Тяжелый танк ИС-3 образца 1945 года. СССР


Технические характеристики:

Год выпуска – 1945 - 1946

Всего выпущено - 1170 ед. (по другим источникам – 2311 ед.)     

Масса в боевом положении, т – 46

Мощность двигателя, л.с. – 520

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 40

Запас хода по шоссе, км  - 185

Экипаж, чел. -  4

Вооружение: 122-мм пушка;  1х7,62-мм пулемета ДТ; 1х12,7-мм пулемет ДШК  

Боекомплект, выстр/патр. -  28/2000/300

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм - 110 - 220/110

Стремление повысить уровень защищенности советских тяжелых танков в единоборстве с немецкими «Пантерой-II» и  «Королевским тигром» привело к созданию новой боевой машины «ИС-3», который стал последним советским тяжелым танком прорыва, создан­ным в период Великой Отечественной войны. На полях сражений Второй мировой войны новому танку не довелось участвовать, но именно «ИС-3» определил лицо отечественного послевоенного танкостроения на многие десятилетия вперед.

После окончания Курской битвы  на месте танковых боев  целенаправленно работала группа научных сотрудников Военной академии механизации и моторизации имени И.В. Сталина (ВАММ), под руководством инженер-полковника А.Завьялова, изучавшая характер повреждений бронетехники, вызванных попаданиями снарядов в танки. Выяснилось, что не все части башни и корпуса поражаются одинаково. Наиболее высокую вероятность поражения имели лобовые части башни и корпуса, при этом число попаданий в башню было наибольшим. Результатом этих исследований явилось Постановление ГКО №5583 от 8 апреля 1944 года «Об изготовлении опытного образца тяжелого танка на Кировском заводе». Основные требования предъявлялись к повышению защищенности танка. Работы над проектом по созданию нового тяжелого танка начались в конце лета 1944 года в Челябинске в СКБ-701 Челябинского Кировского завода (ЧКЗ), возглавляемого Н.Л.Духовым. Опытный образец танка «Кировец-1 («ИС-3» образец №1),  разработанный СКБ-701 (руководитель проекта - М.Ф. Балжи), имел лобовую часть бронекорпуса – спрямленную, как у Т-34. Основной особенностью этого проекта стала разработанная конструктором Г.В. Крученых новая оригинальная обтекаемая башня, представлявшая собой единую отливку в виде полусферы, толщина которой в лобовой части достигала 230-мм. Большие углы наклона броневых стенок башни способствовали рикошету бронебойных снарядов, а удачная внутренняя компоновка обеспечивала минимальные ее размеры, что позволило без излишнего утяжеления машины повысить толщину лобовой брони до 250 мм, против 100 мм на тяжелом танке ИС-2.

Вооружение танка осталось прежним: 122-мм пушка Д-25Т и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, на крыше башни был установлен 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Курсовой и кормовой пулеметы были изъяты. В конце октября 1944 года первый образец танка «ИС-3» образец № 1 вышел из ворот завода и подвергся заводским испытаниям, а уже с 18 по 24 декабря на НИБТ полигоне состоялись его войсковые испытания. В отчете по испытаниям указывалось: «Танк ИС-3 полигонные испытания на 500 км выдержал, испытании на гарантийные 1000 км - не выдержал по причине выхода из строя вентилятора на 810 км. По эксплуатационным показателям и надежности танк ИС-3 равноценен танку ИС-2. Обстрел корпуса показал явные преимущества по бронепробиваемости по сравнению с корпусом ИС-2. Модернизированный образец танка ИС-3 рекомендуется для принятия на вооружение с устранением недостатков, отмеченных в отчете». В то же время, параллельно с работами над танком «ИС-3» в  КБ Опытного танко-моторного завода № 100  (созданного в марте 1942 года  на базе Челябинского Кировского завода) под руководством Ж.Я. Котина и А.С.Ермолаева и ЦНИИ-48 проводились работы по модернизации броневой защиты танка «ИС-2». Этот проект КБ завода №100 базировался на предыдущих разработках Опытного завода – опытных образцах танков «объект 244», «объект 245» и «объект 248». Опытный танк, спроектированный в КБ Котина,  имел необычную форму носовой части корпуса. Конструкторы Г.Н. Москвин и В.И. Таротько предложили составить всю верхнюю лобовую часть корпуса из двух соединенных  сваркой и сильно наклоненных к вертикальной плоскости 110-мм броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. В этой крыше прямо над головой механика-водителя имелся люк, через который он мог садиться в танк и покидать его (на танках «ИС-1» и «ИС-2» подобный люк отсутствовал). Подобная форма носовой части бронекорпуса позволила снизить не только его массу, но и значительно повысить стойкость броневых деталей в случае обстрела танка спереди. Такой двухскатный нос получил у конструкторов название «нос с горбинкой» (хотя прижилось другое название – «щучий нос»). После изучения результатов испытаний обеих машин были сделаны следующие выводы: конструкция носовой танка ОКБ завода № 100 – имеет преимущества перед аналогичной конструкцией танка ЧКЗ; в то же время, изготовленное Кировским заводом, корытообразное днище дает возможность  значительно уменьшить массу бортовой брони без уменьшения ее толщины. Принципы, заложенные в  конструкцию башни ЧКЗ, могут позволить создать башню высокой снарядной стойкости при её относительно малой массе. После длительного рассмотрения обоих проектов Нарком танковой промышленности В.А.Малышев принял компромиссное решение, максимально использовать преимущества обоих проектов - объединив их в один: от одного танка взять форму носовой части корпуса, а башню от другого, и поручить ЧКЗ, на их основе, разработать новый тяжелый танк. Так родился проект нового танка прорыва - плод совместных усилий двух конструкторских коллективов.

30 декабря 1944 года Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин дал «добро» на создание нового тяжелого танка массой до 46 тонн с вооружением ИС-122 и с повышенной в два раза броневой защитой, которую не смогла пробить самая мощная на тот момент немецкая  88-мм противотанковая пушка образец 43 на курсовых углах до 60°.

В январе - феврале 1945 года  новый танк был создан на базе проектов ЧКЗ и завода № 100. Он получил обозначение – «Объект 703» («ИС-3» образец № 2). Учитывая положительный опыт войсковой эксплуатации танков «ИС-2», конструкцию ходовой части, силовой установки и трансмиссии на «ИС-3» оставили без изменений. Корпус сваривался из катаных броневых листов и не имел литых броневых деталей. Самой характер­ной особенностью нового танка стала ее лобовая часть корпуса с двойным наклоном 110-мм бронелистов, что позволило не только обеспечить ее высокую бронестойкость, но и решить вопрос с размещением люка механика-водителя, существенно улучшив обзорность с места водителя в положении «по-походному». Первые 8 танков «ИС-3» образец № 2 были изготовлены на ЧКЗ в том же феврале, а уже с 23 марта по 11 апреля 1945 года они успешно прошли войсковые испытания. В результате, было принято решение о принятии тяжелого танка «ИС-3» на вооружение Красной армии и организации его производства на Челябинском и Кировском заводе.

К 1 мая 1945 года ЧКЗ изготовил только 25 танков «ИС-3». Этот танк опоздал на войну - к моменту подписания Акта о капитуляции Германии 9 мая 1945 года все танки «ИС-3» еще находились на заводе, и в боевых действиях Великой Отечественной войны им участвовать не довелось. Не участвовали они и в боях с японцами на Дальнем Востоке в августе - сентябре 1945 года. Лишь 7 сентября 1945 года танки «ИС-3» из состава 71-й гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии приняли участие на военном параде союзных войск в честь окончания Второй мировой войны в Берлине. Несмотря на завершение войны, танк «ИС-3» находился в массовом серийном производстве с программой 350 танков в месяц. Сначала их выпуск шел параллельно с танками «ИС-2», но с осени «ИС-3» полностью вытеснили своих предшественников из сборочных цехов ЧКЗ. Танки «ИС-3» поступали на вооружение тяжелых танко-самоходных полков Советской армии. Однако спешка, в которой создавался этот танк, выявила уже с самого начала его эксплуатации в войсках целый ряд недостатков, связанных как с конструктивными просчетами и ошибками, так и ужесточением после окончания войны, требований военной приемки как к ресурсу танков в целом, так и отдельных его узлов. Проведенные доработки не дали необходимых результатов, и в середине 1946 года ИС-3 был снят с производства. Всего было выпущено с апреля 1945 по июль 1946 года -  1170 танков ИС-3 (по другим источникам – 2311 ед.) 

С целью ликвидации выявленных недостатков танка «ИС-3» в 1946 году была создана межведомственная комиссия по анализу дефектов, к которым относились: выход из строя двигателя, коробки передач, ряда элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др.  В 1948 - 1952 годах 1068 танков ИС-3  прошли модернизацию и подверглись переделкам в рамках программы по устранению конструктивных недостатков, что позволило довести их до состояния пригодности к эксплуатации в мирное время. В частности, были усилены кронштейны крепления двигателя, изменено крепление коробки передач, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовых передач и опорных катков. Вместо ручного маслоподкачивающего насоса был установлен - электрический. Радиостанция 10-РК заменена на более совершенную - 10-РТ. Масса танка при этом возросла до 48,8 тонн.  

В дальнейшем, в процессе капитальных ремонтов, «ИС-3» еще несколько раз модернизировали.  Целью этих модернизаций было подтягивание его до уровня боевых машин того периода и максимально возможная унификация его узлов и агрегатов с более современными танками. Во время проведения этих модернизаций в конструкцию танка были внесены следующие изменения: увеличена жесткость корпуса;  зенитный пулемет ДШК заменен модернизированным ДШКМ, а спаренный пулемет ДТ - на ДТМ; установлен прибор ночного видения ТВН-2 для механика-водителя;  вместо двигателя В-11-ИС-3 установлен - В-54К-ИС с максимальной мощностью 520 л.с. Воздухоочистители типа «Мультициклон» заменены новыми - ВТИ-2 с двумя степенями очистки и эжекционным удалением пыли. Система смазки получила новый масляный бак с теплообменником и пеногасителем. На корме было предусмотрено крепление двух 200-литровых топливных бочек; усилены подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колес, установлены новые радиостанция Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120. Все это в значительной степени повысило надежность танка. Модернизированный танк под обозначением «ИС-3М» использовался в Советской  армии вплоть до 1970-х годов, официально он был снят с вооружения в 1997 году.

Тяжелый танк «ИС-3» имел классическую компоновку. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части, боевое отделение - в средней, а отделение управления - в носовой. Экипаж танка состоял из четырех человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира. В отделении по оси машины впереди размещался механик-водитель, органы управления машиной, контрольные приборы и часть боекомплекта. Над сиденьем механика-водителя имелся люк со сдвигающейся в сторону крышкой, в которой устанавливался смотровой прибор кругового обзора МК-4. Перед открыванием люка прибор необходимо было снять. Боевое отделение располагалось в средней части корпуса танка за отделением управления и в башне. В башне монтировалось вооружение, прицельные приспособления, приборы наблюдения, механизмы наведения, радиостанция и часть боекомплекта. За боевым отделением находилось моторное отделение. По центру моторного отделения на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, располагались: справа - топливный, слева - масляный баки; над ними - масляные радиаторы, а в передней части по бортам моторного отделения - воздухоочистители «Мультициклон». В кормовой части танка в трансмиссионном отделении монтировались: главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.  Танк «ИС-3» имел совершенную для своего времени форму корпуса и башни с очень мощной и сильно дифференцированной броневой защитой. Броневой корпус танка собирался с помощью сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 20, 30, 60, 90 и 110 мм, причем лобовые бронелисты корпуса толщиной 110 мм были установлены в форме «щучьего носа» с двойным наклоном  под  углом 56° к вертикали. Каждый из бортов корпуса состоял из двух бронелистов толщиной 90 мм: верхнего, расположенного под углом 60° и образовывавшего бортовую нишу, и вертикального нижнего. Помимо этого, верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами, расположенными под углом 30°, которые вместе с небронированными надгусеничными полками, образовывали дополнительные бортовые ниши, доступ к которым осуществлялся снаружи танка. Борта в своей верхней части имели обратный наклон, для размещения широкого погона башни, причем наклонные бронелисты в стыке бортов и днища позволили сократить общую площадь поверхности корпуса и за счет снижения их массы усилить броневую защиту в наиболее ответственных местах. Кормовой лист корпуса для удобства доступа к агрегатам силовой передачи был выполнен откидным. Литая башня имела приплюснутую сферическую форму. В крыше башни находился большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. В правой крышке монтировался смотровой прибор заряжающего - MK-4, а в левой - располагался командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой со смотровым прибором МК-4 - командира. Еще один прибор MK-4 - для наводчика, монтировался на крыше башни слева. (Впоследствии  во время модернизации в танке «ИС-3М», командирский МК-4 заменили бинокулярным прибором ТПК-1, предназначавшимся для  наблюдения за местностью, определения дальности до цели,  целеуказания и корректировки артиллерийского огня).  

Башня имела планетарный механизм поворота, с ручным и электрическим приводами, причем электропривод оборудовался системой командирского управления, и командир мог (удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора), нажать на кнопку, установленную на приборе,  развернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола башня останавливалась.  Вооружение танка «ИС-3» состояло из смонтированных в лобовой части башни на цапфах 122-мм танковой пушки Д-25Т образца 1943 года с длиной ствола 48 калибров и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ДТ. Они устанавливались в литой бронемаске башни толщиной 250 мм. Пушка имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа, электромагнитный и механический спуски и двухкамерный дульный тормоз. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, располагавшиеся над стволом орудия слева и справа (соответственно). Практическая скорострельность орудия составляла -  2 - 3 выстр/мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания: 18 - с осколочно-фугасными снарядами и 10 - с бронебойными тупоголовыми и остроголовыми снарядами. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла - 781 м/с. Тупоголовый бронебойный снаряд на дальности 1000 м пробивал броню толщиной 120 мм под углом 60°, и 145 мм - под углом 90°, а   на дальности 2000 м – 100 мм и 125 мм (соответственно). Для остроголового бронебойного снаряда эти характеристики составляли -  на дальности 1000 м  - 140 мм под углом 60°, и 170 мм – под углом 90°, а на дальности – 2000 м – 115 мм и 145 мм  (соответственно). Вертикальное наведение орудия на цель осуществлялось в пределах от 2° до +19°.  Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ-17 составляла 5000 м, а предельная дальность для стрельбы с закрытых позиций осуществлялась с помощью бокового уровня  и составляла 15 000 м.  На крыше башни на зенитной турели  монтировался  12,7-мм  крупнокалиберный пулемет ДШК.  В танках «ИС-3» устанавливались приемо-передающая телефонно-телеграфная КВ-радиостанция 10-РК-26 (10-Р - на первых выпусках), обеспечивавшая связь в телефонном режиме на дальности до - 35 - 40 км с места и 20 - 25 км - на ходу, а также танковое переговорное устройство ТПУ-4бис-Ф, рассчитанное на четырех абонентов.

12-цилиндровый  V-образный дизельный двигатель В-11-ИС-3 жидкостного охлаждения с максимальной мощностью 520 л.с. монтировался на кронштейнах, приваренных к бортовым листам корпуса. В топливную систему танка входили четыре внутренних топливных бака общей емкостью 450 л, расположенных по два справа и слева от двигателя. Кроме того, четыре внешние цилиндрические топливные бака, емкостью по 90 л каждый, крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и были подключены - к внутренним бакам. Баки имели механические приспособления для экстренного сброса. Система охлаждения – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией, воздухоочистители типа «Мультициклон». В состав механической трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения с сервоприводом; механическая  4-х ступенчатая коробка передач с демультипликатором;  два планетарных 2-х ступенчатых механизма поворота с блокировочными фрикционами и плавающими ленточными тормозами и два комбинированных бортовых редуктора. Ходовая часть ИС-3 (применительно к одному борту) состояла из: ведущего колеса со съемными венцами, направляющего колеса (которое было взаимозаменяемым с опорными катками), шести сдвоенных литых необрезиненных опорных катков и трех сдвоенных обрезиненных литых поддерживающих катков. Подвеска опорных катков - индивидуальная, торсионная, без амортизаторов. Гусеница стальная мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым металлическим шарниром, состояла из 86 траков шириной 650 мм.