Проволочный забор

Технические характеристики:
Проволочный забор в 5 рядов (высота х длина) – 1,2х60 м

Длина колючей проволоки – 400 м

Время на устройство 100 м проволочного забора – 2 часа
Количество работающих – 10 человек
Материал – однорядная колючая проволока (4 – 5 мотков); колья длиной 0,7 м (67 шт.); колья длиной 1,75 м (34 шт.); скобы (4 кг).

Одним из наиболее эффективных видов невзрывных (фортификационных) противопехотных заграждений во время Великой Отечественной войны стали проволочные препятствия, служившие для замедления движения или остановки атакующего противника под огнем наших войск. К проволочным препятствиям относились: постоянные проволочные сети на кольях; усиленные проволочные заборы; проволочные рогатки и проволочные ежи. Впервые русские войска стали применять  заграждения из колючей проволоки в ходе русско-японской войны 1904–1905 годов. Однорядная колючая проволока делалась из 2,6-мм гладкой стальной оцинкованной проволоки, на которой через каждые 7,5 см закреплены колючки из 2-мм проволоки. Двухрядная колючая проволока отличалась от однорядной только тем, что она была свита из двух нитей однорядной проволоки.

В годы Великой Отечественной войны основным и наиболее надежным видом противопехотных проволочных препятствий была постоянная проволочная сеть на кольях. Она представляла собой несколько рядов забитых в землю деревянных кольев, установленных в шахматном порядке и оплетенных однорядной или двухрядной колючей проволокой. Проволочную сеть устраивают полосой в два, три, четыре, пять и более рядов кольев. Установка проволочной сети вблизи противника начиналась с устройства проволочного забора, состоявшего из одного ряда кольев диаметром 6 – 10-см, забитых в грунт на глубину 50 – 80 см (так чтобы после установки они возвышались на 1 – 1,2 м над землей) на расстоянии 3 м друг от друга и оплетенных пятью нитями колючей проволоки. При недостатке времени и материала забор оплетали тремя нитями. В дальнейшем проволочный забор усиливали постановкой второго забора в три нити с предварительной оплеткой промежутка между заборами. Затем ставили третий забор и т. д. Таким образом, постепенно получалась проволочная сеть в два, три, четыре и более рядов кольев. При заблаговременном создании в тылу проволочная сеть устраивалась сразу в несколько рядов кольев с оплеткой каждого ряда и промежутка между ними в три нити проволоки, за исключением ближайшего к противнику ряда, который оплетался сразу в пять нитей. Если обстановка позволяла, то рекомендовалось использовать жердевые треугольники с основанием в 3 м и высотой 1,5 м для правильности и быстроты разбивки сети. Колючую проволоку для большей надежности прибивали сбоку кольев (только со своей стороны), причем ее не следовало сильно натягивать, так как туго натянутую проволоку легче было разрезать ножницами или разрубить топором или лопатой. При отсутствии скоб проволока крепилась к кольям гвоздями, обрезками проволоки или прямо накидывалась петлей на кол.

Еще одним вариантом противопехотных проволочных препятствий был усиленный проволочный забор (шатровая сеть) состоявший из обыкновенного проволочного забора с оплеткой в пять нитей и наклонных проволочных оттяжек, протянутых в обе стороны. Оттяжки из колючей проволоки крепились к небольшим колышкам, забитым на расстоянии 1,5 м от линии больших кольев и в промежутках между ними. По оттяжкам для усиления препятствия протягивались и крепились еще две – три нити колючей проволоки (в горизонтальном направлении). Подобные усиленные проволочные заборы устраивали только тогда, когда не хватало кольев для устройства проволочной сети в несколько рядов, или, если было необходимо создать менее заметное препятствие. Одно отделение за 2 часа работы могло установить около 100 погонных метров усиленного проволочного забора. На его устройство требовалось 35 штук деревянных кольев диаметром 6 – 10-см и длиной 1,5 – 2 м; 70 штук деревянных колышков диаметром 3 – 6 см и длиной по 40 – 50 см; 135 кг колючей проволоки и около 6 кг скоб.