Легкий однобашенный танк Т-26 образца 1933 года. СССР
Год выпуска – 1933 - 1937
Всего выпущено – 6065 ед.
Масса в боевом положении, т - 9,4 – 9,75
Мощность двигателя, л.с. – 92
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 30 - 32
Запас хода по шоссе, км – 140
Экипаж, чел. - 3
Вооружение: 45-мм пушка, 2х7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект, выстр/патр. - 136/2898 (на линейных танках); 96/2898 (на танках с радиостанциями)
Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм - 15/15
Легкий танк Т-26 в однобашенном варианте был создан в КБ ленинградского завода № 174 имени К.Е.Ворошилова под руководством С.А.Гинзбурга. Эксплуатация двухбашенного танка Т-26 образца 1931 года в войсках показала, что расположение вооружения в двух башнях обеспечивало наибольший темп стрельбы с обоих бортов, однако из-за малого погона башен оказалось весьма затруднительно разместить в них пушки и концентрировать огонь на один борт. Кроме того, стрелки в близко расположенных башнях мешали друг другу, а сами башни нередко заклинивало, поэтому было принято решение сосредоточить пушечно-пулеметное вооружение одной центральной башне. Взамен 37-мм танковой пушки Б-3 для танка Т-26 в КБ завода № 8 (пос. Подлипки Московской области) была разработана 45-мм танковая пушка 20-К образца 1932 года, что позволяло использовать эту машину не только как истребителя танков, но и заменить им двухбашенный вариант – в качестве универсального танка для поддержки пехоты. В начале 1933 года в КБ завода № 174 создают спаренную установку 45-мм танковой пушки и 7,62-мм пулемета ДТ, успешно прошедшую заводские испытания. Поэтому весной того же года было принято решение о принятии на вооружение Красной армии однобашенного танка Т-26 с 45-мм пушкой.
От своего двухбашенного варианта он отличался усиленным пушечным вооружением, а также высотой и массой. Для установки более мощного вооружения была разработана двухместная цилиндрическая уравновешенная башня клепано-сварной конструкции, с развитой кормовой нишей овальной формы, служившей как противововесом для пушки, так и одновременно для укладки боекомплекта или для размещения радиостанции. Башню сместили к левому борту, в результате чего изменениям подвергся и подбашенный лист корпуса машины. Конструкция башни позволяла пушке и пулемету осуществлять круговой обстрел в горизонтальной плоскости. В лобовой части башни на цапфах размещалась пушка в спаренной с танковым пулеметом ДТ установке. Пушка предназначалась для ведения огня по бронированной технике, артиллерии, открыто расположенным огневым средствам и живой силе противника как бронебойными, так и осколочными снарядами. Для своего времени она обладала хорошими тактико-техническими показателями. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3600 м, а наибольшая - 4800 м. Масса бронебойного снаряда - 1,435 кг, начальная скорость - 760 м/с. Снаряд пробивал танковую броню толщиной 43 мм на дистанции 500 м при угле встречи 90°. Скорострельность составляла до 12 выстрелов в минуту с исправлением наводки. Наведение в вертикальной плоскости, с максимальными углами от -6° до +22°, осуществлялось с помощью секторного механизма. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось поворотом башни при помощи винтового поворотного механизма.
Механизм поворота имел две передачи. Наведение спаренной установки на цель осуществлялось с помощью панорамного перископического оптического прицела ПТ-1 образца 1932 года и телескопического ТОП образца 1930 года. С 1938 года на части танков монтировался телескопический прицел ТОП-1 (ТОС-1), стабилизированный в вертикальной плоскости, с аналогичными ТОП оптическими характеристиками. Прицел снабжался коллиматорным устройством, при колебаниях пушки в вертикальной плоскости автоматически производившим выстрел при совпадении положения орудия с линией прицеливания. Пушка образца 1934 года, приспособленная для использования со стабилизированным прицелом, обозначалась как образца 1938 года. 45-мм танковые пушки образцов 1932, 1934 и 1938 годов с клиновым полуавтоматическим затвором обладали одинаковыми баллистическими характеристиками и отличались лишь некоторыми усовершенствованиями. Для легких и средних зарубежных танков того времени, имевших противоснарядное бронирование, эта пушка стала серьезным противником. Боекомплект линейного танка состоял из 138 артиллерийских выстрелов и 2898 патронов (46 магазинов). Боекомплект командирского танка с радиостанцией состоял из 96 артиллерийских выстрелов и 2898 патронов (46 магазинов).
Башни для танков Т-26 выпускались на Ижорском и Мариупольском металлургическом заводах, а окончательная сборка осуществлялась на заводе № 174. На части однобашенных танков, получавших обозначение Т-26РТ, с осени 1933 года, монтировалась коротковолновая телефонно-телеграфная радиостанция 71-ТК-1, с поручневой или штыревой антенной. Радиостанциями оснащались, в первую очередь, машины командиров подразделений, а также часть линейных танков. В 1934 года был принят на вооружение модернизированный вариант радиостанции - 71-ТК-2, а в 1935 года - 71-ТК-3. Максимальная дальность связи в телефонном режиме составляла 15 - 18 км в движении и 25 - 30 км с места, в телеграфном - до 40 км.
В ходе производства в конструкцию танка Т-26 постоянно вносились усовершенствования. Поскольку 45-мм пушка при стрельбе создавала недопустимую концентрацию углекислого газа в танке, то с 1934 года был введен вентилятор в правой части крыши боевого отделения. С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять с помощью электросварки (до этого они соединялись заклепками), трудоемкая в изготовлении сварная маска орудия была заменена штампованной. Боекомплект пушки уменьшился до 122 выстрелов (82 - в танках с радиостанцией), однако была увеличена емкость бензобаков. Масса машины возросла до 9,6 тонн. Все танки Т-26 выпущенные, начиная с 1936 года, получили съемный резиновый бандаж; был изменен натяжной механизм; в кормовой нише башни стали монтировать шаровую установку со вторым пулеметом ДТ, при этом боекомплект вновь сократили, оставив 102 снаряда (на линейных танках), также незначительным изменениям подверглась и ходовая часть. С учетом нововведений, танк потяжелел до 9,65 тонн.
С 1937 года на крыше башни Т-26 стали монтировать турельный зенитный пулемет, мощность двигателя форсировали до 95 л.с. Если, на танках Т-26 ранних выпусков, для внутренней связи между командиром танка и механиком-водителем использовалась переговорная труба, позднее замененная светосигнальным устройством, то на оснащенных радиостанцией танках, с этого же года, установили танковое внутреннее переговорное устройство ТПУ-3 (для трех абонентов). Кроме того, на маске пушки в каждом пятом танке начали монтировать для ночной стрельбы по две фары-прожектора, так называемого «боевого света». После внесения всех этих изменений, боевая масса танка достигла уже 9,75 тонн.
На базе легкого танка Т-26 были разработаны 53 модификации боевых машин, среди них командирский танк Т-26РТ; артиллерийский танк Т-26А с 76,2-мм пушкой КТ-26; саперный танк (мостоукладчик) СТ-26; минные тральщики, оснащенные цепными бойковыми тралами; семейство огнеметных (химических) танков; бронетранспортеры для перевозки пехоты и грузов - ТР-26, ТР-4 и ТР-4-1; транспортеры для подвоза боеприпасов ТБ-26, бензоцистерны ТЦ-26; артиллерийские тягачи Т-26Т и Т-26Т2; семейство самоходных артиллерийских установок, в том числе и зенитных.
Однобашенный легкий танк Т-26 образца 1933 года стал основным танком общевойсковых соединений и танковых частей, предназначенных для поддержки пехоты. Свое боевое крещение однобашенные танки Т-26 получили во время гражданской войны в Испании в 1936 - 1939 годах, куда Советский Союз поставил 297 танков этого типа. Они принимали участие практически во всех боевых операциях, проводившихся армией республиканцев, и показали себя с хорошей стороны. Советские и испанские экипажи танков Т-26 отличились в боях под Толедо, Гвадалахарой и при обороне Мадрида. Постановлением ЦИК СССР от 31 декабря 1936 года за проявленное мужество и героизм шести советским танкистам были впервые присвоены звания Героев Советского Союза – П.М. Арману, Д.Д. Погодину, С.К. Осадчему, Н.А. Селицкому, П.Е. Куприянову, С.М. Быстрову. Первой боевой операцией Красной армии, в которой приняли участие танки Т-26 из состава 2-й механизированной бригады, 32-го и 40-го отдельных танковых батальонов Первой Отдельной Дальневосточной Краснознаменной армии стали ожесточенные бои в районе оз. Хасан за сопки Безымянная и Заозерная в июле 1938 года. Затем Т-26 широко использовались в ходе боевых действий у р. Халхин-Гол в 1939 году. Т-26 также активно применялись в ходе советско-финской войны 1939 – 1940 годов.
Накануне Второй мировой войны легкие однобашенные танки Т-26 состояли в РККА на вооружении отдельных легко-танковых бригад (256 - 267 танков) и отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий (одна рота – 10 -15 танков. На 1 января 1941 года Красная армия располагала 9665 танками Т-26 всех модификаций, включая специальные. Они составляли большинство боевых машин в механизированных корпусах приграничных военных округов. В Западном особом военном округе, на 22 июня 1941 года имелось 1136 танков Т-26 (52% всех танков). В механизированных корпусах Юго-Западного фронта, сформированного после начала войны из войск Киевского особого военного округа, имелось 1316 Т-26 - (35% всех танков). В ходе боевых действий первых месяцев Великой Отечественной войны большинство Т-26 оказались потерянными, в основном от огня артиллерии и ударов авиации. Много машин вышло из строя по техническим причинам, вследствие износа материальной части и нехватки запасных частей, а оставшиеся, принимали участие в боях с вермахтом вплоть до 1944 года. Так, в январе 1944-го в составе 1-й и 220-й танковых бригад Ленинградского фронта еще имелось по 32 танка Т-26. Последней боевой операцией с участием танков Т-26 стал разгром японской Квантунской армии в августе 1945 года. Эти танки состояли на вооружении вторых и третьих батальонов большинства отдельных танковых бригад, участвовавших в операции.
Серийное производство однобашенных танков Т-26 велось с 1933 по 1941 год заводом № 174 имени К.Е.Ворошилова (г. Ленинград) и Сталинградским тракторным заводом. Всего до первой половины 1941 года Красная армия получила свыше 11218 легких танков Т-26 двадцати трех модификаций, из них 6065 танков Т-26 образца 1933 года, причем выпуск Т-26 продолжался еще в июле - августе 1941 года, когда на заводе № 174 в Ленинграде достроили около 100 машин из неиспользованного задела бронекорпусов.
Башня легкого танка Т-26 без вооружения передана в дар музею сотрудником поискового объединения, участником Великой Отечественной войны В.Б. Легкобытом в октябре 1999 года. Реставрационные работы по восстановлению легкого танка Т-26 с использованием башни, отдельных фрагментов бронекорпуса и ходовой части были проведены в 1999 - 2005 годах в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).