Полугусеничный бронетранспортер ОТ-810. Чехословакия


Технические характеристики:

Год выпуска – 1939 - 1945 (Sd.Kfz.251)/ 1945 – 1962 (ОТ-810)

Всего выпущено –  15252 ед. (Sd.Kfz.251) / 1140 ед. (OT-810)

Масса в боевом положении, т - 9,14 (Sd.Kfz.251) /14,5 (OT-810)

Мощность двигателя, л.с. -  100 (Sd.Kfz.251)/ 130 (OT-810)

Максимальная скорость по шоссе, км/ч - 53

Запас хода по шоссе, км - 300

Экипаж/десант, чел. -  2/10

Вооружение – 1(2)х7,92-мм пулемет MG.34/MG.42 (Sd.Kfz.251) / 1х7,62-мм пулемет образец 59 (OT-810)

Боекомплект, патр. -  2010 / нет данных

Бронирование: лоб корпуса, мм – 10 - 15

Во время Второй мировой войны вермахт широко применял средние полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.251, известные также под названием «Ганомаг». Они использовались для транспортировки мотопехотного отделения, а также тяжелого вооружения (минометов, крупнокалиберных пулеметов, орудий, огнеметов и ракетных пусковых установок для неуправляемых ракет). Кроме того, их применяли в качестве санитарных машин, машин управления и связи. Идея создания полугусеничных боевых машин родилась в Германии еще в годы Первой мировой войны. В 1920-х – начале 1930-х годов работа над полугусеничными машинами продолжалась. И в июле 1934 года в Германии появился первый прототип 3-тонного полугусеничного артиллерийского тягача НК 600р, созданный фирмой Ganza-Lloyd-Goliath Werke AG (г. Бремен). В качестве силовой установки в нем использовался 6-ти цилиндровый карбюраторный двигатель «Боргвард» KJ 54  мощностью 92 л.с. Машина получила новое обозначение «HL KI 2», а весной 1936 года началось серийное производство еще одного ее варианта «HL KI 5». Создавались и другие прототипы полугусеничных тягачей, включая машины с задним расположением силовой установки – в  качестве платформы для возможной разработки бронеобъектов. В 1938 году появился последний вариант полугусеничного тягача – «HL KI 6» с двигателем «Майбах». В вермахте он получил обозначение «Sd.Kfz.11». В конструкции этой машины широко использовались узлы и агрегаты, хорошо к тому времени зарекомендовавшего себя, 3-тонного полугусеничного тягача. Использование этого полугусеничного шасси позволило значительно упростить конструкцию создавшегося фирмой Hanomag  бронетранспортера, сохранив при этом высокую проходимость. Первый образец полугусеничного бронетранспортера  Hkl 6p появился в 1937 году, а БТР нулевой серии - в 1938 году. Он получил обозначение «MTW - mitteler gepanzerter Mannschaftstransportwagen» (средний бронетранспортер – нем.) А уже летом 1939 года под обозначением «Sd.Kfz.251» этот БТР поступил на вооружение подразделений мотопехоты вермахта. К началу второй мировой войны 1 сентября 1939 года вермахт имел 68 бронетранспортеров Sd.Kfz.251, принявших участие в польской кампании.

К маю 1940 года вермахт располагал уже 338 бронетранспортерами Sd.Kfz.251 в различных вариантах. Наиболее массово бронетранспортеры Sd.Kfz.251 всех модификаций использовались на советско-германском фронте. Мотопехотный батальон вермахта, состоявший из 4-х пехотных рот (3-х стрелковых рот, пулеметной роты) и роты тяжелого вооружения имел на вооружении 53 БТР Sd.Kfz.251 всех модификаций. Такая организация мотопехотного батальона, оснащенного этими бронетранспортерами, просуществовала до 1943 года. Позднее танковая дивизия вермахта имела один гренадерский (мотопехотный) полк на бронетранспортерах и один - на грузовиках. На практике, в годы войны только элитные части, например некоторые танковые дивизии СС или гренадерская дивизия «Великая Германия», были полностью укомплектованы БТР. Так, танковая дивизия вермахта по штатам 1945 года должна была иметь 90 бронетранспортеров: 30 – Sd.Kfz. 251/1; 24 -Sd.Kfz.251/3; 6 огнеметных - Sd.Kfz.251/6; 12 зенитных  - Sd.Kfz.251/21 и 18 противотанковых Sd.Kfz.251/22. Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 использовались вермахтом, войсками СС и полевыми войсками люфтваффе на всех фронтах вплоть до конца Второй мировой войны. На 1 марта 1945 года в германской армии насчитывалось 6540 машин этого типа. Германская мотопехота вела бой с бронетранспортеров, спешиваясь только в случае необходимости подавления и захвата опорных пунктов противника. Бронетранспортеры Sd. Kfz. 251 хорошо зарекомендовали себя как в наступлении, так и в обороне. Все бронетранспортеры оснащались радиостанциями, что значительно облегчало управление подразделениями и отдельными машинами в бою. Тесное взаимодействие танков и бронетранспортеров являлось  основой тактики боевого применения механизированных частей вермахта.

Серийное производство бронетранспортеров Sd.Kfz.251 велось на 10 германских заводах: шасси БТР выпускала фирма Hanomag в Ганновере, бронекорпус -  фирма Bussing-NAG в Берлине-Обершеневайде, а окончательную сборку осуществляли предприятия других  фирм, в том числе: Borgward,; Hansa-Lloyd-Goliath; Weserhutte; Wumog; Schichau; MNH; Stoewer; Deutsche Werke и Evans+Pistor. Двигатели выпускались фирмами: Мaibach, Nord-Deutche Motorenbau и Auto-Union. Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 выпускались в 4-х модификациях – Ausf.A, B, С и D и в 23-х специализированных вариантах, отличавшихся друг от друга вооружением и оборудованием. Варианты  этих БТР обозначались цифрами после дроби, например Sd.Kfz.251/6 (т.е. 6-я модель Sd.Kfz.251). С июня 1939 года по март 1945 года вермахт получил 15252 бронетранспортера Sd.Kfz.251. Первая серийная модификация Sd.Kfz.251 Ausf. A выпускалась до середины 1939 года. На их базе выпускали варианты: Sd.Kfz.251/1 (БТР для пехоты), Sd.Kfz.251/4 (артиллерийский тягач) и Sd.Kfz.251/6 (штабная машина командования). В меньших количествах выпускали машины связи Sd.Kfz.251/3 и машины поддержки, вооруженные 37-мм противотанковой пушкой - Sd.Kfz.251/10. Производство следующей модификации бронетранспортера Sd.Kfz.251 Ausf. B  осуществлялось со второй половины 1939 –  до конца 1940-го года. В его конструкцию был внесен ряд изменений: прежде всего, с бортов  убрали смотровые щели для десантников; перенесли радиоантенна с переднего крыла на борт боевого отделения. Sd.Kfz.251 Ausf. B поздних выпусков получили бронещиток переднего пулемета MG.34. В конструкцию бронетранспортера Sd.Kfz.251 Ausf. C, выпускавшегося с конца 1940 до начала 1943-го года, по сравнению с машинами 2-х предыдущих модификаций было внесено много конструктивных и технологических изменений. Они получили измененную переднюю часть бронекорпуса (силового отделения). Прямая монолитная лобовая бронеплита лучше защищала машину спереди. Воздухозаборники перенесли на борта силового отделения и закрыли бронекожухами.

Пулемет MG.34, установленный в передней части боевого отделения, получил стандартный бронещиток. Выпускались сварные бронекорпуса и бронекорпуса с креплением бронелистов болтами и заклепками. Последняя модификация БТР Sd.Kfz.251 Ausf. D имела измененную форму кормы и бортов десантного отделения. Теперь кронштейны, установленные вдоль бортов, составляли с ними единое целое. Бронекорпуса теперь были только сварными, а не клепаными, как раньше. Смотровые блоки вновь заменили смотровыми щелями, багажники вписали в общие обводы корпуса. Кроме того, при производстве варианта Ausf. D использовалось много технологических упрощений, ускоряющих серийный выпуск. Кроме того, вариант Ausf. D получил более длинный бронекорпус - 5,98 м, что привело к увеличению его массы  до 8 тонн, но на боевых характеристиках машины это почти не отразилось. Бронетранспортеры Sd.Kfz. 251 Ausf. D стали самыми массовыми в вермахте - их выпускали вплоть до самого конца войны. С начала 1943 по апрель 1945 года было изготовлено 10602 БТР Sd.Kfz.251 Ausf.D. На базе серийного БТР выпускали все варианты от Sd.Kfz.251/1 до Sd.Kfz.251/23.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 имел классическую конструкцию и состоял из моторного отделения (в передней части корпуса машины) и располагавшегося за ним боевого отделения. В моторном отделении размещались: двигатель, топливный бак, механизм рулевого управления передней осью и т. д. За противопожарной перегородкой находились рабочие места водителя и командира машины. Справа от механика-водителя обычно сидел командир бронетранспортера. В некоторых моделях, например – в Sd.Kfz.251/9 место командира (в данном случае - командира орудия) было перенесено в корму боевого отделения. В лобовом листе боевого отделения для механика-водителя и командира имелись две смотровые щели, закрытые бронестеклом. Управление машиной осуществлялось с помощью руля.  В боевом отделении  размещался экипаж (механик-водитель и командир машины) и десантники-пехотинцы или тяжелое вооружение. Корпус бронетранспортера состоял из каркаса, выполненного из стальных угловых и тавровых профилей, к которому приклепывались или приваривались броневые плиты, повышенная твердость которых обеспечивалась путем поверхностного цементирования. Лобовая бортовая и кормовая броня имела толщину 15 мм, крыша и днище корпуса - 8 мм. По обе стороны боевого отделения находились скамьи для десантников. В специальных модификациях бронетранспортера внутренняя часть боевого отделения  переделывалась для размещения дополнительных средства связи, вооружения или прибора ночного видения. В санитарном варианте  БТР в боевом отделении располагались стеллажи для носилок.

Основным вооружением бронетранспортера являлся пулемет MG.34 или MG.42 калибра 7,92 мм, монтировавшийся  сверху в передней части боевого отделения. На бронетранспортерах модификаций Ausf B/C/D пулемет оборудовался броневым щитком толщиной 6 мм. В корме боевого отделения имелся шкворень для установки второго пулемета MG 34 или MG 42, из которого можно было вести огонь по воздушным целям. В качестве стандартного оборудования бронетранспортеры Sd.Kfz.251 оснащались приемо-передающей радиостанцией UKF FuG Spr Ger a-f со штыревой антенной длиной 2 м. Радиостанция обеспечивала связь на расстоянии до 3 км. Она монтировалась в передней части корпуса справа от места командира. Бронетранспортер Sd.Kfz.251 имел силовую установку - 6-ти цилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Maybach» HL-42TUKRM мощностью 100 л.с. Топливный бак емкостью 160 л располагался в передней части корпуса между двигателем и противопожарной перегородкой, которая отделяла моторное отделение от боевого. Трансмиссия  состояла из  2-х дискового сухого сцепления; 4-скоростной коробки передач (4 - вперед, 1 - назад), демультипликатора; двойного дифференциала, гидравлических и пневматических тормозов.

Бронетранспортер Sd.Kfz.251 имел полугусеничное шасси, рама которого изготавливалась из коробчатых профилей сваренных из стальных уголков, и усиленных траверсами. В состав шасси входили управляемый передний мост с поперечной полуэллиптической листовой рессорой, с колесами с пневматическими низкопрофильными шинами и гусеничный движитель с индивидуальной торсионной подвеской, состоявший (применительно к одному борту) из: ведущего колеса переднего расположения (зацепление гребневое); направляющего колеса заднего расположения с винтовым натяжным механизмом и шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещенных в шахматном порядке в три ряда. Опорными были катки только из двух внутренних рядов. Внешний ряд катков воспринимал нагрузку лишь при движении по бездорожью. Подвеска индивидуальная торсионная. Каждая гусеница состояла из 55 – 56 траков шириной 280 мм.

Во время Второй мировой войны на чешском машиностроительном заводе фирмы «Шкода» в г. Пльзень для вермахта производился полугусеничный БТР Sd.Kfz.251/1 Ausf D. После окончания войны производство этих бронетранспортеров продолжилось, но их кардинально модернизировали и они получили обозначение «ОТ-810». Внешне ОТ-810 незначительно отличался от немецкого прототипа. Его силовое отделение было несколько удлинено, для размещения 8-цилиндрового V-образного дизельного двигателя «Татра -920»  мощностью 130 л.с. Существенной модернизации подвергся бронекорпус БТР Sd.Kfz 251/1 Ausf.D, его боевое отделение теперь сверху закрывалось броневой крышей с люками, в связи с чем  высоту бортов нарастили, по сравнению с Sd.Kfz.251, а форма кормы - заимствовали у  Sd.Kfz.251/1 Ausf. C. Изменилась конструкция передних смотровых щелей механика-водителя и командира, а в бортах бронекорпуса появились бойницы, что позволило солдатам вести огонь из личного стрелкового оружия, не покидая машину. Изменилась форма глушителя, расположенного в передней части корпуса. Трансмиссия и ходовая часть остались практически без изменений. На чехословацком бронетранспортере использовались цельнометаллические гусеницы без амортизационных прокладок. Два передних прожектора монтировались на крыльях машины. Штатного вооружения  БТР ОТ-810 не имел, хотя на турели у люка командира машины можно было устанавливать 7,62-мм ручной пулемет образец 59, перевозившийся в боевом отделении. БТР ОТ-810 был оборудован системой защиты от оружия массового поражения. В результате модернизации масса бронетранспортера ОТ-810 возросла до 14,5 тонн. После того, как в Чехословацкой народной армии был принят на вооружение новый БТР ОТ-64 (SKOT), бронетранспортеры ОТ-810 перевооружены  82-мм безоткатными орудиями Tarasnice T21. Безоткатное орудие перевозилось внутри боевого отделения, а перед выстрелом его выставляли в люк, находящийся на крыше. Кроме того, орудие можно было использовать и вне машины, установив его на треноге. Бронетранспортеры ОТ-810 выпускались машиностроительными заводами «Шкода» в г. Пльзень и «Богемие» в г. Ческа Липа с 1945 по 1962 год и вплоть до 1980-х годов состояли на вооружении Чехословацкой Народной Армии.

Бронетранспортер ОТ-810 чехо­словацкого производства в 1995 году передан в дар музею киноконцерном «Мосфильм».