Основной боевой танк Т-64А. СССР
Год выпуска – 1963 - 1987
Всего выпущено – более 3977 ед.
Масса в боевом положении, т – 38,0 – 38,5
Мощность двигателя, л.с. – 700
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 45 - 50
Запас хода по шоссе, км - 500 - 600
Экипаж, чел. - 3
Вооружение: 125-мм пушка, 7,62-мм пулемет ПКТ, 12,7-мм пулемет НСВТ-12,7
Боекомплект, выстр/патр (7,62-мм/12,7-мм)/аэрозольных гранат - 37/2000/300/8
Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм – 90(сталь)+150 (текстолит)+90 (сталь)/ 80(сталь)+105 (текстолит)+20 (сталь)
Т-64 – первый советский основной боевой танк, являвшийся боевой гусеничной машиной, с мощным вооружением, надежной броневой защитой и высокой маневренностью. Танк предназначен для решения широкого круга боевых задач. Благодаря своему мощному вооружению он способен поражать танки и другие бронирование машины противника, его живую силу, противотанковые средства, артиллерию и другие цели. Работа над танком Т-64 началась в конце 1950-х годов в КБ завода им. В.А. Малышева (г. Харьков). В 1960 году появился экспериментальный образец танка «объект 432» с традиционной компоновочной схемой с задним расположением двигателя и раздельным размещением экипажа. Новый танк был вооружен 115-мм гладкоствольной пушкой Д-68 с раздельным заряжанием и частично сгорающей гильзой. В состав системы управления огнем (СУО) входил оптический стабилизированный прицел-дальномер. Впервые в мировой практике танк с традиционной компоновкой и пушкой большого калибра получил автомат заряжания. Также впервые в конструкции корпуса и башни использовалась комплексная многослойная комбинированная защита, состоявшая из броневой стали, противокумулятивных струегасящих материалов и специальных противорадиационных материалов, существенно повысившая защищенность танка от кумулятивных снарядов и новых видов снарядов с деформируемой головной частью и пластичным взрывчатым веществом. Лобовые детали корпуса и башни не поражались 100-мм бронебойным снарядом с дальности 1000 метров. Ходовая часть, с той же целью, снаружи получила откидные противокумулятивные экраны. В моторно-трансмиссионном отделении располагались многотопливный дизель 5ТДФ мощностью 700 л.с., а также механическая трансмиссия, состоявшая из двух планетарных бортовых коробок передач (БКП) с гидросервоуправлением. Ходовая часть с соосными торсионными валами, опорными и поддерживающими катками с внутренней амортизацией, телескопическими амортизаторами и гусеницей с резинометаллическими шарнирами, обеспечивала хорошие характеристики подвижности. На танке Т-64 использовались электрогидравлические приводы наведения пушки; механизм удержания (противовращения) командирской башенки; ОПВТ (позволявшее преодолевать водные преграды по дну без ограничения их ширины), а также некоторые другие оригинальные технические решения.
В 1963 году эта машина была принята на вооружение Советской армии под названием «Т-64». Однако работы по дальнейшему совершенствованию нового танка в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению под руководством Главного конструктора А.А. Морозова продолжались. В связи с тем, что танк Т-64 имел существенный отрыв по параметрам защиты и маневренности по сравнению с другими танками, с целью сохранения длительного преимущества перед всеми существующими отечественными и зарубежными танками было принято решение значительно усилить его огневую мощь. Это было достигнуто установкой на танк 125-мм гладкоствольной пушки высокой баллистики Д-81Т. Одновременно с этим, в его конструкцию были внесены и другие изменения: установлен новый более точный оптический дальномер; новая система управления огнем; изменена конструкция автомата заряжания; установлен 12,7-мм зенитный пулемет с дистанционным управлением; теплозащитный кожух ствола пушки; усиленно бронирование носовой части корпуса и башни; введена автоматическая система коллективной защиты от оружия массового поражения; установлено оборудование для самоокапывания и оборудование для навешивания минного трала КМТ-6; улучшена многотопливность двигателя; встроены система для преодоления брода глубиной до 1,8 м без специальной подготовки и выхода экипажа из танка, а также система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья. В 1964 году появился его усовершенствованный вариант танка «объект 434», доработка которого продолжалась вплоть до принятия на вооружение Советской армии в мае 1968 года модернизированного танка Т-64А. В 1973 году появился командирский вариант танка Т-64А (командирские танки отличались установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона и другого оборудования). Начиная со второй половины 1970-х годов в процессе серийного производства на Харьковском заводе им. В.А. Малышева постоянно осуществлялась модернизация танка Т-64. В 1976 году Т-64Б получил комплекс вооружения, обеспечивающий стрельбу противотанковыми ракетами через ствол танковой пушки. После оснащения навесной динамической защитой в 1985 году танк стал называться Т-64БВ. Производство этих танков было прекращено только в 1987 году.
Т-64А имеет классическую компоновку, с размещением отделения управления - в лобовой части, боевого - в средней, а моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части машины. Экипаж танка Т-64А состоял из трех человек: командир танка и наводчик размещались в башне (справа и слева от пушки), механик-водитель – в носовой части корпуса. Сокращение экипажа было достигнуто за счет применения автомата заряжания. Танк Т-64А по уровню защиты, как от обычных средств, так и от оружия массового поражения в конце 1960-х годов превосходил все другие танки в мире. Лобовые детали корпуса и башни, выполненные из комбинированной брони, не пробивались снарядами самой массовой в НАТО 105-мм танковой пушки с дистанции свыше 500 метров (по западным данным, корпус имел максимальную толщину брони - 815 мм, а башня - 460 – 627 мм), а ослабление проникающих излучений ядерного взрыва и радиоактивно зараженной местности были в 2-3 раза выше, чем у танка Т-55.
Танк Т-64А имел сварной корпус. Комбинированная многослойная верхняя лобовая деталь корпуса имела угол наклона от вертикали 68°. Бортовые детали монолитные, вертикальные, в средней части имели выштамповку под погон башни большого диаметра, а с наружной стороны вырез под верхнюю ветвь гусеницы и защищались навесными экранами. Днище корпуса - корытообразной формы. Для увеличения жесткости и размещения торсионов подвески, в днище имелись продольные и поперечные выштамповки. Танк Т-64А имел очень небольшой забронированный объем, что достигалось плотной компоновкой и применением трансмиссии в виде двух малогабаритных пятискоростных бортовых коробок передач (БКП), включающих собственно коробку и бортовой редуктор. Отделение управления находилось в носовой части корпуса танка. В нем было размещено сиденье механика-водителя танка, справа от него - топливный бак и бак-стелаж, слева – второй топливный бак, щит контрольных приборов и аккумуляторные батареи. Над сиденьем механика-водителя в подбашенном листе находился его люк, но при посадке-высадке механика-водителя пушку нужно было повернуть на небольшой угол. Башня литая, с приваренной крышей и донным листом. Передняя часть башни (скуловые участки) выполнена комбинированной, что обеспечивало высокую стойкость к воздействию кинетических и кумулятивных снарядов.
В 1975 году на вооружение была принята башня Т-64А с корундовым наполнителем, разработанная ВНИИТМ. Башня имела два механизма поворота башни: гидравлический и ручной. Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса и башню. В нем размещались рабочие места командира и наводчика, пушка и спаренный с ней пулемет, автомат заряжания, система управления огнем, средства связи и другое оборудование. Обитаемая часть отделялась от конвейера специальной кабиной, вращающейся вместе с башней. Для перехода механика-водителя в боевое отделение требовалось снять с каркаса механизированной укладки два лотка. Основным вооружением танка являлась 125-мм гладкоствольная танковая пушка Д-81Т (2А26) или, с 1974 года, ее модификация - Д-81ТМ (2А46-1) с полуавтоматическим клиновым затвором, с теплозащитным кожухом и эжекционной продувкой ствола после выстрела, стабилизированная в двух плоскостях наведения. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м равнялась 2120 м (наибольшая прицельная дальность - 4000 м), максимальная дальность стрельбы – около 10 000 м. В боекомплект пушки входили 36 выстрелов раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными оперенными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами с частично сгорающей гильзой с отделяющимся поддоном (на танках Т-64АК - 28 выстрелов). Автоматическое заряжание, обеспечивающее высокую скорострельность, осуществлялось из механизированной боеукладки на 28 выстрелов, которая располагалась по периметру боевого отделения в виде конвейера с лотками. В каждом лотке снаряд размещался горизонтально головной частью к оси вращения, а метательный заряд в частично сгорающей гильзе - вертикально, металлическим поддоном (несгорающая часть гильзы) вверх. В случае отказа автомата было возможно и ручное заряжание, но скорострельность при этом значительно снижалась. С пушкой был спарен 7,62-мм танковый пулемет ПКТ. Автономная закрытая зенитно-пулеметная установка дистанционного управления с 12,7-мм пулеметом НСВТ (смонтированная на командирской башенке) имела средства прицеливания и наведения, обеспечивающие ведение огня по воздушным и наземным целям, и обеспечивала стрельбу по воздушным целям на дальность 1500 метров, а по наземным – на 2000 метров.
Для наблюдения за полем боя перед люком механика-водителя в шахте корпуса машины монтировался прибор наблюдения, а в крышке люка - призматический прибор наблюдения ТНПА-65. Для наблюдения за местностью при вождении машины в ночных условиях использовался прибор ТВНЕ-4ПА, который мог монтироваться в машине как по-боевому вместо прибора ТНПО-168В, так и по-походному на специальном кронштейне перед люком механика-водителя. Командир танка имел наряду с призменными приборами, комбинированный (дневной/ночной) дневной 5-кратный перископический бинокулярный прибор ТКН-ЗВ и 4,2-кратный ночной прибор, работающий с осветителем инфракрасного излучения. Для стрельбы из зенитной пулеметной установки использовался оптический монокулярный перископический прицел ПЗУ-5 с панорамной головкой. Наводчик имел оптический квантовый монокулярный перископический прицел-дальномер ТПД-2-49 со стабилизацией поля зрения в двух плоскостях с увеличением, от 3,9 до 9; призменный прибор и ночной прицел ТПН-1-49-23, работающий с осветителем Л-4А. Система управления огнем 1АЗЗ давала возможность ведения эффективного огня из пушки и спаренного пулемета с места и с ходу по движущимся и неподвижным целям. В ее состав входили: прицел-дальномер 1Г42, танковый баллистический вычислитель 1В517 с датчиками входной информации, стабилизатор вооружения 2Э-26М, блок разрешения выстрела 1Г43 и другие элементы.
Электрогидравлический стабилизатор вооружения обеспечивал относительное сохранение пушкой и спаренным пулеметом заданного положения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, приведение пушки к углу заряжания на время автоматизированного цикла заряжания и по его окончании - в заданное положение. Средства связи составляли - УКВ радиостанция Р-123М и ТПУ Р-124, установленные на танке Т-64А. Командирский танк Т-64АК дополнительно был оборудован коротковолновой радиостанцией Р-130М с комбинированным антенным устройством. В обитаемых отделениях на внутренней поверхности башни, на крыше корпуса, люков, кабины механизированной боеукладки и в других местах был закреплен поглощающий материал системы защиты от проникающей радиации в виде подбоя. В правой задней части корпуса у моторной перегородки размещались фильтро-вентиляционная установка и подогреватель двигателя. Остальной промежуток между перегородкой и механизированной боеукладкой занят двумя топливными баками. Моторно-трансмиссионное отделение занимало кормовую часть корпуса и было изолировано от боевого отделения герметичной перегородкой с вытяжным вентилятором.. Характерной особенностью танка Т-64 является установка поперек корпуса двухтактного турбопоршневого пятицилиндрового дизельного двигателя 5ТДФ жидкостного охлаждения с прямоточной бесклапанной продувкой и поршневым газораспределением (мощностью 700 л.с.), что обусловило конструкцию трансмиссии в виде двух агрегатов - бортовых коробок передач. Малая высота двигателя позволила разместить над ним кожух эжектора с водяным и масляным радиаторами и бункером с инерционной решеткой первичной очистки воздуха для питания двигателя. В МТО размещены также масляные системы двигателя и трансмиссии. На надгусеничных полках расположены наружные топливные баки. Трансмиссия: механическая планетарная с гидросервоприводами управления с 7 передачами вперед и 1 – назад, состояла из двух планетарных бортовых коробок передач с соосными планетарными бортовыми механизмами. Подвеска индивидуальная, торсионная. В узлах подвески первого, второго и шестого опорного катков были смонтированы гидравлические телескопические амортизаторы.
В состав гусеничного движителя входили (применительно к одному борту) по 6 сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией; по 4 одинарных поддерживающих катка с внутренней амортизацией; направляющее колесо с внутренней амортизацией; ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и мелкозвенчатая гусеница с цевочным зацеплением из 78 - 79 траков с резинометаллическими шарнирами. Для защиты бортов танка от кумулятивных снарядов служили бортовые экраны и щитки, которые крепились на танке только в боевых условиях. С 1980 года для усиления защиты бортов танка от кумулятивных снарядов и уменьшения забрызгивания танка грязью, снегом, снижению запыленности воздуха, поступающего в воздухоочиститель, были установлены сплошные резиновые бортовые экраны. Для постановки дымовых завес в целях маскировки танк оборудован термодымовой аппаратурой, а с 1979 года – на танках Т-64А монтировалась система 902А «Туча-1», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат, размещенных на башне. В танке имелось автоматическое противопожарное оборудование, он был оснащен устройствами для самоокапывания и для навешивания колейного ножевого минного трала КМТ-6, а также встроенным оборудованием для самовытаскивания.
Серийный выпуск танков Т-64 был освоен Харьковским заводом транспортного машиностроения им. В.А. Малышева. На базе основной модели танка Т-64, выпускались его модификации Т-64А (1969 год); Т-64АК (1973 год); Т-64Б (1976 год); Т-64БК (1976 год); Т-64Б1 (1976 год); Т-64БМ (1983 год) и Т-64БВ (1985 год), различавшиеся: вооружением; системами управления огнем; броневой защитой; силовой установкой и т.п. В 1987 году производство последней модификации танка Т-64БВ было прекращено. В настоящее время танк Т-64А состоит на вооружении танковых и механизированных частей армий Украины, России и Белоруссии. После 1985 года танки Т-64А подверглись комплексной модернизации до уровня Т-64БВ, затрагивающей систему управления огнем, средства связи и защищенность танка. По данным, предоставленным советской стороной в рамках Договора по ограничению вооружений 1990 года, Советская армия только на европейской территории СССР и в группах войск за рубежом имела 3977 танков Т-64 всех модификаций. Танки Т-64 на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не участвовали. Свое первое боевое крещение они получили уже после распада Советского Союза, в 1992 году в Приднестровском военном конфликте.