Средний танк Т-55. СССР
Годы выпуска – 1959 - 1965
Всего выпущено – 13408 ед.
Масса в боевом положении, т – 36,0 – 36,5
Мощность двигателя, л.с. – 580
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 50
Запас хода по шоссе, км - 500
Экипаж, чел. - 4
Вооружение: 100-мм пушка, 2х7,62-мм пулемета СГМТ (ПКТ), 12,7-мм пулемет ДШКМТ
Боекомплект, выстр/патр. - 43/3500/500
Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм - 200/100
Самые массовые советские серийные танки послевоенного периода Т-54 и его модификация Т-55 были созданы на основании изучения опыта Великой Отечественной войны. Первый советский послевоенный танк Т-54 был разработан в 1945/1946 годах на основе среднего танка Т-44 и имел мощную 100-мм танковую пушку Д-10Т. Толщина брони была увеличена, а вместо устаревшего дизеля В-12 на нем был смонтирован 12-цилиндровый дизельный двигатель В-54 мощностью 520 л.с. Танк Т-54 в 1951 – 1956 годах претерпел несколько модернизаций, в результате чего, появились его модификации – танки Т-54А и Т-54Б, различавшиеся наличием новых стабилизаторов вооружения СТП-1 «Горизонт» и СТП-2 «Циклон», приборов ночного видения и т.п.
Примерно за 5 лет Т-54 был доведен до высокого уровня надежности, а огневые возможности танка повысились благодаря установке стабилизатора танкового вооружения. Таким образом, эффективность огня танка Т-54 возросла с 30% до 50% вероятности попадания в цель. Танк получил возможность совершать длительные марши в составе танковых подразделений (не менее 300 км в сутки) и вести высокоподвижные боевые действия (стрельба с ходу становилась основным видом огня для советских танкистов). В СССР в 1952 - 1953 годах в ходе испытаний ядерного оружия неоднократно проверялось воздействие поражающих факторов атомного взрыва на различные виды боевой техники, в том числе и на танки. Выяснилось, что танк полностью защищает экипаж от светового излучения и значительно ослабляет действие ударной волны и проникающей радиации. Однако даже на очень большом расстоянии от эпицентра взрыва башню танка Т-54, застопоренную по-походному, разворачивало на 90°. При этом стопор башни выламывал зубья на погоне, и танк становился полностью небоеспособным. В радиусе 300 м от эпицентра ядерного взрыва мощностью 2 - 15 килотонн танки Т-54 выходили из строя, а на больших расстояниях оставались исправными. Однако подопытные животные, находившиеся на местах членов экипажа, погибали от действия ударной волны на удалении до 700 м от эпицентра взрыва. Встал вопрос о создании автоматической системы противоатомной защиты.
Система противоатомной защиты вскоре была разработана, но для того, чтобы установить ее на Т-54, потребовалась его коренная модернизация. Новая машина, получившая название «объект 155» являлась дальнейшим развитием серии танков Т-54. Она была создана в инициативном порядке на базе танков Т-54Б в КБ завода №183 (г. Нижний Тагил) под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева в 1957 году, при участии Харьковского конструкторского бюро по машиностроению. Ведущий инженер машины, первоначально К.А. Добрускес, а затем Ю.А. Левковский. Постановлением Совмина СССР от 8 мая и приказом Министра Обороны СССР от 24 мая 1958 года этот танк был принят на вооружение Советской армии под обозначением «Т-55».
По сравнению с танком Т-54Б компоновка, конструкция корпуса и башни танка T-55 почти не изменились. Механик-водитель размещался в отделении управления у левого борта корпуса; его входной люк находился в передней части подбашенного листа. Впереди люка механика-водителя устанавливались два перископических прибора наблюдения. Для вождения танка в ночных условиях у механика-водителя вместо левого смотрового прибора монтировался ночной прибор ТВН-2. В носовой части танка справа располагался передний топливный бак. Сзади переднего топливного бака устанавливались два бака-стеллажа, в которых помимо топлива размещалась часть боекомплекта к пушке. В боевом отделении размещались комплекс вооружения танка с частью боекомплекта и рабочие места трех членов экипажа: слева от орудия - наводчика и командира танка; справа от него - заряжающего. Над рабочим местом командира танка на крыше башни монтировалась командирская башенка с входным люком. В командирской башенке размещались прибор наблюдения ТПКУБ (с апреля 1959 года - прибор ТПКУ-2Б) и четыре смотровые призмы.
При ведении боевых действий в ночных условиях вместо прибора ТПКУБ устанавливался прибор ночного видения командира ТКН-1, а на броневой защите прибора в специальном кронштейне - инфракрасный прожектор ОУ-3. Входной люк заряжающего находился в крыше башни над его сиденьем. За моторной перегородкой в кормовой части корпуса размещалось МТО танка, в котором находились узлы и агрегаты силовой установки и трансмиссии. Броневая защита танка - противоснарядная. Корпус сварен из броневых катанных листов, имеет острую носовую часть, бортовые листы – вертикальные. Для сохранения жесткости нижнего кормового листа использовали приварные ребра. Верхний и нижний лобовые листы корпуса стали свариваться встык (без шипового соединения «ласточкин хвост»). Незначительным изменениям подверглась броневая защита машины за счет уменьшения толщины второстепенных броневых деталей. Башня танка - литая, с переменной толщиной брони - от 48 до 200 мм. В конструкцию корпуса и башни танка Т-55 (по сравнению с Т-54Б) был внесен ряд изменений, связанных с внедрением новых боеукладок, отменой установки зенитного пулемета (упразднена вращающаяся турель на основании люка заряжающего и изменена его конструкция) и проведением мероприятий по противоатомной защите и в связи с установкой термодымовой аппаратуры. В конструкции башни основным изменениям подвергся люк заряжающего (невращающийся, его крышка располагалась непосредственно на крыше башни и открывалась в сторону носа танка при положении башни пушкой вперед). Амбразура башни спереди закрывалась подвижной броневой защитой. Сверху броневая маска закрывалась защитным чехлом. Защита экипажа и внутреннего оборудования танка от ударной волны ядерного взрыва с избыточным давлением, а также от заражения радиоактивной пылью обеспечивалась броневой конструкцией корпуса и башни и оборудованием автоматической системы ПАЗ за счет герметизации машины и поддержания внутри обитаемых отделений избыточного давления. Герметизация машины осуществлялась установкой специальных постоянных уплотнений и автоматически закрывавшихся устройств, срабатывавших до подхода ударной волны при взрыве ядерного боеприпаса по сигналу от гамма-датчика радиометрического блока защиты РБЗ-1. Избыточное давление внутри танка создавалось нагнетателем-сепаратором с инерционной очисткой воздуха, смонтированного в передней части башни справа от спаренного пулемета (для подводящего патрубка нагнетателя в донном листе башни с правой стороны имелся круглый вырез). Отсепарированная пыль с частью воздуха выбрасывалась наружу через сквозное боковое отверстие в нижней части правого борта башни. Производительность нагнетателя составляла около 120 л/с, степень очистки воздуха - 98%. При действии танка на незараженной местности нагнетатель мог использоваться в качестве обычного приточного вентилятора. Все это давало возможность преодолевать участки местности, зараженные радиоактивными веществами, с ходу. Кроме того, на Т-55 был установлен двигатель повышенной мощности В-55 мощностью 580 л.с.; применены баки-стеллажи (для увеличения запаса возимого топлива до 960 л и боекомплекта); введены: воздушный компрессор (для обеспечения зарядки воздушных баллонов сжатым воздухом); система ПАЗ, унифицированная автоматическая система ППО «Роса»; термодымовая аппаратура ТДА и двухрядные комбинированные бортовые редукторы; усовершенствованные приборы ночного видения; гирополукомпас ГПК-48 и оборудование подводного вождения (ОПВТ). Максимальная скорость достигла 50 км/ч.
В башне танка монтировалась 100-мм стабилизированная танковая пушка Д-10Т2С с компенсирующим механизмом и спаренным 7,62-мм пулеметом СГМТ. Стабилизатор пушки в двух плоскостях СТП-2 «Циклон» и приборы ночного видения существенных изменений не претерпели. Для наводки пушки и спаренного пулемета на цель применялись телескопический шарнирный прицел ТШ2А-22 и ночной прицел ТПН-1 с инфракрасным прожектором Л-2. При стрельбе с закрытых огневых позиций использовались боковой уровень и азимутальный указатель. Углы наведения спаренной установки по вертикали при выключенном стабилизаторе составляли от -5° до +18°. Поворот башни обеспечивался, как в стабилизированном, так и в полуавтоматическом (нестабилизированном) режимах наведения. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м равнялась 1080 м (наибольшая прицельная дальность - 6900 м), максимальная дальность стрельбы (с помощью бокового уровня) - 14600 м. Боекомплект пушки был увеличен до 43 унитарных выстрелов, а для 7,62-мм танковых пулеметов СГМТ – до 3500 патронов. Конструкция элементов ходовой части значительных изменений по сравнению с ходовой частью танка Т-54Б не претерпела. В системе подрессоривания применялись индивидуальная торсионная подвеска и рычажно-лопастные гидроамортизаторы двухстороннего действия. В состав гусеничного движителя входили (применительно к одному борту) по 5 опорных катков с наружной амортизацией, направляющее колесо с двухчервячным механизмом натяжения гусениц, ведущее колесо со съемными зубчатыми венцами и гусеница из 90 траков в каждой. Для внешней связи использовалась радиостанция Р-113, а внутренняя связь осуществлялась через танковое переговорное устройство Р-120, впоследствии замененные на Р-123 и ТПУ Р-124 (соответственно).
Т-55 оснащался комплектом оборудования для подводного вождения ОПВТ-54Б, которое обеспечивало ему преодоление водных преград шириной до 1000 м и глубиной до 5 м. Часть танков была приспособлена для работы с минным катковым тралом ПТ-55, колейно-ножевыми тралами КМТ-4 или КМТ-5, а также с бульдозерным оборудованием БТУ-55 и плавсредствами ПСТ-63. Кроме того, была изготовлена серия командирских танков Т-55К, отличавшихся установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона и другого оборудования. Появление на вооружении армий стран НАТО новых танков, обладающих улучшенными характеристиками огневой мощи и защищенности, вынудило советских танкостроителей постоянно совершенствовать и Т-55. Так, например, уже в 1961 году появилась новая модификация машины – танк Т-55А. Он отличался от своего предшественника улучшенной защищенностью, кроме того, на нем монтировались гирополукомпас ГПК-59 и прицел ТШ-2Б-32П. с 1970-го года Т-55 получил 12,7-мм зенитный пулемет ДШКМ, а с 1974-го – лазерный дальномер КДТ-1. Для 100-мм танковой пушки были разработаны новые бронебойные снаряды, имеющие большую бронепробиваемость. Учитывая опыт применения советскими войсками танков во время войны в Афганистане, в 1983 году на базе Т-55 в результате глубокой модернизации были созданы Т-55М и Т-55АМ. Ценой умеренных затрат удалось повысить боевую эффективность машины, при этом основное внимание уделялось усилению огневой мощи и защищенности при сохранении прежнего уровня подвижности. С этой целью на танках Т-55М был установлен комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион».
В танке Т-55 гармонично сочетались огневая мощь, защита и хорошие маневренные качества. Серийный выпуск танков Т-55 осуществлялся в 1958 – 1965 годах на заводах №183 в г. Нижний Тагил; № 75 им. В.А. Малышева в Харькове и №174 в Омске, до конца 1965 года было изготовлено 8623 танка Т-55 и 200 танков Т-55К. Серийное производство танков Т-55А также осуществлялся заводами № 174 и № 75 им. В.А.Малышева (с 1962 по 1978 год). До конца 1965 года было изготовлено 4435 танков Т-55А и 150 танков Т-55АК. Всего за время серийного производства для Советской армии было изготовлено 13408 танков Т-55, с учетом машин, переоборудованных в командирские, огнеметные и плавающие.