Средний танк «Чи-Ха» тип «97» образца 1937 года. Япония


Технические характеристики:

Годы  выпуска – 1938 - 1943

Всего выпущено – 1366 ед.

Масса в боевом положении, т – 14

Мощность двигателя, л.с. – 170

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 40

Запас хода по шоссе, км  - 210

Экипаж, чел. -  4

Вооружение:  57-мм пушка, 2х7,7-мм пулемета тип «97»

Боекомплект, выстр/патр. -  120/3825

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм - 20/25

Во второй половине 1930-х годов в Японии пересмотрели требования к средним танкам и приступили к разработке более маневренных образцов. Средний танк тип «89», на то время составлявший основу японских бронетанковых войск, уже устарел и требовал замены. В 1936 году были сформулированы тактико-технические требования к новому среднему танку. При меньших размерах, большей скорости и лучшей бронезащите, чем у танка тип «89», он должен был иметь то же вооружение - 57-мм орудие и два пулемета. В соответствии с этими требованиями к 1936 году были разработаны два прототипа будущего среднего танка - «Чи-Ни» («средний четвертый»), массой 9,8 тонн, разработанный арсеналом в г. Осака («Осака Рикугун Зохейшо») и «Чи-Ха» («средний третий»), массой 15 тонн, фирмы «Мицубиси дзёкогё кабусикигайся».

В 1936 - 1937 годах было выпущено по два опытных образца танков «Чи-Ни» и «Чи-Ха», прошедших испытания. Если первоначально японский Генеральный штаб сухопутных войск отдавал предпочтение более дешевому «Чи-Ни», то после проведений испытаний обоих прототипов, стало ясно, что он только ненамного превосходит уже находившийся в производстве легкий танк «Ха-Го». Анализ боевых действий в Китае указывал на необходимость принятия на вооружение более маневренного, лучше бронированного и мощнее вооруженного танка, в результате чего танк «Чи-Ха» был принят на вооружение в 1937 году под обозначением «Тип 2597». Его массовое производство началось в 1938 году  фирмой «Мицубиси» при участии фирм «Сийсакуси» и «Нихон Сейкосё», а также фирмой «Хитачи» и арсеналом в Сагами. Всего с 1938 по 1943 было произведено 1366 танков «Чи-Ха» тип «97».  Он стал самым массовым и наиболее удачным японским танком периода Второй мировой войны.

Одновременно с линейными танками «Чи-Ха» на вооружение для штабов полкового звена была принята специализированная модель командирского танка «Чи-Ки», оснащенная более мощной радиостанцией, навигационными приборами и дополнительными сигнальными устройствами, увеличенной башней без пушечной установки с измененной командирской башенкой, большой поручневой антенной и еще одним люком в крыше позади башенки. 57-мм пушка была демонтирована, а в качестве компенсации вместо курсового пулемета в лобовом листе корпуса устанавливалась 37-мм пушка, хотя на некоторых образцах таким же образом монтировали и 57-мм орудие. Кроме этого, впоследствии на шасси среднего танка тип «97» было создано семейство специальных машин и САУ, в том числе: самоходные противотанковые пушки; самоходные орудия поддержки; артиллерийские танки в качестве штурмовых САУ; самоходные зенитные установки; инженерные и инженерно-штурмовые машины; мостовые танки; БРЭМ. Японские средние танки  тип «97» и машины, созданные на их базе, отличались малой массой, сравнительно легким бронированием, удовлетворительной подвижностью, что в целом соответствовало задачам «маневренного» танка.

  Компоновка танка «Чи-ха» была выполнена по классической схеме с передним расположением трансмиссии. Бронирование было дифференцированным и варьировалось в пределах от 8,5 до 25 мм. Экипаж танка составлял четыре человека. Отделение управления совмещено с боевым. В корпусе впереди справа в выступающей рубке размещался механик-водитель, слева - пулеметчик; в башне справа от пушки - командир, слева – наводчик, он же - заряжающий. Корпус танка собирался из катаных броневых листов на каркасе из подкладных полос и уголков с помощью круглых заклепок и болтов с шестигранной пулестойкой головкой, хотя на некоторых узлах (крыша отделения управления) применялась и сварка. Число литых деталей в конструкции корпуса было сведено к минимуму, при этом активно применялись гнутые листы (рубка механика-водителя и нижний кормовой лист). Защиту лобовой части корпуса несколько увеличивал наклон двускатного верхнего лобового листа в 80° к вертикали, нижнего - 62°. Для доступа к трансмиссии в носовой части корпуса имелось два одностворчатых люка. Боковые жалюзи прикрывались специальными створками, которые использовались для защиты от огня противника. Доступ экипажа в отделение управления осуществлялся через люк стрелка-радиста, у механика-водителя имелся передний смотровой лючок с горизонтальными смотровыми щелями, а также сигнальный лючок на крыше рубки. В левой части лобового листа рубки располагалась шаровая установка для 7,7-мм танкового пулемета тип «97». Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение. Борта  вертикальные, изготовленные из бронелистов толщиной 20 - 25 мм, однако подбашенная коробка получила форму усеченной пирамиды и имела толщину брони 20 мм и наклон бортов 40°. Лобовой лист боевого отделения устанавливался под углом всего 10°. На танке устанавливалась двухместная башня конической формы с кормовой нишей и командирской башенкой, клепаной конструкции. Борта башни  гнутые, а крыша башни выполнена из двух листов, соединенных сваркой. Как и на корпусе, литые детали в конструкции башни практически не применялись, за исключением орудийной маски. На крыше башни монтировалась командирская башенка с круглым двустворчатым люком и со смотровыми щелями, слева от нее - двустворчатый люк наводчика. Здесь же был смонтирован перископический прибор наблюдения с бронеколпаком, а а также находилось отверстие для сигнализации флажками. Сзади командирской башенки крепился вертлюг для зенитной стрельбы из пулемета, которую командир мог вести, почти не высовываясь из люка, но в очень ограниченном секторе. В башне и корпусе имелись отверстия с броневыми заслонками для стрельбы из личного оружия экипажа.

Механизм поворота башни - механический. Основное вооружение танка состояло из 57-мм полуавтоматической танковой пушки тип «97» с вертикальным клиновым затвором. Гидравлический тормоз отката и пружинный накатник располагались под стволом. Для удобства наведения маска с орудием крепилась на цапфах, что позволяло производить точную наводку пушки, не поворачивая башню. Спусковой механизм управлялся спусковым рычагом, смонтированным вместе с пистолетной рукояткой и спусковой скобой с левой стороны казенника. Сзади в нижней части казенника крепился плечевой упор с кожаной подушкой. В башне орудие устанавливалось в двойной рамке с коробчатой маской. Вертикальные и горизонтальные цапфы орудия и рамок допускали его наведение по вертикали в пределах от -9° до +21°,  а по горизонтали в пределах 10° в обе стороны. Наведение пушки по вертикали производилось плечевым упором, а поворот башни – механическим ручным приводом.

Боекомплект орудия состоял из 120 унитарных выстрелов, размещавшихся в стеллажах в боевом отделении. В стандартный боекомплект входили 80 осколочно-фугасных и 40 бронебойных выстрелов. Масса бронебойного  составляла 1,7 кг, а начальная скорость - 820 м/с. Скорострельность составляла -  20 выстр/мин. В танке «Чи-Ха» вспомогательное вооружение составляли два 7,7-мм танковых пулемета тип «97», из которых - один крепился в шаровой опоре в кормовой нише башни и один слева - в лобовом листе корпуса. Стволы пулеметов защищались коробчатыми бронекожухами.

На танке применялся 12-циллиндровый 2-тактный V-образный дизельный двигатель тип «97» воздушного охлаждения фирмы «Мицубиси» мощностью 170 л.с. Доступ к двигателю осуществлялся через основной люк-жалюзи на надмоторной плите. В бортах моторного отделения также имелись жалюзи, прикрываемые в боевой обстановке бронекрышками. На марше их поднимали и фиксировали в горизонтальном положении. Топливные баки на 120 и 115 л располагались вдоль бортов. Четырехскоростная коробка передач обеспечивала 8 передач переднего и 2 заднего хода. Она монтировалась в передней части корпуса. Крутящий момент от двигателя передавался карданным валом, проходящим через боевое отделение. Главный фрикцион - многодисковый. Двухступенчатый планетарный механизм поворота обеспечивал танку хорошую управляемость. Бортовые передачи помещались в выступающих картерах, крепившихся к корпусу заклепками. Доступ к механизмам поворота и бортовым передачам осуществлялся через два люка в верхнем лобовом листе.

На танках «Чи-Ха» тип «97» использовалась подвеска по схеме Томио Хара  с упругими элементами в виде пружин, расположенных в горизонтальном положении вдоль корпуса. Танк имел по шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков (применительно к одному борту), четыре из них были попарно сблокированы в две тележки. Их дополняли передний и задний катки с независимой подвеской - через коленчатые рычаги они соединялись с наклонными спиральными пружинами, открыто закрепленными на борту. Амортизаторов в подвеске не было. С каждой стороны также имелось по три сдвоенных обрезиненных поддерживающих катка. Ведущие колеса передние, зацепление гусениц цевочное. Крепление штампованного необрезиненного направляющего колеса включало винтовой механизм регулирования натяжения гусениц с храповым фиксирующим устройством. Гусеницы стальные мелкозвенчатые, с одним гребнем развитым грунтозацепом, каждая из 96 траков. Вынос направляющих и ведущих колес за обводы корпуса увеличивал длину опорной поверхности гусениц. Ходовая часть «Чи-ха» обеспечивала хорошую проходимость, устойчивость и сравнительную плавность хода без буксования на слабых грунтах. Схема подвески давала большой динамический ход опорных катков и большую потенциальную энергию упругих элементов, отличалась хорошей ремонтопригодностью.

Четыре средних танки «Чи-Ха» тип 97 из состава 3-го танкового полка Квантунской армии впервые были применены японцами летом 1939 года в боях в районе р. Халхин-Гол. По результатам этих боевых действий было решено усилить бронебойное действие снарядов танковой пушки. В результате короткоствольную 57-мм пушку тип «97» заменили  длинноствольной 47-мм пушкой тип «1». Модернизированные танки получили название «Шинхото Чи-Ха» тип «97». Танки «Чи-Ха» тип «97» составляли основу японских бронетанковых сил и активно использовались на всех театрах военных действий, где воевали японские войска. Они применялись в большинстве операций японской армии и морской пехоты в годы Второй мировой войны. В боях с Красной армией в Маньчжурии в августе 1945 года японские танки тип «97» практически никак себя не проявили и были захвачены в основном в парках. Иначе развивались события на островах Курильской гряды. Танки «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха» из 11-го танкового полка вместе с частями 91-й пехотной дивизии находились на островах Шумшу и Парамушир. Они приняли участие в боях с советскими войсками 2-го Дальневосточного фронта, проводившими Курильскую десантную операцию.

Для противодействия советскому десанту (101-я стрелковая дивизия с батальоном морской пехоты) на остров Шумшу с 18 по 20 августа 1945 года японцы дополнительно перебросили танки с острова Парамушир. Острова Шумшу и Парамушир были полностью очищены от японцев 23 августа, а все Курильские острова - к 1 сентября. В сентябре - ноябре 1945 года 350 танков и «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха» были переданы советской стороной Национально-освободительной армии Китая. Макет одного из таких японских танков тип «97», состоявшего на вооружении 11-го танкового полка, и воссозданный с использованием подлинных фрагментов танка «Чи-Ха», обнаруженных в ходе поисковой экспедиции на курильские острова Шумшу и Парамушир, экспонируется в Центральном музее Великой Отечественной войны.