Противотанковая самоходная артиллерийская установка «Мардер» III Ausf. М (Sd.Kfz.138). Чехословакия/Германия


Технические характеристики:

Год выпуска – 1943 - 1944

Всего выпущено – 942 ед.

Масса в боевом положении, т – 10,5

Мощность двигателя, л.с. – 150

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 45

Запас хода по шоссе, км  - 210

Экипаж, чел. -  4

Вооружение:  75-мм пушка, 7,92-мм пулемет МG.34 (МG.42)  

Боекомплект, выстр/патр. -  27/1500

Бронирование: лоб корпуса/рубки, мм – 25/16

Большие потери в бронетанковой технике, понесенные вермахтом в 1941 -1942 годах на советско-германском фронте привели  к тому, что немцы стали все сильнее ощущать острую нехватку достаточно надежных и мощных средств противотанковой обороны. Штатные 37-мм и 50-мм противотанковые пушки Pak. 35/35 и Pak.38 не могли значительно увеличить мощь сухопутных войск в борьбе с советской бронетехникой. Подобная противотанковая артиллерия была эффективной против английских танков и легких советских танков, но все увеличивающееся количество Т-34 и КВ, заставило немцев принимать срочные меры. В этих условиях остро проявилась необходимость быстрого создания мощного мобильного противотанкового средства для борьбы с танками противника. Разработка принципиально новой САУ заняла бы слишком много времени, поэтому немецкие конструкторы приняли решение в качестве временной меры создание противотанковой самоходной артиллерийской установки с использованием снимаемых с вооружения образцов, как своей устаревшей бронетехники, так и имевшееся в наличии значительное количество трофейной бронетехники. К этому времени вермахт стал получать новую очень мощную 75-мм  противотанковую пушку Pak.40, которая могла успешно вести борьбу со всеми типами танков Красной армии и ее союзников на дальних и средних дистанциях.

18 мая 1942 года рейхсминистр вооружений Третьего Рейха Альберт Шпеер издал распоряжение о монтаже противотанковых пушек Pak.40 на шасси легких танков, снятых с производства, но не с вооружения. Началась интенсивная разработка и испытания сразу нескольких боевых машин - истребителей танков на разных шасси. Одной из первых подобных машин стала противотанковая САУ Marder II (куница – нем.) Sd.Kfz.131, созданная на шасси легкого танка Pz.Kpfw. II Ausf. F. Одновременно с противотанковой САУ Sd.Kfz.131 германская фирма Alkett разработала еще один вариант самоходной установки - на базе легкого чешского танка Pz.Kpfw.38(t). И уже в июне 1942 года из Берлина в Прагу были отправлены два опытных образца САУ Sd.Kfz.138 Ausf. H и вся конструкторская документация на них. Одну машину вооружили 75-мм противотанковой пушкой Рак 40/3, другую - 75-мм штурмовой пушкой Stuk 40. Обе самоходки были изготовлены на базе танков Pz.Kpfw.38(t) Ausf.G. Конструкция этой САУ была создана с минимальными переделками: кроме установки щита и новой пушки практически не ничего переделывалось, от артиллерийской системы заимствовалась в сборе вся вращающаяся часть, а роль нижнего станка и лафета играл корпус танка, все изменения в котором сводились, главным образом, к снятию башни вместе с подбашенной коробкой. Установка легкой полуоткрытой рубки также не требовала серьезных изменений в конструкции шасси. Ее детали просто приваривались, приклепывались или привинчивались болтами к корпусу танка. В итоге получалась недорогая и достаточно простая боевая машина с кормовым расположением двигателя, по массе равная танку Pz.Kpfw. 38(t), поэтому, ходовая часть и силовая установка заметных дополнительных нагрузок не испытывали.

На полигонных испытаниях победила САУ с пушкой Рак 40/3. С ноября 1942 по апрель 1943 года фирма ВММ (Богемско-Моравская машиностроительная фабрика) изготовила 275 самоходных артиллерийских установок Marder III  Sd.Kfz.138 Ausf.H. Кроме того, еще 338 машин этого типа были изготовлены путем переделки поврежденных танков Pz.Kpfw. 38(t) на танкоремонтном заводе вермахта в чехословацком городке Прилоуги. Для этой цели завод ВММ выпускал комплектные бронерубки, которые устанавливались на корпусах восстановленных танков. Однако, в связи с выявившимися в ходе боевого применения машин этой модификации недостатками, связанными, главным образом, со сложностью конструкции; затрудненным доступом к двигателю и неудовлетворительной защищенностью экипажа, т.к. рабочее место заряжающего находилось фактически на надмоторной части корпуса и было практически не закрыто броней, возникла острая необходимость в создании их усовершенствованного варианта.

Управление вооружения вермахта (HWa) вновь поручило проектирование новой модификации САУ Marder III берлинской фирме Alkett. Наиболее важные изменения затронули боевое и моторное отделения: их поменяли местами. Бронекорпус нового варианта истребителя танков Marder III был полностью перекомпонован – двигатель  перенесли в центральную часть самоходки, отделение управления осталось впереди, а боевое отделение с орудием разместили в корме, защитив его просторной бронерубкой коробчатой формы, закрытой с трех сторон, но открытой сверху и сзади. Новый вариант получил обозначение Marder III Sd.Kfz.138 Ausf. M. Экипаж составлял четыре человека. Броневые листы рубки толщиной от 6 до 15 мм собирались на каркасе из уголков с помощью болтов, что существенно повысило  удобство работы экипажа и защиту его от пуль и мелких осколков. Также полной переработке подвергся бронекорпус САУ, в нем сократилось число деталей и клепаных соединений, хотя борта рубки соединялись с основанием корпуса и с орудийным щитом на заклепках, при сборке широко применялась и сварка.  Толщину брони корпуса уменьшили почти вдвое. Так, например, толщину лобового листа корпуса сократили с 50 мм до 10 - 15 мм, при этом, угол его наклона был увеличен до 67°. В передней части корпуса сохранилось только место механика-водителя, прикрытое башенкой со смотровым прибором и двухстворчатым посадочным люком, первоначально имевшую обтекаемую форму и собиравшуюся с помощью болтов и заклепок. Эта башенка с конца 1943 года приобрела граненую форму и собиралась из бронелистов с помощью сварки. Кормовая стенка рубки была ниже бортов и выполнялась откидной на петлях. При этом она занимала горизонтальное положение и могла использоваться членами орудийного расчета как сиденье. На лафете, укрепленном на обрезе крыши корпуса танка, в передней части боевого отделения устанавливались верхний станок и качающаяся часть 75-мм противотанковой пушки Рак 40/3 с полуавтоматическим горизонтальным клиновым затвором. Казенная часть и механизмы наведения орудия закрывались броневым щитом толщиной 6 мм, выгнутым в форме усеченного конуса и полностью перекрывавшим амбразуру в лобовом листе рубки. Установка пушки обеспечивала углы горизонтального наведения до 42°. Вертикальные углы наведения составляли -5° до +13°. Скорострельность орудия достигала 12 - 14 выстр/мин. В походном положении качающаяся часть пушки фиксировалась двумя стопорами: одним - за казенную часть, другим - за ствол. Второй стопор был смонтирован на крыше отделения управления.  В боекомплект пушки Раk.40 входили унитарные  выстрелы с осколочно-фугасной гранатой, бронебойным, подкалиберным бронебой­ным, дымовым и кумулятивным снарядами. Начальная скорость бронебойно-трассирующего снаряда (массой 6,8 кг) составляла - 770 м/сек.  Дальность прямого выстрела 900 м (при высоте цели 2 м). Действительная дальность стрельбы по танкам 1500 м, а у подкалиберного бронебойно-трассирующего снаряда  начальная скорость составляла - 990 м/сек. При этом дальность прямого выстрела составляла - 1100 м. Бронепробиваемость под углом встречи 60° составляла: на дальности 500 м – бронебойно-трассирующим снарядом – 95 мм;  подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом - 120 мм; на дальности 1000 м – 84 мм и  97 мм; на дальности 1500 м -  75 мм и 77 мм (соответственно). Для стрельбы по тяжелым танкам с особо мощной броней на малых дальностях (до 600 м) применялись три типа кумулятивных снаря­дов.

Кормовое расположение боевого отделения позволило обеспечить лучшую защиту и облегчить работу расчета, члены которого теперь могли обслуживать орудие стоя. Кроме того, ствол пушки не выступал за габариты машины, что облегчало ей маневрирование в лесу и на городских улицах. В рубке размещался боекомплект пушки из 27 выстрелов, в двух укладках по бортам. Здесь же в походном положении укладывался пулемет MG 34 или MG 42. В боевом положении он мог устанавливаться на стенке рубки или на специальных кронштейнах, закрепленных на трубе-поперечине над боевым отделением.  Справа в рубке монтировалась радиостанция Fu Spr «d». Силовая установка состояла из  6-ти цилиндрового карбюраторного четырехтактного двигателя жидкостного охлаждения Praga АС/2800 мощностью 150 л.с., который был перенесен вперед, в среднюю часть корпуса, что позволило изъять карданный вал. Емкость топливных баков, размещенных сбоку от двигателя, осталась прежней - 220 л.

Трансмиссия включала в себя планетарную коробку передач и двухступенчатый планетарный механизм поворота. Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался с помощью многодискового главного фрикциона сухого трения. Планетарная коробка передач Praga-Wilson TN100 - пятискоростная (5 - вперед, 1 - назад). Перед коробкой передач располагались дифференциал, бортовые фрикционы, бортовые передачи и тормоза. Ходовая часть осталась практически такой же, как у танка Pz.Kpfw.38(t), лишь с каждой стороны убрали по одному поддерживающему ролику. Она состояла (применительно к одному борту) из: ведущих колес переднего расположения со съемными зубчатыми венцами;  четырех одинарных обрезиненных опорных катков большого диаметра, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на полуэллиптических листовых рессорах; одного обрезиненного одинарного поддерживающего катка и направляющего колеса (ленивца) кормового расположения с рычажно-винтовым механизмом натяжения гусеницы.  Каждая гусеница состояла из 94 траков шириной 293 мм.

Первые 20 истребителей танков Marder III Ausf. M фирма ВММ передала вермахту в апреле 1943 года. До июня 1944 года, когда в сборочных цехах новая противотанковая САУ Hetzer заменила Marder, было изготовлено 942 машины этой модификации. Кроме того, была изготовлена небольшая партия истребителей танков Marder III Ausf. M в командирском варианте. В их боевом отделении, вместо правой боеукладки артвыстрелов, устанавливалась радиостанция Fu 8. В результате боекомплект сокращался до 15 выстрелов, но зато обеспечивалась связь со штабом дивизии.

Самоходные противотанковые орудия, сведенные в самоходные противотанковые дивизионы танковой или моторизованной  дивизии, в наступлении находились в боевых порядках атакующих частей. Они использовались для отражения контратак танков противника, а также для поддержки атаки своих танков. Самоходные противотанковые орудия, двигаясь в боевых порядках танков, вели огонь прямой наводкой по появляющимся целям противника. Кроме того, самоходные истребители танков использовались для создания подвижной противотанковой обороны на флангах наступающих частей. В обороне танковой дивизии истребители танков использовались в качестве подвижного противотанкового резерва командира дивизии на танкоопасных направлениях, а также для поддержки контратак.
Истребители танков Marder III Ausf. M с лета 1943 года и вплоть до поступления в войска САУ Hetzer воевали на всех фронтах второй мировой. Основная масса этих истребителей танков была направлена на Восточный фронт, а их некоторое количество, оснащенное специальными воздушными фильтрами - отправлены в Африку, где они принимали участие в боевых действиях в составе 15-й танковой дивизии африканского корпуса Роммеля. Причем, по мере поступления на Восточный фронт новых истребителей танков Hetzer, САУ Marder III передавались из танковых и моторизованных дивизий в пехотные, в составе которых они и провоевали до конца войны. По данным на 1 февраля 1945 года  в вермахте еще насчитывалось около 350 истребителей танков Marder III обеих модификаций.

Противотанковая самоходная артиллерийская установка Marder III Sd.Kfz.138 Ausf. M с надписью «Jungs holt fast!» была собрана из разных частей танков Pz.Kpfw. 38(t) и САУ Marder III Ausf. M.

Шасси танка Pz. Kpfw. 38(t) найдено группой «Экипаж» в Шаховском районе Московской области и в июле 2001 года передано в дар музею. Ствол орудия передан музею ГРАУ Министерства обороны Российской Федерации. Реставрационно-восстановительные работы проведены в марте 2003 году в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).