Легкий танк «Ха-Го» тип «95» образца 1935 года. Япония
Годы выпуска – 1936 - 1943
Всего выпущено – 1161 ед. (по европейским данным) / 2378 ед. (по японским данным)
Масса в боевом положении, т – 7,4
Мощность двигателя, л.с. – 120
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 45
Запас хода по шоссе, км - 210
Экипаж, чел. - 3
Вооружение: 37-мм пушка, 2х6,5-мм пулемета тип «91» (7,7-мм пулемета тип «97»)
Боекомплект, выстр/патр. - 75/3300
Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм - 12/12
К началу 1930-х годов, когда вооруженные силы ведущих государств мира уже имели на вооружении современные быстроходные танки с мощным вооружением, командование японской армии решило дополнить морально устаревший танк «Оцу» тип «89» более современным. Поэтому в июле 1933 года после проведения учений опытной смешанной механизированной бригады в Маньчжурии специалисты из Центрального КБ Императорской Армии Японии сформулировали требования к легким машинам, способным вести бой вместе с пехотой, конницей, а также средними танками, сохраняя высокую скорость движения. Танк для сопровождения механизированных кавалерийских соединений должен был иметь: массу не более 7 тонн; 37-мм пушку во вращающейся башне и пулемет в лобовом листе корпуса; противопульное бронирование и скорость - не менее 40 км/час. Основным заказчиком будущего танка выступала кавалерия, хотя пехота также планировала использовать его.
Непосредственно задание на его разработку получил военный арсенал в г. Сагами. Постройка первого опытного образца танка осуществлялась крупнейшей японской машиностроительной фирмой «Мицубиси дзёкогё кабусикигайся», и уже в июне 1934 года фирма «Мицубиси» представила первый прототип, который являлся дальнейшим развитием семейства танков «Те-Кей» - «Те-Ке». По сравнению с предыдущими образцами танк получил измененную ходовую часть. Хотя в ней использовались обычные для данного семейства танков четыре сблокированных попарно опорных катка малого диаметра, направляющие колеса были приподняты над землей и теперь не являлись опорными. Место механика-водителя на этом танке было размещено справа, а слева от него монтировался 6,5-мм танковый пулемет.
В ходе его всесторонних испытаний опытного танка «Мицубиси» были отмечены максимальная скорость в 43 км/ч, запас хода в 250 км, а также высокая надежность и проходимость этой машины. Однако, поскольку 7,5-тонный прототип оказался на 500 кг тяжелее, чем предусматривалось техническим заданием, его пришлось переработать, что позволило снизить массу до 6,5 тонн, повысив при этом скорость до 45 км/ч. В июне - ноябре 1935 года был создан второй прототип, модернизированный с учетом войсковых испытаний первого образца. У него усилили ходовую часть, а башня получила командирскую башенку на крыше и дополнительный пулемет справа в кормовой части. Впоследствии, для увеличения внутреннего пространства танк получил развитые надгусеничные ниши. В таком виде в 1936 году, после испытаний, его приняли на вооружение Японской армии под индексом «Ха-Го» («третья модель» - яп.) и одновременно с этим ему было присвоено обозначение «2595» или просто тип «95». Числовые обозначения образцам вооружения и военной техники в Японии давались в соответствии с летосчислением «от основания Империи» (660 год до н. э.): до 1940 года эти обозначения могли быть полными или состоять из двух последних цифр - так, образцу 1935 года соответствовало обозначение «2595» или «95»; а с 1941 года стала использоваться только последняя цифра, так - тип «1» соответствовал образцу 1941 года. Хотя танк тип «95»и был принят японской армией, а специально оборудованный завод «Мицубиси» в 1936 году подготовили к его серийному производству, он несколько лет выпускался очень малыми сериями. В его конструкцию постоянно вносились усовершенствования.
Массовый выпуск танков тип «95» начался только в 1938 году по окончании активных боевых действий в Китае. Танк выпускался серийно с 1936 по 1943 год, японскими фирмами: «Мицубиси»; «Ниигата Тэккосё»; «Кобе Сэйкасё»; «Дова Дзидося», а также армейским арсеналом Кокура («Кокура Рикугун Дзёхэйсё»), хотя «Мицубиси» продолжала в незначительных количествах выпускать танки тип «95», в том числе, его вариант - «Ке-Ну», до самого конца Второй мировой войны. Всего было выпущено - по европейским данным 1161 танков тип 95 (2378 - по японским данным), которые использовались во всех операциях японской армии в Юго-Восточной Азии, Китае и в бассейне Тихого океана с середины 1930-х по 1945 год. Танк «Ха-Го» тип «95» был прост в изготовлении, эксплуатации и ремонте, а общая компоновка и ряд конструктивных особенностей танка «Ха-Го» использовались при разработке более совершенной модели японского легкого танка «Чи-Ха», кроме того, его шасси послужило для создания ряда других машин.
Танк «Ха-Го», с противопульным бронированием, имел классической компоновку с задним расположением двигателя и передним расположением элементов трансмиссии. В средней части находились совмещенные отделения управления и боевое отделение. Экипаж танка состоял из трех человек - командира, механика-водителя и техника-стрелка. В носовой части корпуса размещались агрегаты трансмиссии (бортовые фрикционы, коробка передач и т.д.) и отделение управления. Механик-водитель размещался с правой стороны, а слева от него, в небольшой вынесенной вперед рубке, находилось место пулеметчика. Корпус танка собирался из катаных броневых листов толщиной 10 - 12 мм на каркасе с помощью болтов и заклепок и имел гнутые листы бортов подбашеннойкоробки.
Чтобы уменьшить поражаемость экипажа осколками брони, а также от ожогов о нагретую броню и минимизировать травматизм от ударов при сотрясении машины, с внутренней стороны корпуса крепился асбестовый подбой. Объем подбашенной коробки был увеличен за счет выступающих надгусеничных ниш полуконической формы. Выгнутая крышка люка механика-водителя откидывалась вперед-вверх; в ней имелся смотровой лючок со своей крышкой. В крышке смотрового лючка и по бокам от него имелись вертикальные и горизонтальные смотровые щели – таким образом, старались сохранить обзор при колебаниях машины. Командир танка размещался в одноместной цилиндрической башне клепано-сварной конструкции и одновременно выполнял также функции наводчика-заряжающего, вследствие чего скорострельность пушки была недостаточной. На крыше командирской башенки размещался двухстворчатый люк, через который осуществлялась посадка и высадка командира и техника-стрелка. Единственными средствами наблюдения в бою служили смотровые щели, не закрытые бронестеклами. В левом борту башни и по бокам рубки стрелка имелись лючки для стрельбы из личного оружия с броневыми заслонками. В лобовой части башни устанавливалась 37-мм танковая пушка тип «94» с полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором и телескопическим прицелом. Ее противооткатные механизмы состояли из гидравлического тормоза отката с пружинным накатником. Углы наведения по вертикали находились в пределах от -20° до +24°. Конструкция маски также позволяла наводить орудие по горизонту в пределах 10° в обе стороны. Наведение пушки по вертикали производилось плечевым упором, а поворот башни – механическим ручным приводом.
Боекомплект орудия составляли 75 унитарных бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов. Бронебойный снаряд массой 0,7 кг с начальной скоростью 575 м/с пробивал по нормали броню толщиной 35-мм с расстояния 300 м, что было вполне достаточно для борьбы с советскими танками БТ или Т-26 – основными предполагаемыми противниками. В 1938 году танк «Ха-Го» был перевооружен удлиненной 37-мм пушкой тип «97» (начальная скорость снаряда возросла до 675 м/с). Дополнительное вооружение танка составляли два 6,5-мм танковых пулемета тип «91».
С 1938 года, в связи со сменой ружейно-пулеметного калибра в стрелковом оружии в японской армии, танки были перевооружены на 7,7-мм танковые пулеметы тип «97». Один пулемет размещался справа, в корме башни, другой устанавливался в выступающей рубке в передней части корпуса. Пулеметы крепились на специальных опорах, имевших три фиксированных положения, и оснащались 5-кратными оптическими прицелами. В ходе второй мировой войны на танки также начали устанавливать дымовые гранатометы тип «99», крепившиеся в количестве от одного до четырех в верхней части башни. Для связи с водителем командир имел переговорную трубу («танкофон»). Средств внешней связи не было, сигналы подавались флажками, и лишь на командирские машины стали устанавливаться КВ-радиостанции с поручневой антенной.
Силовая установка, смонтированная сзади вдоль правого борта, представляла собой двухтактный 6-цилиндровый дизельный двигатель «Мицубиси» NVD 6120 воздушного охлаждения мощностью 120 л. с. Трансмиссия состояла из редуктора; четырехступенчатой механической коробки переключения передач (4 – вперед, 1 – назад); карданного вала, соединенного коническими шестернями с валами бортовых фрикционов, и одноступенчатых бортовых редукторов. Слева от двигателя устанавливались топливный и масляный баки. Для доступа к двигателю служил люк в правом борту кормы с откидной крышкой-жалюзи. К бакам вел люк в крыше кормы слева. Для обслуживания бортовых фрикционов и передач в верхнем лобовом листе имелось два люка с откидными крышками. Танк получил подвеску, разработанную в 1933 году майором (впоследствии – генералом) Томио Хара и впервые опробованную на серийном малом танке тип «2592». Подвеска блокированная – по две двухкатковые тележки с каждого борта, упругий элемент для обеих тележек общий – пружина, размещенная вдоль борта корпуса. Ходовая часть танка состояла из восьми обрезиненных опорных катков соединенных в четыре тележки (по две на один борт), двух обрезиненных поддерживающих роликов, передних ведущих колес цевочного зацепления и направляющих колес заднего расположения с винтовым механизмом регулировки натяжения гусениц. Мелкозвенчатая стальная гусеница цевочного зацепления с открытым шарниром и одним гребнем, состояла из 97 траков с грунтозацепами. Часть танков «Ха-Го» была специально выпущена для эксплуатации в Маньчжурии, и имела модифицированную ходовую часть, где тележки опорных катков были усилены треугольными балансирами с дополнительным опорным роликом. Это было сделано после того, как в ходе эксплуатации первых серийных танков выяснилось, что при наезде танка на неровность, ее гребень попадал между опорными катками и вызывал повышенную нагрузку на подвеску, приводившую к ее преждевременному выходу из строя.
Несмотря на первоначальные требования, «Ха-Го», в итоге все-таки стал пехотным танком. Главными задачами «Ха-Го» являлась борьба с огневыми точками и полевой артиллерией противника, а также проделывание проходов пехоте в заграждениях. Однако серьезные недостатки этого танка - слабая броневая защита и недостаточная огневая мощь определили его низкую боевую эффективность, хотя «Xa-Го» и неплохо показал себя в боях против китайской армии. Но уже летом 1939 года японским танкистам довелось столкнуться в боях на Халхин-Голе с советскими войсками. Вместе с другими здесь воевала и механизированная бригада в составе 3-го и 4-го танковых полков, которая имела в своем составе 35 танков типа «Ха-Го», сведенных в три линейных и одну резервную роту в составе 4-го танкового полка. В основном это были машины маньчжурской модификации. Бои выявили их недостатки, такие как: слабая бронезащита; большое мертвое пространство при стрельбе; тесноту боевого отделения; неудовлетворительный обзор; отсутствие специальных средств наблюдения и связи, а кроме того, разнесенная установка в башне пушки и пулемета сильно затрудняла работу командира, действовавшего в одиночку. Открытые смотровые щели становились причиной частых ранений экипажа свинцовыми брызгами от пуль. Большой урон японцам нанесли мощные 45-мм танковые и противотанковые советские пушки.
Советские БТ-5 и БТ-7, Т-26, БА-6 и БА-10 открывали огонь с максимальных дистанций, пользуясь преимуществом в вооружении. Однако, танки «Ха-Го» составляли основу бронетанковых войск Японии, став самым массовым танком японской армии периода Второй мировой войны. Они участвовали во всех боевых действиях с 1936 по 1945 год. В 1941 году Япония имела по одной танковой роте (9 танков) в составе десяти пехотных дивизий, и в основном это были танки тип «95», которые имелись также в отдельных легкотанковых ротах и разведывательных ротах, придавались они и специальным военно-морским десантным отрядам. Боевые действия в годы второй мировой войны на Тихоокеанском фронте с американскими войсками также подтвердили слабость бронезащиты, недостаточную огневую мощь и невысокую надежность танков «Ха-Го». Несмотря на официальное снятие с вооружения в 1943 году, танки тип «95» использовались вплоть до самой капитуляции Японии в качестве учебных машин. В боях с Красной армией в августе - сентябре 1945 года японские танки «Ха-Гo» практически никакого участия в боевых действиях не принимали и были захвачены в основном в парках танковых частей или же брошеныными своими экипажами. Принять участие в активных боевых действиях довелось лишь 25 танкам тип «95» из состава 11-го танкового полка, дислоцированного на островах Шумшу и Парамушир Курильской гряды. Исправные японские танки тип «95» впоследствии были переданы Народно-освободительной армии Китая.
Легкий танк «Ха-Го» тип «95» был захвачен в качестве трофея при разгроме японского гарнизона советским морским десантом на острове Шумшу Малой Курильской гряды в августе 1945 года. В 1990 году был обнаружен экспедицией газеты «Воздушный транспорт» в районе пос. Байково на острове Шумшу и передан в дар музею. Реставрационно-восстановительные работы были проведены в 1990 - 1994 годах в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).