Штурмовое орудие StuG. III. Германия


Технические характеристики:

Год выпуска – 1940 - 1945

Всего выпущено - 9251 ед.

Масса в боевом положении, т – 22 (Ausf. С/D)

Мощность двигателя, л.с. – 300

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 40

Запас хода по шоссе, км  - 160

Экипаж, чел. -  4

Вооружение: 1х75-мм пушка;  7,92-мм пулемет MG. 34  

Боекомплект, выстр./патр. -  44/3000 (Ausf. С/D)

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм – 50/50 (Ausf. С/D)

В 1935 году генерал-майор вермахта Эрих фон Манштейн выступил с предложением создать в структуре германской армии специальные подразделения мобильной штурмовой артиллерии, оснащенные установленными на гусеничном шасси и хорошо защищенными броней артиллерийскими орудиями, главной задачей которых стала бы непосредственная поддержка атакующих подразделений пехоты. Он предлагал придать пехотным дивизиям по дивизиону самоходных штурмовых орудий, состоящему из трех батарей по шесть орудий каждая. Эта идея нашла поддержку, и в июне 1936 года германское верховное командование приняло решение о разработке подвижных бронированных машин поддержки пехоты, вооруженных 75-мм орудием. Концерну Krupp было поручено разработать орудие для САУ, а фирма Daimler-Benz получила заказ на проектирование бронированных машин поддержки пехоты с горизонтальным углом наведения орудия в пределах 25°. Машина должна была быть полностью бронирована, тем самым защищая экипаж от прямого огня противника, а ее полная высота не должна была превышать высоту стандартного солдата. Пять экспериментальных  артиллерийских установок, первоначально получивших обозначение  «Pz.Sfl.III (sPak)», так называемой «нулевой серии» покинули цеха через год. В качестве базы для их создания было использовано несколько видоизмененное шасси среднего танка Pz. Kpfw. III Ausf В. В неподвижной низкопрофильной (высотой 1960 мм) полностью закрытой боевой рубке было смонтировано короткоствольное 75-мм орудие Stu.K 37 L/24 с длиной ствола 24 калибра.

Особенностью новой САУ стало то, что все четыре члена экипажа, включая механика-водителя, размещались в рубке. Оно было немного смещено вправо относительно продольной оси машины, поэтому место механика-водителя осталось на прежнем месте, с той лишь разницей, что теперь он находился в передней части просторного боевого отделения, вдоль стен которого размещались боеукладки с 44 выстрелами. Пулемет для ведения огня по пехоте противника не предусматривался.  В целом новая машина имела низкий силуэт и неплохое для того времени бронирование. Двигатель «Maybach» HL 108TR мощностью 250 л. с. позволял САУ развивать скорость всего 20 - 25 км/ч, но для боевой машины непосредственной поддержки пехоты этого было вполне достаточно. После внесения в ее конструкцию ряда изменений в феврале 1940 года на заводе фирмы Daimler-Benz изготовили первую партию из 30 боевых машин, которые отличались от опытных, в основном,  ходовой частью и двигателем. У них увеличилась толщина верхнего и нижнего лобовых листов корпуса - с 30 до 50 мм, а кормового - с 21 до 30 мм. Кроме того, убрали бортовые эвакуационные люки и вентиляционные отверстия для охлаждения тормозов в верхнем лобовом листе. Изменилась также и конструкция двухстворчатых крышек люков доступа к агрегатам трансмиссии.

Ходовую часть с шестью опорными катками на борт и торсионной подвеской позаимствовали у танка Pz. Kpfw.III Ausf. F без изменений, как и двигатель «Maybach» HL 120TR мощностью 300 л.с. и 10-скоростную коробку передач Variorex SRG 328-145.  28 марта 1940 года эти установки получили официальное обозначение «Gepanzerte Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz 7,5 cm kanone» (бронированный самоходный лафет для штурмового орудия с 75-мм пушкой) или  Sturmgeschutz III (StuG.III) Ausf. А. По сквозной системе обозначения подвижных средств вермахта штурмовое орудие  StuG. III получило индекс «Sd.Kfz.142». А уже через месяц четыре батареи штурмовых орудий этой модификации приняли участие в боевых действиях во Франции и по их результатам получили самые высокие оценки, как со стороны командования, так и со стороны экипажей. Вскоре серийное производство самоходок StuG III было переведено с перегруженного военными заказами предприятия  концерна «Daimler-Benz» на завод фирмы Alkett (Almarkische Kettenfabrik GmbH), где оно достигло объема 30 единиц в месяц, что позволило еще в 1940 году изготовить 184 САУ StuG. III, а до конца 1941 года выпустить еще 548 этих, крайне, нужных фронту машин. Штурмовые орудия StuG. III оказались одним из наиболее эффективных средств, способных бороться не только с живой силой, но и с различными укрытиями, и даже с бронетехникой противника. Как и все немецкие танки, выпускавшиеся на протяжении продолжительного времени, StuG. III в процессе производства постоянно модернизировалось для повышения их боевых качеств, как по вооружению, так и по броневой защите, а также для упрощения и удешевления конструкции.

В результате внесения в конструкцию штурмового орудия  StuG. III большого числа изменений,  появилось восемь различных модификаций (А, В, С, D, Е, F, F/8 и G). С июня 1940 по май 1941 года было изготовлено 320 штурмовых орудий StuG. III Ausf. B, основное отличие которого от предыдущей модификации, состояло в  использовании более широких гусениц (шириной 380 мм), широкой звездочки и опорных катков, а также новой 6-скоростной коробки передач ZF SSG 77 Aphon. Боевая масса штурмовых орудий достигла 22 тонн.  

САУ модели «В» в небольшом количестве приняли участие в боевых действиях на Балканах, но по-настоящему серьезное испытание ждало их летом 1941 года на Восточном фронте. С марта по май 1941 года фирма Alkett освоила выпуск штурмовых орудий  Sturmgeschutz  III Ausf. C.  Всего было выпущено 50 штурмовых орудий  StuG. III Ausf. C. Они имели упрощенную конструкцию рубки и новый перископический прицел орудия Sfl ZF-1, в связи с этим, была ликвидирована амбразура прицела в лобовом листе рубки, а сам прицел установили выше, так что теперь его головка была выведена наружу через специальный лючок в крыше корпуса. Соответственно, изменилась форма лобовой части рубки и количество люков в ее крыше. К другим отличиям можно отнести смонтированный  на надгусеничных полках деревянный желоб для укладки антенны в положении по-походному и бронированный кожух приборов дымопуска на корме корпуса. 

С мая по сентябрь 1941 года на заводах Alkett было изготовлено 150 штурмовых орудий  Sturmgeschutz  III модели «D», практически ничем не отличавшихся от Ausf. С, кроме установки электрозвонка справа от механика-водителя, для подачи сигналов командиром. Однако на этой модели немцы впервые использовали новую технологию закалки лобовых деталей брони, повысившую защищенность САУ. Штурмовые орудия  Sturmgeschutz III состояли на вооружении батальонов (дивизионов) штурмовой артиллерии вермахта и широко использовались в боевых действиях на Восточном фронте в начальный период Великой Отечественной войны. По состоянию на 1 июня 1941 года в германских войсках, сосредоточенных для нападения на СССР, насчитывалось 250 штурмовых орудий StuG. III. Они интенсивно использовались на всех важнейших участках Восточного фронта. Последняя модификация StuG. III Ausf Е с короткоствольным 75-мм орудием выпускалась с сентября 1941 по март 1942 года Ее создание было вызвано потребностью в специальных боевых машинах командиров штурмовых дивизионов. Она изначально проектировалась в качестве командирской машины с двумя радиостанциями. Для их размещения предназначались два бронированных ящика увеличенного объема на левой и правой надгусеничных полках. В отличие от машин моделей  «С» и «D» они перевооружению не подвергались и использовались в качестве командирских и разведывательных машин до самого конца войны.

Ожесточенные бои летом - осенью 1941 года на Восточном фронте со всей очевидностью доказали, что если 75-мм короткоствольная пушка StuK.37 L/24 с задачей оказания огневой поддержки наступающей пехоте справлялась, то для борьбы с танками противника она уже не годилась. Поэтому вскоре после нападения Германии на Советский Союз  штурмовые орудия новой модели StuG. III Ausf. F получили более эффективные 75-мм длинноствольные пушки StuK.40 L/43, обладавшие очень высокими бронебойными характеристиками. На САУ следующей модели StuG 40 Ausf F/8 (позже стали называться StuG. III) монтировалась еще более мощная пушка StuK.40 L/48. Этим же орудием вооружались штурмовые орудия последней, самой массовой и наиболее совершенной модификации Ausf. G. Кроме того, с началом выпуска штурмовых орудий, вооруженных длинноствольной пушкой, поступавшие в ремонт StuG. III ранних моделей,  также перевооружались ею. Установка очень эффективных в борьбе с бронированными целями пушек заметно изменила ситуацию на фронте, сделала их очень грозным оружием, превратив штурмовые орудия модификаций «F», «F/8» и «G» в основное противотанковое средство вермахта. Наряду с усовершенствованием вооружения штурмовых орудий активно велись работы по повышению их бронезашиты, в результате чего, толщина брони лобовой части корпуса и рубки на последних наиболее массовых модификациях достигла 80 мм. На уже выпущенных САУ уровень защиты повышался путем навешивания дополнительных бронелистов. Кроме того, начиная с 1943 года,  все штурмовые орудия StuG. III стали оборудоваться бортовыми экранами, защищавшими борта и верх ходовой части от кумулятивных снарядов. Все это вело к утяжелению боевой машины и, как следствие, к ухудшению и без того невысокой проходимости. Остальные изменения,  внесенные за время серийного производства,  касались в основном формы рубки, количества люков, прицельных приспособлений и т. д. Внешне выделялись штурмовые орудия StuG.40 Ausf. G со смонтированной на них командирской башенкой и устанавливавшейся с ноября 1943 года новой литой маской пушки, получившей за характерную форму название «свиное рыло».

По состоянию на 1 марта 1945 года в частях и соединениях вермахта, люфтваффе и войск СС насчитывалось 3067 штурмовых орудий StuG .40 (StuG. III), и еще 277 машин - в армии резерва. Штурмовые орудия StuG. III различных модификаций стали самыми массовыми боевыми гусеничными машинами вермахта, которые широко применялись немцами на всех театрах военных действий второй мировой войны. Всего в период с февраля 1940 по апрель 1945 года на заводах фирм Alkett  и  MIAG было выпущено 9251 штурмовое орудие StuG. III.    

Штурмовое орудие StuG. III имело компоновку с передним расположением боевой рубки. Внутри корпус машины делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. Отделение управления находилось в носовой части САУ. В нем размещались приводы управления, главный фрикцион, коробка передач, планетарный механизм поворота, сиденье механика-водителя. В боевом отделении, располагавшемся в средней части установки, размещались: вооружение, боекомплект, приборы прицеливания и наблюдения, радиостанция. Здесь же находились рабочие места командира, наводчика и заряжающего. Над полом боевого отделения проходил карданный вал, закрытый кожухом. За боевым отделением находилось моторное отделение, в котором были смонтированы: двигатель, масляный и топливный баки и радиаторы системы охлаждения. Корпус штурмового орудия сваривался из катаных листов гетерогенной брони. Отдельные детали соединялись броневыми болтами и угольниками. В верхнем лобовом листе корпуса имелись два люка для доступа к агрегатам трансмиссии с двухстворчатыми крышками. На крыше моторного отделения находились четыре люка  - два больших и два малых - для доступа к агрегатам силовой установки. Рубка сварная многогранная, соединялась с корпусом шасси броневыми болтами. Крыша рубки также крепилась к стенкам с помощью болтов, что облегчало ее демонтаж при необходимости замены орудия.

Для посадки экипажа в крыше рубки имелись два прямоугольных люка, закрывавшихся двухстворчатыми крышками, и лючок для вывода головки перископического прицела, закрывавшийся сдвижной крышкой. Рубка штурмовых орудий модификаций «Е» - «F», в отличие от предыдущих, не имела 9-мм броневых скосов по бортам - вместо них приваривались броневые ящики, в которых размещались радиостанция и часть боекомплекта. Наиболее совершенной формой отличалась рубка варианта «G», расширенная до надгусеничных полок и получившая командирскую башенку.  Штурмовые орудия StuG. III модификаций Ausf. A - Е вооружались короткоствольной пушкой 7,5 cm StuK. 37 с вертикальным клиновым затвором и электроспуском. Вертикальная наводка пушки осуществлялась в пределах от - 10° до +20°, а горизонтальная - 24°. Дальность прямого выстрела составляла -  620 - 650 м, а максимальная дальность стрельбы - 6200 м. В ее боекомплект входили унитарные выстрелы с бронебойными, кумулятивными, дымовыми и осколочно-фугасными  снарядами. Боекомплект состоял из 44 выстрелов (в моделях Ausf. A - D) или 54 выстрелов (Ausf.E).

Штурмовые орудия StuG. III Ausf. F были вооружены длинноствольной пушкой 7,5 cm StuK.40 L/43  с клиновым полуавтоматическим затвором, а боевые машины модификаций «F/8» и «G» вооружались пушкой 7,5 cm StuK. 40 L/48. Эти пушки оснащалась двухкамерным дульным тормозом. Дальность прямого выстрела составляла - 800 - 1200 м, а максимальная дальность стрельбы - 7700 м.  Боекомплект пушек состоял из 44 выстрелов (в моделях  Ausf. F и F/8) и 54 выстрелов (Ausf. G). В качестве вспомогательного вооружения использовался 7,92-мм пулемет MG.34 или MG.42, перевозившийся внутри боевой машины. САУ поздних выпусков оснащалась дистанционно управляемой установкой пулемета MG.42 и спаренным с пушкой пулеметом MG. 34. Штурмовые орудия моделей «А» - «F» имели прибор дымопуска, закрепленный на кормовом листе корпуса, состоявший из пяти дымовых шашек. На установках моделей «F/8» и «G» на бортах рубки устанавливались два строенных дымовых 90-мм гранатомета Nbk.39. С мая 1944 года САУ StuG.40 Ausf.G получили новое «устройство ближней обороны» - в виде гранатомета, смонтированного на крыше рубки для стрельбы осколочными и дымовыми гранатами. Штурмовые орудия StuG. III Ausf. A и В оборудовались монокулярными перископическими прицелами Sfl ZF, а StuG. III Ausf. C - E - прицелами Sfl ZF1/RbLF32. С марта 1942 года на них стали монтироваться прицелы Sfl ZF1a/RbLF 36. На штурмовых орудиях устанавливались 12-цилиндровые V-образные карбюраторные двигатели «Maybach» HL 120TR (Ausf.A) и HL 120TRM (Ausf.B - С) мощностью 300 л.с. Бензобак емкостью 320 л располагался в кормовой части  справа от двигателя. Трансмиссия состояла из карданной передачи, главного фрикциона, коробки передач, механизмов поворота и бортовых передач. Если на StuG. III Ausf. А монтировалась 10-скоростная безвальная механическая коробка передач SRG 328145 Variorex и работающий в масле многодисковый главный фрикцион с преселекторным  пневмо-гидравлическим управлением и гидравлическим приводом тормозов, то на штурмовых орудиях всех последующих модификаций использовались 6-скоростные механические коробки передач ZF SSG 77 Aphon с трехдисковым сухим главным фрикционом механического управления Fichtel & Sachs La 120 HDA и механическим или гидравлическим управлением тормозов. Передача вращения от коробки передач к бортовым передачам производилась правым и левым одноступенчатыми планетарными механизмами, смонтированными в один агрегат.

Ходовая часть состояла (применительно к одному борту) из: шести сдвоенных обрезиненных опорных катков и трех обрезиненных поддерживающих катков малого диаметра. С конца 1943 года на штурмовые орудия получили поддерживающие катки без резиновых бандажей. Подвеска индивидуальная торсионная. К ее особенностям относилось: крепление неподвижного конца торсиона в специальном пальце, вставляемом в кронштейн; наличие направляющего устройства, предназначенного для разгрузки деталей подвески от боковых усилий; наличие гидравлических телескопических амортизаторов на 1-ми 6-м опорных катках. Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца. Зацепление цевочное. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, состояли  из 93 - 94 одногребневых траков каждая. Ширина гусеницы колебалась от 360 до 400 мм у более поздних версий. В осенне-зимний период могла использоваться так называемая «восточная гусеница» Ostkette шириной 550 мм.

Фрагменты штурмового орудия StuG. III были обнаружены на местах боев 1943 года у пос. Фарфорист Чудовского района Ленинградской области поис­ковой группой «Высота» под руководством В.Н. Дудина (г. Санкт-Петербург) и переданы музею в 2000 году. Реставрационно-восстановительные работы по воссозданию макета StuG. III Ausf. С, с использованием подлинных узлов, деталей и фрагментов были проведе­ны в 2001 году в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).