Тяжелый танк ИС-2М образца 1944 года. СССР


Технические характеристики:

Год выпуска – 1943 - 1945

Всего выпущено - 3385 ед.

Масса в боевом положении, т – 46

Мощность двигателя, л.с. – 520

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 37

Запас хода по шоссе, км  - 240

Экипаж, чел. -  4

Вооружение: 122-мм пушка;  3х7,62-мм пулемета ДТ; 1х12,7-мм пулемет ДШК  

Боекомплект, выстр./патр. -  28/2331/250

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм – 90/120

Тяжелый танк «ИС-2» являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из всех  советских серийных танков периода Второй мировой войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Созданный в 1943 году, он стал достойным ответом советских танкостроителей на появление германских тяжелых танков «Тигр» и «Пантера». Этот компактный и хорошо защищенный танк с длинноствольной 122-мм пушкой стал грозным противником немецких «кошек», в итоге не оставив им шанса уцелеть на поле боя. Вместе с тем, танк «ИС-2» был универсальной боевой машиной, способной решать широкий круг задач – от борьбы с танками противника до поддержки пехоты и уничтожения фортификационных сооружений. Ни одна танковая пушка Второй мировой войны не имела более мощного осколочно-фугасного снаряда, чем пушка «ИС-2». Благодаря этому тяжелые «ИС-2» особенно отличились в конце войны при штурме сильно укрепленных  населенных пунктов. Танк «ИС-2» по праву стал одним из символов нашей Победы.

Непосредственное влияние на создание этого танка оказало появление на советско-германском фронте осенью - зимой 1942/1943 годов новых немецких тяжелых танков «Тигр». В связи с  этим в СССР были вы­двинуты требования на разработку тяжелого танка с более мощным вооружением и лучшим бронирова­нием, чем у «КВ», но без значительного утяжеления машины. Постановлением ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Челябинскому Кировскому заводу и Опытному танко-моторному заводу № 100 Наркомата танковой промышленности (так к этому времени стал именоваться Опытный ЧТЗ завод в г. Челябинске) предписывалось на базе опытного тяжелого танка «КВ-13» изготовить и предъявить на государственные испытания два опытных образца танков «Иосиф Сталин» («ИС»). Весной – летом 1943 года в Челябинске на Кировском заводе были изготовлен опытный образец нового танка – «ИС-85». «ИС-85» имел вооружение, состоящее из 85-мм пушки Д-5Т (варианта пушки Д-5С, разработанной для САУ СУ-85) и трех 7,62-мм пулеметов ДТ. После некоторых дора­боток тяжелый танк  «ИС-85» приняли на вооружение Красной армии постановлением ГКО № 4043сс от 4 сентября 1943 года, а уже в октябре он был запущен в производство. Однако работы по совершенствованию этой машины продолжались. Первым идею вооружения танка «ИС» орудием более крупного калибра, чем 85 мм, высказал директор и главный конструктор завода № 100 Ж.Я. Котин.

В начале августа 1943 года, изучая итоги Курской битвы, он обратил внимание на то, что из всех артиллерийских орудий наиболее успешно боролась с немецкими «Тиграми» 122-мм корпусная пушка образца 1931/37 г. (А-19). К такому же выводу пришли и конструкторы завода № 9, где был разработан и изготовлен опытный образец тяжелого противотанкового орудия Д-2 путем наложения ствола с баллистикой пушки А-19 на лафет 122-мм дивизионной гаубицы М-30. Использовать это мощное орудие предполагалось в первую очередь для борьбы с тяжелыми танками противника. Ствол такой пушки удалось смонтировать на  люльке и лафете 122-мм гаубицы М-30 и орудие Д-2 успешно прошло испытания, поэтому реальной стала идея установки ствола А-19 в тяжелый танк с применением круглой люльки, противооткатных устройств и подъемного механизма от опытной танковой 122-мм гаубицы У-11, как это было сделано при создании 85-мм пушек Д-5Т и Д-5С. Для реализации этого требовалось введение в конструкцию орудия мощного дульного тормоза. Поэтому тем же постановлением ГКО Опытный завод № 100 обязывали спроектировать, изготовить и испытать совместно с Техуправлением ГБТУ до 15 октября 1943 года новый танк «ИС-122» (объект 240), вооруженный пушкой калибра 122 мм, а до 1 ноября - на его базе самоходную артиллерийскую установку ИСУ-152.

До конца октября под руководством Н. Ф. Шашмурина была осуществлена проработка варианта танка «ИС» с мощной 122-мм танковой пушкой Д-25 (первоначально имевшей поршневой затвор, аналогичный затвору 122-мм корпусной пушки А-19) с начальной скоростью снаряда 781 м/с, позволявшей поражать все основные типы немецких танков на всех дистанциях боя. Дульная энергия советской 122-мм танковой пушки в 1,5 раза превосходила дульную энергию 88-мм ору­дия тяжелого немецкого танка «Тигр». Танк «ИС» со 122-мм пушкой Постановлением ГКО № 4479сс от 31 октября 1943 года был принят на вооружение Красной армии. При этом заводу № 9 предписывалось изготовить к 11 ноября 1943 года танковый вариант орудия А-19 с поршневым затвором и предъявить его на испытания стрельбой к 27 ноября. Одновременно приказывалось оснастить это орудие клиновым затвором и начать его выпуск с 1944 года.  Государственные испытания танка «ИС-122» прошли очень быстро и, в общем, успешно. После чего его перебросили на один из подмосковных полигонов, на котором из 122-мм пушки с дистанции 1500 м в присутствии члена ГКО маршала К.Е.Ворошилова был сделан выстрел по трофейному немецкому танку «Пантера». Снаряд, пробив бортовую броню башни, ударил в противоположный лист, оторвал его по сварке и отбросил на несколько метров.

Новый советский тяжелый танк обладал всеми качествами, необходимыми для борьбы с любым танком противника: мощная пушка, повышенная броневая защита и надежная силовая установка. Вскоре выпуск танка «ИС-85» был прекращен, а с декабря Челябинский Кировский завод сосредоточился на изготовлении танков «ИС-122». С января 1944 года из цехов ЧКЗ, во все возрастающих количествах, выходили  «ИС-122», оснащенные уже новым 122-мм орудием Д-25Т с клиновым полуавтоматическим затвором, за счет которого удалось немного повысить скорострельность (с 1 - 1,5 до 1,5 - 2 выстр/мин). В марте 1944 года дульный тормоз немецкого типа заменили более эффективным - конструкции ЦАКБ. С этого же времени танки «ИС-85» были переименованы в «ИС-1», а «ИС-122» - в «ИС-2». При массе в 46 тонн незначительно превосходившей массу танка «КВ-1С», новая боевая машина имела более толстую броню.

Башня, лобовая деталь и подбашенная часть корпуса выполнялись литыми. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции А. И. Благонравова позволила уменьшить ширину корпуса «ИС» на 18 см по сравнению с «КВ-1С». В состав ходовой части входили 6 опорных кат­ков на борт с индивидуальной торсионной подвес­кой. Благодаря удачным конструктивным решени­ям скорость и маневренность машины повысились. Кроме того, танк был простым в эксплуатации, и многие его агрегаты можно было заменить в поле­вых условиях. Однако уже первые месяцы боевой эксплуатации выявили ряд серьезных проблем и недостатков в его конструкции, поэтому в мае 1944 года танк «ИС-2» прошел первую кардинальную модернизацию. Первоначально «ИС-2» имел уязвимое место: люк-пробку механика-водителя, существенно снижавшую прочность бронекорпуса. Эту проблему удалось решить изменением режимов закалки броневых деталей, а также самой конструкции лобовой части бронекорпуса. Новый бронекорпус, с так называемым «спрямленным носом» сохранил прежнюю толщину брони.  Из лобового листа изъяли люк-пробка механика-водителя, а верхний лобовой лист расположили под углом наклона 60°, что обеспечило при курсовых углах обстрела ±30° непробитие его из 88-мм немецкой танковой пушки KwK 36, даже при стрельбе в упор, хотя уязвимым местом оставался нижний лобовой лист, имевший угол наклона 30°. Однако, учитывая, что вероятность попадания в него была меньше, чем в другие части бронекорпуса, его не стали видоизменять, но для усиления бронезащиты нижнего лобового листа на нем, между буксирными крюками, начали монтировать запасные траки.

ЧТЗ перешел на выпуск бронекорпусов со «спрямленным» сварным носом в мае 1944 года, а Металлургический броневой завод № 200 (г. Челябинск) начал выпускать такие же корпуса, но с литой лобовой деталью (толщина брони которой достигала 120 мм) - с июня. Некоторое время танки со старыми и новыми корпусами выпускались параллельно, до полного израсходования задела. А уже со второй половины 1944 года часть танков ИС-2 образца 1944 года стала оснащаться сварной лобовой частью, выполненной из 90-мм катаных бронелистов средней твердости. Вместе с тем, в процессе производства существенно изменили и конструкцию башни. Башни танков первой серии выпуска 1943 года имели узкую амбразуру и после установки пушки Д-25Т, несмотря на то, что ее люлька была такой же, как и у Д-5Т, пользоваться телескопическим прицелом было очень неудобно. С мая 1944 года начался выпуск башен с расширенной амбразурой, что позволило сместить прицел влево. Также увеличили бронезащиту маск-установки и толщину нижней части бортов. Командирскую башенку сместили влево, перископический прицел ПТ-4-17 изъяли, на его месте установив прибор наблюдения MK-4. Кроме того, на  кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, начали монтировать 12,7-мм  круп­нокалиберный пулемет ДШК, который использовался не столько для целей ПВО, сколько в уличных боях для борьбы с «фаустниками», устраи­вавшим засады на верхних этажах зданий.  В таком виде «ИС-2» принял участие в заключительных сражениях Второй мировой войны.

Танки «ИС-2» поступали на вооружение отдельных  гвардейских тяжелых танковых полков прорыва (в составе 21 танка) для качественного усиления частей и подразделений, предназначенных для прорыва заблаговременно и хорошо укрепленных полос противника, а также штурмов городов. В конце 1944 года были сформированы пять отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад трехполкового состава (по 65 машин в каждом полку).  Появление этих соединений было вызвано необходимостью сосредоточения тяжелых танков на направлениях главных ударов фронтов и армий для прорыва сильно укрепленных оборонительных рубежей, а также для борьбы с танковыми группировками противника. Боевое крещение танки «ИС-2» получили в Корсунь-Шевченковской операции в феврале 1944 года, а затем широко использовались в сражениях вплоть до конца Великой Отечественной  войны.

Командование вермахта запретило своим танкистам ступать в открытые поединки с «ИС-2» и приказывало действовать лишь из засад и укрытий. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944 -1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. Так, например, в Висло-Одерской наступательной операции 80-й гвардейский  отдельный танковый полк прорыва с 14 по 31 января 1945 года уничтожил 19 танков и САУ врага, 41 артиллерийское орудие, 15 пулеметных гнезд, 10 минометов и 12 блиндажей. Из 23 участвовавших в боях машин ни одна не была безвозвратно потеряна. Две гвардейские отдельные тяжелые танковые бригады - 7-я и 11-я - отличилась при штурме Берлина. На базе танков «ИС-2» были созданы и успешно применялись при штурме Кенигсберга и Берлина тяжелые самоходно-артиллерийские установки «ИСУ-122» и «ИСУ-152». После окончания войны танки «ИС-2» длительное время несли свою службу в Советской армии. В 1957 году  ИС-2 прошли капитальный ремонт и модернизацию с целью продления срока службы, а также унификации ряда узлов и агрегатов с узлами и агрегатами других тяжелых танков. В ходе работы по модернизации: двигатель В-2-ИС был заменен  более мощным и надежным двигателем от танка Т-54 - В-54К-ИС; установлена новая трансмиссия; заменены опорные катки и направляющие колеса;  введен дополнительный топливный бак;  смонтированы новые крылья с бункерами по типу ИС-3, игравшие роль противокумулятивных экранов; боекомплект увеличен с 28 до 35 выстрелов; изменена конструкция башни - вместо кормового пулемета установлен вентилятор; заменен подъемный механизм орудия; установлена новая радиостанция Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120;  установлено новое оборудование - прибор «Угол» и приборы ночного видения ТВН-2 или БВН, а также произведен ряд других мелких изменений. В результате модернизации изменились боевые и технические характеристики танка «ИС-2», и он получил обозначение «ИС-2М». Масса танка «ИС-2М» возрос­ла до 48 тонн, но скорость благодаря усовершенство­ванной трансмиссии увеличилась до 40 км/ч.

В Советской армии танки «ИС-2М» эксплуатировались вплоть до начала  1980-х годов. Значительное количество этих танков было установлено на границе с КНР в качестве стационарных долговременных артиллерийских огневых точек. Официально тяжелые танки «ИС-2М» были сняты с вооружения Российской армии только в 1995 году. Производство тяжелых танков ИС-2  осуществлялось Челябинским Кировским заводом  с декабря 1943 по май 1945 года, причем 10 танков ИС-2 образца 1944 года были изготовлены в Ленинграде в цехах восстановленного Ленинградского Кировского завода. Всего было выпущено 3385 танков ИС-2, ставшего наряду с ИС-3 самым мощным танком Второй мировой войны.

Тяжелый танк ИС-2 имел классическую компоновку, с кормовым расположением трансмиссии. Особенностью экипажа тяжелого танка ИС, состоявшего из четырех человек, было наличие в нем двух офицеров - командира танка и старшего механика-водителя и двух сержантов - наводчика орудия и заряжающего (он же младший механик-водитель). В носовой части корпуса располагалось отделение управления, в котором размещались: сиденье механика-водителя (смонтированное по центру), два топливных бака, приводы управления танком и  контрольные приборы. В боевом отделении, располагавшемся за отделением управления, и занимавшем среднюю часть корпуса танка, монтировались: сиденья заряжающего (справа от пушки), командира башни (наводчика) (слева от пушки), командира танка (за наводчиком), а также курсовой пулемет, основная часть боекомплекта. Над боевым отделением устанавливалась башня, где размещались: вооружение, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения. За боевым отделением находилось (отделенное от него перегородкой) – моторное отделение. Для удобства при ремонте и обслуживании агрегатов моторно-трансмиссионной группы крыша моторно-трансмиссионного отделения была сделана съемной, а верхняя кормовая бронеплита могла откидываться на петлях. По центру моторного отделения на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, располагались: справа - топливный, слева - масляный баки; над ними - масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения (по бортам) - воздухоочистители «Мультициклон». В кормовой части танка в трансмиссионном отделении монтировались: главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Корпус танка представлял собой жесткую броневую коробку,  сваренную из катаных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. Носовая часть и подбашенная коробка корпуса представляли собой литые детали, днище, борта, корма и крыша корпуса - катаные. Литая носовая часть бронекорпуса на танках «ИС-2» образца 1943 года ступенчатой формы имела толщину от 60 до 120 мм из броневой стали высокой твердости.

Спрямленная литая верхняя носовая часть у танков «ИС-2» образца 1944 года первых выпусков имела толщину 100 мм под углом наклона 60°. Танки «ИС-2», выпускавшиеся со второй половины 1944 года, имели сварную конструкцию лобовой части бронекорпуса, выполненную из 90-мм катаных бронелистов средней твердости, при этом верхний и нижний листы имели углы наклона 60° и 30° (соответственно). В верхнем лобовом листе монтировался смотровой люк-пробка механика-водителя (впоследствии замененный смотровой щелью со стеклоблоком). Смотровая щель и прибор снаружи защищались плоским броневым колпаком, приваренным к корпусу танка. В передней части крыши корпуса имелись два перископических смотровых прибора, предназначавшихся для наблюдения за местностью при закрытом люке-пробке. В подбашенную коробку вваривался подбашенный пояс, к которому крепился нижний погон башни. Корма бронекорпуса состояла из трех наклонных листов - верхнего, среднего и нижнего, при этом средний лист был выполнен откидным на петлях, верхний - съемным, а нижний приваривался к бортам и днищу корпуса. Башня имела обтекаемую форму. Она представляла собой броневую отливку сложной геометрической формы, борта которой толщиной 90 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости.  В ее лобовой части имелась амбразура, закрываемая подвижной бронировкой с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета и телескопического прицела. В задней части башни с левой стороны находился прилив для шаровой установки кормового пулемета. По бортам башни имелись лючки для стрельбы из личного оружия, закрываемые броневыми заглушками. Командир машины имел литую наблюдательную башенку с толщиной вертикальной брони до 82 мм и шестью смотровыми щелями с защитными стеклами. Посадка и выход экипажа в танк производились через люки в башне: круглый двухстворчатый люк командирской башенки и круглый одностворчатый люк заряжающего. Башня приводилась во вращение электрическим поворотным механизмом или вручную.

Основное вооружение танка ИС-2 состояло  из 122-мм танковой пушки Д-25Т с длиной ствола 48 калибров (с дульным тормозом). Орудие монтировалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Если пушки первых выпусков имели поршневой затвор, то с января 1944 года выпускались уже только с клиновым затвором, с полуавтоматикой механического типа. Выстрел производился электроспуском или, в случае его неисправности, ручным механическим спуском. Пушка Д-25Т имела вертикальные углы наводки от 3° до +20°. Прицельные приспособления состояли из телескопического ломающегося орудийного прицела ТШ-17 и перископического – ПТ-4-17 (замененного в мае 1944 года на прибор наблюдения MK-4). Боекомплект пушки Д-25Т состоял из 28 выстрелов раздельного заряжания  с осколочно-фугасными, остроголовыми бронебойно-трассирующими и с тупоголовыми бронебойными снарядами. Тупоголовый бронебойный снаряд на дальности 1000 м пробивал броню толщиной 120 мм под углом 60°, и 145 мм – под углом 90°, а   на дальности 2000 м – 100 мм и 125 мм (соответственно). Для остроголового бронебойного снаряда эти характеристики составляли -  на дальности 1000 м  - 105 мм под углом 60°, и 130 мм – под углом 90°, а на дальности – 2000 м – 80 мм и 100 мм  (соответственно). В танке устанавливались три 7,62-мм танковых пулемета ДТ, из них два в башне (один – был спарен с пушкой, другой - смонтирован в шаровой установке в кормовом листе) и один курсовой - в корпусе, из которого вел неприцельный огонь механик-водитель, для этого имелась гашетка электроспускового механизма на одном из рычагов управления. Курсовой пулемет размещался справа от механика-водителя и жестко крепился в специальном бронированном патрубке, который приваривался к лобовой бронедетали танка. Впоследствии, из-за низкой эффективности неприцельного огня и ослабления лобового бронирования, курсовой пулемет был изъят. Кроме того, на части танков ИС-2 на кронштейне, закрепленном на подвижном погоне командирской башенки, монтировался 12,7-мм крупнокалиберный пулемет ДШК образца 1938 года с коллиматорным прицелом К-8Т.

Танки ИС-2 оснащались приемо-передающей телефонно-телеграфной КВ-радиостанцией 10-Р или 10-РК, обеспечивавшей  дальность связи в телефонном  (голосовом) режиме на стоянке - до 20 - 25 км (в движении она несколько уменьшалась) и внутренним переговорным устройством ТПУ-4-бисФ, рассчитанным на четырех абонентов.  На танке монтировался 12-цилиндровый V-образный бескомпрессорный дизель В-2-ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. Дизель В-2-ИС комплектовался топливным насосом высокого давления НК-1 с всережимным регулятором РНК-1 и корректором подачи топлива. Для очистки поступающего в двигатель воздуха использовался воздушный фильтр типа «Мультициклон». Пуск двигателя осуществлялся инерционным стартером, имевшим ручной и электрический привод, или с помощью баллонов со сжатым воздухом. Также в моторно-трансмиссионном отделении устанавливались подогревающие устройства для облегчения пуска двигателя в холодное время года, которые также могли быть использованы для подогрева боевого отделения машины. ИС-2 имел три топливных бака, два  них - располагались в боевом отделении, и один - в моторно-трансмиссионном. Танк также оснащался четырьмя наружными дополнительными топливными баками емкостью 360 л, не связанными с топливной системой двигателя.  В состав трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения, 8-скоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Все приводы управления трансмиссией - механические. По сравнению с предыдущей моделью тяжелого танка КВ-85, новым элементом трансмиссии являлись планетарные механизмы поворота. Применение этого узла позволило поднять общую надежность трансмиссии в целом, что было самым существенным недостатком ходовой части танков «КВ» и машин на его базе.  Ходовая часть танки «ИС-2» (применительно к одному борту) состояла из шести сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, трех сдвоенных поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (цевочное зацепление) и направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения гусениц. Подвеска опорных катков - индивидуальная торсионная. Гусеницы стальные мелкозвенчатые, состояли из 86 одногребневых траков шириной 650 мм.

В открытой экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется тяжелый танк «ИС-2М» изготовленный Челябинским Кировским заводом во второй половине  1944 - 1945 годах.