Средний танк Pz. Kpfw. IV Ausf. F1. Германия


Технические характеристики:

Год выпуска – 1937 - 1945

Всего выпущено – 8696 ед.

Масса в боевом положении, т – 22,3

Мощность двигателя, л.с. – 300

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 42

Запас хода по шоссе, км  - 200

Экипаж, чел. -  5

Вооружение: 1х75-мм пушка;  2х7,92-мм пулемета MG. 34  

Боекомплект, выстр./патр. -  80 / 3000

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм – 50/50

В 1930-х годах германские военные разработали доктрину строительства танковых войск, и если первые немецкие легкие танки Pz. Kpfw. I и Pz. Kpfw. II рассматривались преимущественно как учебно-боевые, то средние танки - Pz. Kpfw. III  и Pz. Kpfw. IV - как полноценные боевые танки. При этом танку Pz. Kpfw. III отводилась роль среднего танка, а Pz. Kpfw. IV должен был стать танком поддержки. Проект подобного танка поддержки разрабатывался в рамках требований к боевой 18-тонной машине класса BW (Bataillonsfuhrerwagen – «танк командира батальона, нем.). По своей конструкции он был очень близок к танку ZW  (прототипу Pz. Kpfw. II), но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, танк BW отличался более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило в его конструкции задел для последующего усовершенствования. Он должен был иметь классическую однобашенную компоновку с крупнокалиберным 75-мм орудием и двумя пулеметами, и с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии. Проектированием  танка BW занимались фирмы Rheinmetall-Borsig AG, Friedrich Krupp AG, Daimler-Benz и MAN.

Все варианты танка, за исключением проекта Rheinmetall-Borsig, имели ходовую часть с шахматным расположением опорных катков большого диаметра. Однако в металле был изготовлен только прототип фирмы Rheinmetall -  VK 2001(Rh), оснащенный ходовой частью со сблокированными попарно опорными катками малого диаметра и бортовыми экранами, почти полностью заимствованной у тяжелого многобашенного танка Nb.Fz. Этой конструкции ходовой части и было отдано предпочтение. Заказ на производство танка 7,5-cm Geschutz-Panzerwagen (Vs.Kfz.618) – «бронированная машина с 75-мм пушкой (экспериментальный образец 618)» в 1935 году получила фирма Krupp.

В апреле 1936 года название танка стало окончательным - «Panzerkampfwagen IV» (Pz.Kpfw. IV). По сквозной системе обозначений подвижных средств вермахта танк имел индекс «Sd.Kfz.161». Танк  Pz.Kpfw. IV имел ряд модификаций, отличавшихся по массе, защите, вооружению и конструкции основных агрегатов. Первые образцы этих танков модификации «А» имели массу 17,3 т и были вооружены короткоствольной 75-мм пушкой KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра (L/24). На танке устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Maybach» HL 108TR мощностью 250 л.с., а также пятискоростная механическая коробка передач типа Zahnradfabrik ZF SFG75.  Толщина лобового листа  башни составляла 20 мм, а корпуса – 30 мм. Если машины нулевой серии модификации «А» были изготовлены в цехах завода фирмы Krupp в Эссене, но уже в октябре 1937 года  производство  этого танка было перенесено на завод Krupp-Gruson AG в Магдебурге. Первые три танка Pz.Kpfw. IV поступили в вермахт в январе 1938 года, а всего до марта заводские цеха покинули 35 танков модификации «А». Фактически это была установочная партия. Следующие модификации «В» и «С» получили более мощный двигатель Maybach HL120TRМ мощностью 300 л.с. и шестискоростную коробку передач ZF SSG76. Броневая защита практически осталась прежней, лишь толщину лобовой брони корпуса и башни довели до 30 мм. Масса танков увеличилась до 17,7 и 19 тонн (соответственно).

С апреля по сентябрь 1938 года было изготовлено 45 танков  Pz.Kpfw. IV Ausf. B, а с сентября 1938 по август 1939 года – 140 танков  Pz.Kpfw. IV Ausf. С.  Танк  Pz.Kpfw. IV модели Ausf. D получил усиленную бронезащиту (лобовая броня корпуса была усилена 20-мм листами), при этом его масса возросла до 20 тонн.

Накануне вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года в вермахте насчитывалось уже 211 танков Pz.Kpfw. IV модификаций «А», «В» и «С». С октября 1939-го по май 1940 года было изготовлено 229 машин модификации «D». Главным отличием модели Ausf. E от ее предшественников стало существенный рост толщины брони. Лобовую броню корпуса довели до 30 мм и вдобавок усилили 30-мм экраном. Лоб башни также был усилен до 30 мм, а маска - до 35 - 37 мм. Борта корпуса и башни получили 20-мм, а крыша и корма - 15-мм броню. Все танки Pz.Kpfw. IV, начиная  с модели «Е», получили командирскую башенку нового типа с усиленным до 50 - 95 мм бронированием, кроме того, на модификации «Е» были установлены:  башенный вентилятор;  усовершенствованный смотровой прибор механика-водителя;  шаровая установка курсового пулемета Kugelblende 30;  упрощенные ведущее и направляющее колеса;  ящик для снаряжения, крепившийся на корме башни. Боевая масса танка достигла 21 тонны.

К началу французской кампании 10 мая 1940 года вермахт располагал уже 290 Pz. Kpfw. IV и 20 мостоукладчиками на их базе. В основном они были сконцентрированы в танковых дивизиях, действовавших на направлениях главных ударов. С сентября 1940 по апрель 1941 года было изготовлено 223 танка Pz.Kpfw. IV модели «Е». К началу операции «Барбаросса» из 3582 германских танков на Восточном фронте было сосредоточено 439 танков Pz. Kpfw. IV, которые приняли активное участие в боевых действиях.

Следующая модификация танка Ausf. F появилась  в результате изучения боевого опыта использования танков Pz. Kpfw. IV в Польше и во Франции. В этих боях было убедительно доказано, что экранирование бронекорпуса дополнительной броней, применявшееся на предыдущих модификациях этого танка, было нерациональным и могло рассматриваться лишь как временное решение. В этой модели, вместо использования навесной брони, толщина лобовой верхней плиты корпуса, лобовой плиты башни и маски орудия была доведена до 50 мм, а толщина бортов корпуса и бортов и кормы башни - до 30 мм. Ломаную верхнюю лобовую плиту корпуса вновь заменили прямой, но на этот раз с сохранением курсового пулемета, а бортовые люки башни стали двухстворчатыми. В связи с тем, что масса танка после внесенных изменений выросла на 21 % по сравнению с Ausf. A, для снижения удельного давления на грунт были введены более широкие гусеницы с шириной трака 400 мм. Другие изменения, включали в себя: введение вентиляционных воздухозаборников в среднем лобовом листе для охлаждения тормозов, иное расположение глушителей, использование новых смотровых приборов и установку курсового пулемета.

С апреля 1941 по март 1942 года, наряду с фирмой Krupp-Gruson, выполнявшей заказ на изготовление 500 машин, к производству этой модели танка, подключились концерны Vogtiandische Maschinenfabrik AG (VOMAG) и Nibelungenwerke, получившие заказы на 100 и 25 единиц (соответственно). Из этого количества, до переключения производства на новую модификацию Ausf. F2, было изготовлено 462 танка Ausf. F.

Танк Pz.Kpfw. IV был достаточно хорошо технологически и конструктивно проработан, что обеспечило его массовый выпуск, прост и удобен в эксплуатации, надежен, безотказен и неприхотлив.  Однако Восточный фронт убедительно доказал, что германские танки Pz. Kpfw. IV проигрывают по всем статьям огневые поединки с Т-34 и КВ не только из-за низкого качества брони (которую пробивали снаряды 45-мм советских противотанковых и танковых пушек), но и невысоких тактико-технических характеристик 75-мм пушки KwK 37, основным назначением которой являлось уничтожение небронированных целей. Если до этого, наличие в ее боекомплекте бронебойного снаряда позволяло танку успешно бороться с бронетехникой противника с противопульным или легким противоснарядным бронированием, но уже против танков с противоснарядным бронированием, особенно советских Т-34 и КВ, эта пушка оказалась совершенно неэффективна. Поэтому еще в 1940 - начале 1941 года в Германии были начаты работы по перевооружению танков Pz.Kpfw. IV более мощным орудием. И в 1942 году появилась 75-мм длинноствольная танковая пушка Kw.K.40 L/43, созданная совместно фирмами Krupp и  Rheinmetall-Borsig с использованием материальной части 75-мм противотанкового орудия Раk 40. Танки Pz.Kpfw.IV модели «F» с новым 75-мм орудием первоначально обозначались как «переоборудованные» (Ausf.F-Umbau), но вскоре они получили обозначение «Ausf. F2», в то время как машины Ausf.F со старыми орудиями, во избежание путаницы, стали именоваться «Ausf. F1». Также поменялось и  обозначение этой модели  танка по единой системе - на «Sd.Kfz.161/1». Кроме того, машины модели Ausf. F2 получили новую маск-установку и новый прицел TZF 5f., а также дополнительную 30-мм лобовую броню и бортовые экраны. Их боевая масса достигла 23,6 тонн.

Производство танков  Ausf.F2 осуществлялось с марта по июль 1942 года. Всего было выпущено 175 танков этой модели и еще 25 танков переоборудовано из модификации Ausf. F1. С мая 1942 до апреля 1943 года в производстве находился вариант Pz.Kpfw.IV Ausf. G. Из 1687 изготовленных танков этой модификации последние 412 машин получили новую 75-мм пушку KwK 40 с длиной ствола в 48 калибров. Введенная на модификациях «G», «Н», «J» длинноствольная 75-мм пушка позволила танкам Pz.Kpfw.IV  противостоять равноценным по массе средним танкам противника (ее подкалиберный снаряд на дальности 1000 метров пробивал броню толщиной 110-мм), однако их проходимость (особенно переутяжеленных танков последних моделей), была неудовлетворительной из-за увеличения массы и удельного давления на грунт, поэтому танки поздних выпусков оснащались т.н. «восточными гусеницами» (Ostketten). В дальнейшем были выпущены танки Pz.Kpfw.IV  моделей Ausf. Н и  Ausf. J, вооруженные 75-мм пушкой KwK 40 L/48, с усиленной броневой защитой (лобовая броня возросла до 80 мм) и дополнительными 5-мм противокумулятивными навесными бортовыми экранами. Масса этих танков увеличилась до 25 тонн.

Танк Pz.Kpfw.IV Ausf. H стал самым массовым: с апреля 1943 по май 1944 года три фирмы: Krupp-Gruson AG, VOMAG и Nibelungenwerke - изготовили 3960 боевых машин. При этом 121 танк был переоборудован в самоходные и штурмовые орудия.  А к середине того же 1943 года Pz.Kpfw.IV, со снятием с производства среднего танка Pz. Kpfw. III,  стал основным германским танком на Восточном  фронте и главным противником советского Т-34. Последним вариантом Pz.Kpfw.IV стала модификация Ausf. J. С июня 1944 по март 1945 года завод Nibelungenwerke выпустил 1758 машин этой модели. Танки Ausf. J, в основном, претерпели изменения, связанные с технологическими упрощениями. По массовости производства танк  Pz.Kpfw.IV занял в Третьем Рейхе первое место. Всего в 1937 – 1945 годах было выпущено около 8696 танков Pz.Kpfw. IV всех модификаций. На базе этих танков были созданы  специальные боевые машины: командирские танки, танки наблюдения, БРЭМ, а также многочисленные варианты САУ: штурмовые, противотанковые, зенитные и т.п. Германские танки Pz.Kpfw. IV принимали участие во всех боевых действиях с первого и вплоть до последнего дня второй мировой войны. В штат немецкой танковой дивизии входил танковый полк двухбатальонного состава. В первом батальоне две роты вооружались танками Pz.Kpfw. IV, а одна - Pz. Kpfw. III. Во втором только одна рота имела на вооружении танки Pz.Kpfw. IV. Всего в танковой дивизии имелись: 51 танк Pz.Kpfw. IV и 66 танков Pz. Kpfw. III.

На 10 апреля 1945 года в составе действующей армии Германии насчитывалось 505 танков Pz.Kpfw. IV, и еще 130  - в составе армии резерва. Согласно немецким данным, с начала Второй мировой войны по 10 апреля 1945 года безвозвратные потери танков Pz. Kpfw. IV всех модификаций составили 7636 единиц.

Танк Pz.Kpfw. IV имел классическую компоновку, с передним расположением трансмиссии. В отделении управления (в передней части машины) размещались: главный фрикцион, коробка передач, механизм поворота, органы управления, курсовой пулемет (за исключением модификаций «В» и «С»), радиостанция и рабочие места - механика-водителя и стрелка-радиста. Боевое отделение располагалось в средней части танка. В башне танка монтировались: пушка и пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы вертикальной и горизонтальной наводки, а также сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. Боекомплект размещался частично в башне, частично в корпусе.

В моторном отделении (в кормовой части танка) находились двигатель и все его системы, а также вспомогательный двигатель механизма поворота башни. Корпус танка сваривался из катаных броневых листов с поверхностной цементацией, в основном расположенных под прямыми углами по отношению друг к другу. Лобовая броня корпуса и бортовая броня башни были ослаблены многочисленными люками, амбразурами и смотровыми щелями. В передней части крыши подбашенной коробки имелись два люка механика-водителя и стрелка-радиста. У танков  модификации «А» крышки этих люков - двустворчатые, у остальных - одностворчатые. В лобовом листе бронекорпуса слева монтировались: смотровой прибор механика-водителя, включавший в себя стеклоблок «триплекс», закрывавшийся массивной броневой заслонкой  и бинокулярный перископический прибор наблюдения KFF 2. В модификациях танка «В», «С», «D», «Н» и «J» перископический прибор отсутствовал. По бортам отделения управления, слева от механика-водителя и справа от стрелка-радиста, находились смотровые приборы «триплекс», закрываемые откидными броневыми крышками. Между кормовой частью корпуса и боевым отделением имелась перегородка. В крыше моторного отделения имелись два люка, закрытых откидными крышками. Башня - сварная, шестигранная, установлена на шариковой опоре на подбашенном листе корпуса. В ее передней части в маске располагались пушка, спаренный пулемет и прицел. Слева и справа от маски имелись лючки для наблюдения со стеклоблоками «триплекс». Лючки закрывались наружными броневыми заслонками изнутри башни.

Башня приводилась во вращение электромеханическим поворотным механизмом. В задней части крыши башни находилась командирская башенка с пятью смотровыми щелями со стеклоблоками «триплекс». Снаружи смотровые щели закрывались раздвижными броневыми заслонками, а люк в крыше башенки, предназначенный для входа и выхода командира танка, - двустворчатой крышкой (позже - одностворчатой). Для посадки и высадки членов экипажа в бортах башни имелись люки с одностворчатыми и двустворчатыми (начиная с варианта F1) крышками. В крышках люков и бортах башни устанавливались смотровые приборы. Кормовой лист башни был оборудован двумя лючками для стрельбы из личного оружия. В танках модификации F1 монтировалась 75-мм пушка KwK 37 фирмы Rheinmetall-Borsig. В ее боекомплект входили унитарные  выстрелы с дымовыми, осколочно-фугасными, бронебойными и кумулятивными снарядами. Вертикальная наводка пушки осуществлялась в пределах от - 10° до +20°. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе подбашенной коробки в шаровой установке.

Танки Pz. Kpfw. IV Ausf. F1 оборудовались монокулярным телескопическим прицелом TZF 5f. Все танки Pz.Kpfw. IV оснащались УКВ-радиостанцией Fu 5 и приемником Fu 2. Внутренняя связь, как и в танке Pz. Kpfw. III., осуществлялась между тремя членами экипажа с помощью ТПУ, а с заряжающим  - с помощью светосигнального прибора. Дальность действия радиостанции - 6,4 км - в режиме телефона и 9,4 км  - в режиме телеграфа. В моторном отделении продольно, со смещением к правому борту, устанавливался 12-цилиндровы1, V-образный карбюраторный двигатель Maybach HL 120TRM, мощностью 300 л.с. Система охлаждения - жидкостная, с одним радиатором, расположенным наклонно с левой стороны двигателя. С правой стороны от двигателя монтировался еще один двигатель «DKW ZW500» механизма поворота башни мощностью 11 л.с.

Трансмиссия танка состояла из: карданной передачи; трехдискового главного фрикциона сухого трения; коробки передач; планетарного механизма поворота; бортовых передач и тормозов. Коробка передач SSG76 шестискоростная (6 – вперед,  1 - назад), с соосным расположением ведущего и ведомого валов, с пружинными дисковыми синхронизаторами.  Три топливных бака емкостью 140, 110 и 170 литров, также размещались в моторном отделении. Ходовая часть танка (применительно к одному борту) состояла из: восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах и четырех сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков. Ведущие колеса переднего расположения  со съемными зубчатыми венцами. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, одногребневые, состояли из 99 траков шириной 400 мм.

Башня среднего танка Pz.Kpfw. IV в виде фрагментов и 75-мм пушка KwK. 37 были обнаружены поисковым объединением «Высота» (г. Санкт-Петербург) на месте боев 1943 года в реке в районе г. Мга Ленинградской области и переданы в дар музею в сентябре 2001 года. Реставрационно-восстановительные работы проводились в 2003 году в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка). Макет среднего танка Pz.Kpfw. IV Ausf. F1 был воссоздан, с использованием подлинной башни, вооружения и фрагментов бронекорпуса и ходовой части,  в 2012 году.