные приспособления. В дальнейшем бои с участием танков Pz. Kpfw. V на Восточном фронте велись с переменным успехом: превосходство «Пантер»  в оборонительных боях против советских танков сменялось серьезными потерями в наступлении. Всего за 1943 год на советско-германский фронт был отправлен 841 танк «Пантера», а по состоянию на 31 декабря  того же года в боеспособном состоянии оставалось только 80 машин, еще 137 танков нуждались в ремонте, а 624 «Пантеры» было безвозвратно потеряны.

Ситуация на  советско-германском фронте улучшилась с появлением в начале 1944 года модернизированного советского среднего танка Т-34-85, а полностью выровнял ее тяжелый танк ИС-2, который мог уничтожить «Пантеру» с  дистанции 1500  - 2000 м попаданием в лоб башни. Кроме того, в середине 1944 года Красная армия получила новые САУ, из которых ИСУ-122 считалась наиболее эффективным истребителем танков. Всего с 1 декабря 1943 года по ноябрь 1944 года, на советско-германском фронте немцы потеряли 2116 танков «Пантера».

Танки Pz. Kpfw. V активно воевали на всех театрах военных действий. Последним их массовым применением стал контрудар в Венгрии, в районе озера Балатон в марте 1945 года. Впоследствии, части вермахта и войск СС, оснащенные танками «Пантера», принимали участие в обороне Берлина и боях в Чехословакии вплоть 11 мая 1945 года.

Компоновка «Пантеры» типична для германских танков - с передним расположением трансмиссии и кормовым - силового отделения. Экипаж танка составлял 5 человек. В отделении управления, размещенном спереди, находились: главный фрикцион; коробка передач; механизм поворота; органы управления танком; приборы; курсовой пулемет; радиостанция  и рабочие места стрелка-радиста (справа) и механика-водителя (слева). В крыше корпуса над ними имелись овальные люки, открывавшиеся при их повороте на шкворнях. В боевом отделении, расположенном в средней части машины, располагались: вооружение (пушка и спаренный с ней пулемет); приборы наблюдения и прицеливания; механизмы вертикальной и горизонтальной наводки, а также  рабочие места: слева - командира, справа - наводчика, в задней части башни - заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под вращающимся поликом башни размещался боекомплект. В силовом отделении, отделенном от боевого, броневой перегородкой, монтировались двигатель и топливные баки.  Броневой корпус и башня «Пантеры» имели рациональные углы наклона и собирались из катаных бронеплит из легированной стали с помощью двусторонней сварки. Верхний лобовой лист (установленный под углом наклона в 55°)  толщиной 80 мм (на модели Ausf. А) и 85 мм (на модели Ausf. G) обеспечил высокий уровень защиты, хотя его снижали вырезы под установку пулемета и наблюдательный прямоугольный лючок водителя. Нижний лобовой лист был тоньше - 60 мм. Бортовые плиты толщиной 40 мм  (позднее - 50 мм) и задняя стенка корпуса с обратным углом наклона отличались, напротив, относительно высокой уязвимостью. С середины 1943 года танки получали дополнительную защиту от кумулятивных боеприпасов - съемные металлические экраны из 5 секций. Кроме того, многие «Пантеры»  почти полностью (за исключением верхних частей корпуса и башни) покрывались антимагнитной пастой «циммерит» для защиты от мин. Сварная шестигранная башня «Пантеры» имела небольшие габариты, наклонные стенки и почти отвесную лобовую плиту. Орудие монтировалось в цилиндрической маске со 100-мм броней, образовывавшей заман на стыке с подбашенной коробкой, что привело к изменению ее формы на модификации Ausf G. Сама лобовая бронеплита башни, в зависимости от серии, имела толщину 100- или 110-мм. Борта и задняя часть башни защищались 45-мм броней с наклоном к нормали 65°, причем на модели Ausf. D в них имелись круглые отверстия для стрельбы из личного оружия (по одному на борт) и лючок для выброса гильз с левой стороны. Поскольку в ходе боевых действий выявилось опасное ослабление брони из-за нарушения ее цельности, то на впоследствии борта башен выполнялись монолитными. Тем не менее, круглый люк для эвакуации экипажа и для загрузки боеприпасов в задней стенке, был оставлен. Командирская  невращающаяся башенка конструктивно была аналогична башенке танка «Тигр»; позднее ее сменила новая башенка куполообразной формы с 7 призматическими приборами наблюдения «триплекс» вместо 6 щелевых.

Основным вооружением танка Pz. Kpfw. V являлось 75-мм длинноствольная танковая пушка  KwK 42 L/70 полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором копирного типа и с двухкамерным дульным тормозом. Для пушки характерна очень большая начальная скорость снаряда  - 935 м/с, причем на дальности до 1000 м бронебойно-трассирующий снаряд пробивал  110 мм броню, а подкалиберный - 140 мм.  Вертикальная наводка осуществлялась от -8° до +18°/+20° (на Ausf. D). Эта пушка имела гидравлическое устройство для уравновешивания и систему продувки канала ствола сжатым воздухом, подаваемым компрессором после каждого выстрела.  Боекомплект составлял 79 выстрелов унитарного заряжания (на Ausf. G - 82) с бронебойными, подкалиберными и осколочно-фугасными снарядами. Вспомогательное вооружение для борьбы с пехотой - два 7,92-мм пулемета MG. 34, один из которых был спарен с пушкой, а  второй  -  монтировался  в лобовом листе, первоначально в бугельной (амбразурной) установке без возможности вертикального наведения, а позднее,  в шаровой установке. Башня имела гидравлический привод поворота, приводимый основным двигателем танка. «Пантеры» модификации D оснащались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом наводчика TZF-12, а на танках модификаций «A» и «G» ставился более простой монокулярный прицел TZF-12А.

С конца 1944 года на танках Ausf G началась установка активных приборов ночного видения. Все «Пантеры» оснащались радиостанцией Fu 5, с дальность. действия 6,4 км - в телефоном  режиме и 9,4 км – в телеграфном. Кормовая часть корпуса танка разделялась броневыми перегородками на 3 отсека, при преодолении водных преград ближние к бортам танка отсеки могли заполняться водой, но в средний отсек, где монтировался  карбюраторный 12-цилиндровый V-образный двигатель «Maybach» HL 230P30 мощностью 700 л.с., вода не попадала.  Силовая механическая передача АК 7-200 состояла из трехдискового главного фрикциона сухого трения, семискоростной коробки передач (7 - вперед, 1 - назад), планетарного механизма поворотов, дисковых тормозов и бортовых редукторов. Привод управления трансмиссией – гидравлический. Двигатель соединялся с коробкой передач карданным  валом, проходящим через боевое отделение. Ходовая часть танка (применительно к одному борту) состояла из восьми сдвоенных (в шахматном порядке) опорных катков большого диаметра с резиновыми бандажами. Подвеска - индивидуальная с использованием двойных торсионов. Передние и задние катки снабжались гидравлическими амортизаторами. Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца. Зацепление цевочное. Между ведущими колесами и первым опорным катком устанавливался отбойный ролик.  Направляющие колеса - литые, с металлическими бандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 86 литых одногребневых траков шириной 660 мм. Широкие траки с мощными грунтозацепами способствовали лучшей проходимости вне дорог с твердым покрытием, нежели у танков  Pz. Kpfw. III и IV. Кроме того, «Пантера» была приспособлена для подводного вождения: под крышками люков устанавливались резиновые прокладки, погон башни уплотнялся специальным резиновым пояском, а маска и вооружение – закрывались чехлами. Вентиляторы имели выключающее устройство, а в  отсеках радиаторов имелись лючки для заполнения отсеков забортной водой. Питание двигателя, в этом случае, осуществлялось с помощью трубы, установленной на крыше силового отделения. Для откачки воды имелся насос с приводом от основного двигателя.

Шасси «Пантеры» послужило основой для создания многочисленных боевых и специальных машин, в том числе: командирских танков: Sd.Kfz. 267 - оснащенных двумя радиостанциями Fu.5 и Fu.7 для связи в звене - «рота - батальон» и Sd.Kfz. 268 - с радиостанциями Fu.5 и Fu.8  для связи в звене - «батальон - дивизия»;  противотанковой САУ «Ягд-Пантера», а также  ряда специализированных инженерных и артиллерийских машин. «Пантера» была сильным и опасным противником, и может считаться одним из наиболее удачных немецких танков Второй мировой войны, поскольку представляла для своего времени мощную боевую машину, с хорошей броневой защитой, сильным вооружением и удовлетворительной подвижностью. Однако этот танк имел высокие массо-габаритные характеристики,  был дорогим и сложным как в производстве, так и  в эксплуатации. С 1943 по 1945 год фирмы MAN; MNH; Daimler-Benz; Henschel и Demag, совместно еще со 136 предприятиями-смежниками, выпускавшими отдельные узлы и агрегаты, изготовили 5976 танков «Пантера» всех модификаций.

Фрагменты бронекорпуса и ходовой части среднего германского танка Pz. Kpfw.V Ausf. A были пере­даны музею Колпинским РУВД г. Санкт-Петербурга в январе 1999 года.