Легкий двухбашенный танк Т-26 образца 1931 года. СССР


Технические характеристики:

Год выпуска – 1931 - 1933

Всего выпущено – 1626 ед.

Масса в боевом положении, т - 8,2

Мощность двигателя, л.с. – 90

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 30 - 32

Запас хода по шоссе, км – 160

Экипаж, чел. -  3

Вооружение:  2х7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект, патр. - 6000

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм - 15/15

В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 года «О состоянии обороны СССР» советские конструкторы приступили к разработке основного танка общевойсковых соединений - легкого, дешевого в производстве и простого в обслуживании. Образцом для этого послужил приобретенный в 1930 году закупочной комиссией Управления механизации и моторизации РККА, во главе с его во главе с начальником И. А. Халепским,  английский легкий танк «Виккерс 6-тонный» (Vickers Mk. Е mod. A). Вместе с этим танком у фирмы Vickers-Armstrong была закуплена и лицензия на его производство.

В течение 1930 года вся техническая документация на производство легкого танка, получившего в СССР обозначение «В-26» была отработана в ГКБ  Оружейно-пулеметного объединения под руководством С.П. Шукалова и В.И. Заславского.

13 февраля 1931 года постановлением Реввоенсовета СССР на вооружение Красной армии был принят новый легкий двухбашенный танк под индексом «Т-26» в качестве основного танка сопровождения общевойсковых частей и соединений, а также танковых и механизированных частей РГК. Производство танков Т-26 было развернуто на ленинградском заводе «Большевик» (бывшем Обуховском заводе), уже имевшем опыт танкостроения. Проектные работы по подготовке его серийного производства, как, впрочем, и все дальнейшие работы по модернизации танка, проводились под руководством С.А.Гинзбурга. Для выполнения большой программы производства этих танков из завода «Большевик» были выделены цеха, выпускавшие танки, и из них образован самостоятельный завод № 174 имени К.Е. Ворошилова, выпускавший в кооперации с 15 предприятиями-смежниками танк Т-26, в том числе: Ижорским заводом (броневые корпуса и башни); заводом «Красный Октябрь» (коробки передач и карданные валы); заводом «Красный Путиловец» (ходовая часть); заводом «Большевик» (полуфабрикаты двигателей); заводом № 7 (котельно-жестяные изделия) и другими.

Конструкция легкого двухбашенного танка Т-26 была разработана в КБ Ленинградского завода № 174 им. Ворошилова под руководством Н.В. Барыкова, М.А. Зигеля и П.Н. Сячинтова по образцу английского танка «Виккерс 6-тонный».  Т-26 сохранил компоновочную схему корпуса прототипа - английского танка «Виккерс 6-тонный». Машина имела, в отличие от классической компоновки, переднее расположение трансмиссионного отделения, среднее - совмещенного отделения управления и боевого отделения и кормовое - моторного. Такая компоновка позволила уменьшить длину корпуса, обеспечить хороший обзор местности перед танком из отделения управления и небольшое непростреливаемое пространство в направлении движения вперед. Однако увеличилась высота машины и повысилась вероятность поражения ведущих колес. Экипаж танка состоял из трех человек: механика-водителя, стрелка левой башни и командира танка, выполнявшего также функции стрелка правой башни.  Корпус и башня каркасные, бронирование противопульное. Клепаный корпус танка имел коробчатое сечение. Броневые катаные листы толщиной 8 - 15 мм соединялись заклепками. Механик-водитель располагался в передней части корпуса у правого борта. Для его посадки и высадки служил люк в корпусе с двухстворчатой крышкой. В передней части надгусеничных полок устанавливались козырьки, защищавшие смотровые приборы от грязи и снега. Для буксировки танка в лобовой и кормовой частях корпуса крепились буксирные петли. На подбашенной коробке с вертикальным лобовым листом на шариковых опорах размещались две башни цилиндро-ступенчатой формы. В каждой из них предусматривалось место для одного члена экипажа.

Вооружение состояло из двух 7,62-мм танковых пулеметов ДТ, установленных в шаровой установке в маске каждой башни. Боекомплект состоял из 6489 патронов в 103 дисковых магазинах. Башни могли поворачиваться независимо друг от друга на 270°, в переднем и заднем секторах (по 100°) из них можно было вести огонь по одной цели. Поворот башен производился с  помощью самотормозящегося механизма поворота, расположенного под левой рукой стрелка. На крыше каждой башни имелся люк для посадки членов экипажа. В качестве приборов наблюдения в боевой обстановке использовались смотровые щели со стеклоблоками, установленные в корпусе и башнях. Основными средствами внешней связи у линейных танков служили сигнальные флажки. Для внутренней связи имелось танковое переговорное устройство на два абонента ТПУ-2.

На танке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный рядный танковый двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров, мощностью 90 л.с., что позволяло машине развивать неплохую для того времени скорость - до 30 км/ч. Двигатель располагался продольно в кормовой части корпуса маховиком в сторону носовой части. Карданный вал, соединявший трансмиссию и двигатель машины, проходил через боевое отделение танка. Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, смонтированного на коленчатом валу двигателя, механической ступенчатой коробки передач (имевшей пять передач переднего и одну заднего хода), соединявшейся с главным фрикционом карданным валом, двух бортовых многодисковых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами (механизмов поворота) и двух одноступенчатых бортовых передач. Механизм поворота обеспечивал поворот машины с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины (2,18 м). Гусеничный движитель состоял (применительно к одному борту) из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, восьми сдвоенных опорных и четырех сдвоенных поддерживающих катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеничной цепи и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами. Опорные и поддерживающие катки имели наружную амортизацию в виде резиновых бандажей. Подвеска была блокированной (зависимой). В качестве упругих элементов использовались листовые четвертьэллиптические рессоры. Проходимость для танка такого типа была хорошей. Пуск двигателя производился из отделения управления с помощью электрического стартера или снаружи с помощью пусковой рукоятки.

В ходе производства конструкция танка постоянно совершенствовалась. Так, в 1931 году вместо пулеметных башен, аналогичных английскому образцу, были приняты новые, улучшенные башни со смотровым окном, закрывающимся броневым щитком, кроме того, двигатель был сдвинут к корме, для улучшения условий работы, а с начала 1932 года  введены новые топливный и масляный баки. С марта того же года на Т-26 начали монтировать короб над решеткой воздуховода, защищавший двигатель от попадания осадков.

В 1932 - 1933 годах постепенно начинает внедряться сварка в конструкции корпусов и башен, при этом параллельно выпускались корпуса как цельноклепанной и цельносварной конструкции, так и смешанные клепано-сварные. На корпуса, независимо от конструкции, могли устанавливаться как клепаные или сварные, так и смешанной конструкции башни, причем на одном танк порой монтировались башни разных типов. С сентября 1932 года была усилена бронезащита танка, на смену 13-мм бронелистам пришли бронелисты толщиной 15-мм. В том же, 1932 году был освоен выпуск второй модификации  двухбашенного танка, в правой башне которого вместо пулемета ДТ монтировалась 37-мм танковая пушка «гочкис» или 37-мм пушка Б-3 (5-К), созданная на основе немецкого орудия фирмы «Рейнметалл». В боекомплект  танка входили 113 унитарных 37-мм  артиллерийских выстрелов к пушке и 3087 патронов к пулемету ДТ. Боевая масса танка возросла с 8,2 до 8,4 тонн, остальные характеристики остались прежними.

В 1933 – 1934 годах на базе двухбашенного танка Т-26 образца 1931 года выпускался химический (огнеметный) танк OT-26 (ХT-26). Для этого на штатном Т-26 была демонтирована левая башня, а в правой - установлен огнемет  с  дальностью  действия до 35 м, спаренный с 7,62-мм пулеметом ДТ. Масса танка ОТ-26 теперь составляла 9 тонн, а экипаж состоял из 2 человек. В 1933 году появилась еще одна модификация двухбашенного танка - T-26РT (оснащенного радиостанцией 71-ТК-1) с поручневой антеной.

Легкие танки Т-26 были предназначены для непосредственной поддержки пехоты в составе стрелковых соединений (батальон Т-26 входил в состав ряда стрелковых дивизий) и дальней поддержки пехоты в составе моторизованных подразделений, а также для выполнения самостоятельных тактических и оперативных задач. Первые двухбашенные танки Т-26 поступили на вооружение в механизированную бригаду им. Калиновского (Московский Военный округ), 11-й механизированный корпус (Ленинградский Военный округ) и 6-ю механизированную бригаду (ОКДВА) По мере поступления на вооружение РККА более совершенных однобашенных Т-26, двухбашенные танки Т-26  передавались в состав танковых батальонов стрелковых дивизий и в учебные подразделения. В 1937 - 1938 годах  двухбашенные танки Т-26 с пулеметно-пушечным вооружением были признаны не соответствующими требованиям РККА и переведены в разряд учебно-боевых машин, тем более, что снаряды к 37 мм пушкам «гочкис» уже не выпускались. А в апреле 1940 года принимается окончательное решение о снятии с этих танков пушечного вооружения и переделке их в бронетранспортеры, ремонтные машины и заправщики. Однако начавшееся 1940 - 1941 годах широкомасштабное формирование механизированных корпусов не позволило выполнить это решение.

Танки Т-26 участвовали в боевых действиях у оз. Хасан в 1938 году; у реки Халхин-Гол  в 1939 году; во время гражданской войны в Испании в 1936 - 1939 года; в Китае в 1937 - 1938 годах; в советско-финской войне 1939 - 1940 годов. По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной армии еще состоял 1261 двухбашенный танк Т-26 с пулеметным и пулеметно-пушечным вооружением. В начале Великой Отечественной войны двухбашенные танки Т-26 всех модификаций не могли тягаться с немецкими танками на равных: так у пушечных - бронепробиваемость 37-мм орудия Б-3 была крайне низка, да к тому же к ним практически не было выстрелов. Поэтому эти танки использовались в качестве пулеметных. Кроме того, многие двухбашенные танки Т-26 были сильно изношены и выходили из строя по техническим причинам. К концу 1941 года большая часть этих танков была потеряна, хотя отдельные машины еще встречались в составе танковых частей весной - летом 1942 года.

Танк Т-26 стал самой массовой боевой машиной Красной армии в предвоенный период. Он отличался легкостью управления и не требовал большого ухода. До августа 1933 года было изготовлено 1626 двухбашенных танков Т-26, из них 450 с пулеметно-пушечным вооружением и 96 штук Т-26РТ. В 1933 года выпуск двухбашенных танков был прекращен и в дальнейшем танк Т-26 производился только с одной башней с пулеметно-пушечным вооружением.

До настоящего времени сохранился единственный образец двухбашенного Т-26 с пулеметным вооружением, экспонирующийся в настоящее время в Центральном музее Великой Отечественной войны. Легкий двухбашенный танк Т-26 строевой номер «351»  в сентябре 1941 года был подбит на месте переправы и затонул в р. Неве в районе пос. Невская Дубровка. Летом 1989 года танк извлекли из реки аквалангисты поискового клуба «Катран» (г. Сосновый Бор Ленинградской области) и клуба «Риф» (г. Воронеж) с помощью работников Кировского леспромхоза и автопредприятия «Невская Дубровка» и передали Пярненскому танковому полку Ленинградского военного округа. В феврале 1998 года в порядке обмена по распоряжению Главкома Сухопутных войск танк был передан музею.