305-мм ствол орудия артиллерийской башенной установки линейного корабля типа «Севастополь». СССР


Технические характеристики:

Годы выпуска – 1909–1917

Калибр – 305 мм

Масса в боевом положении – 50560  кг

Длина ствола – 15850 мм

Максимальное давление – 2400 кг/кв.см
Предельная дальность стрельбы – 40 000 м
Живучесть ствола – 400 выстрелов

Бронебойный снаряд образца 1911 года:
Масса: 470,9 кг
Длина: 1457,3 мм
Заряд: 132 кг
Максимальная начальная скорость: 762,5 м/с.

Линейные корабли типа «Севастополь» стали первыми дредноутами поступившими на вооружение Российского Военно-морского флота в начале ХХ столетия. Проект линкора типа «Севастополь» был разработан Балтийским судостроительным заводом (г. Санкт-Петербург), под руководством профессора Морской академии И.Г.Бубнова, при участии академика А.Н. Крылова. Четыре однотипных линейных корабля были заложены в июне 1909 года на верфях Санкт-Петербурга. На Балтийском заводе были заложены линкоры «Севастополь» (головной корабль серии) и «Петропавловск», а на Адмиралтейском заводе – «Полтава» и «Гангут». Корабли были спущены на воду в июне - сентябре 1911 года, введены в строй ВМФ Российской империи в ноябре - декабре 1914 года. На момент закладки эти корабли считались лучшими в своем классе. Линкоры типа «Севастополь» обладали корпусом характерной «мониторной» формы, с минимизированной площадью надводного борта и форштевнем ледокольной формы. Наибольшая длина корпуса корабля составляла – 181,2 м, ширина – 27 м., осадка – 8,5 м. Водоизмещение составляло до 24 800 – 25 900 тонн. Энергетическая установка корабля включала в себя 25 водотрубных паровых котлов системы «Ярроу». Топливом для котлов служил уголь, при форсированном режиме работы применялась нефть. Энергетическая установка в форсированном режиме выдавала 42 000 л.с. и обеспечивала кораблю скорость в 23 узла, дальность плавания составляла 4000 миль.

Основным вооружением линкоров типа «Севастополь» являлись 12-ть 305-мм нарезных орудий конструкции Обуховского завода, смонтированные в 4-х трехорудийных артиллерийских башенных установках, получивших в СССР обозначение «МК-3-12» (МК – морская корабельная). Проектирование трехорудийных башенных установок было начато в августе 1907 года. Артиллерийская башенная установка МК-3-12 имела классическую для своего времени конструкцию и состояла из качающейся, вращающейся и неподвижной частей. Качающаяся часть включала сами орудия с индивидуальными механизмами вертикального наведения, а вращающаяся – бронированную башню с механизмом горизонтального наведения, с индивидуальными для каждого орудия механизмами подачи и заряжания, а также с башенными приборами управления стрельбой. Снизу к ней крепилась цилиндрическая конструкция из нескольких расположенных одна под другой площадок. На эти вращающиеся вместе с башней площадки перегружался боезапас с неподвижной части и уже с них подавался подъемниками в боевое отделение непосредственно к орудиям. Неподвижная часть представляла собой бронированный вертикальный цилиндр («жесткий барабан»), по верхнему ободу которого на специальных шарах поворачивалась в горизонтальной плоскости башня. Башенные установки для линкоров «Севастополь» и «Полтава» были изготовлены Санкт-Петербургским морским заводом, для линкора «Петропавловск» – Обуховским сталелитейным заводом, а для линкора «Гангут» – Путиловским заводом. Орудия этих установок имели калибр в 304,8 мм при длине ствола в 52 калибра / 15850 мм, а их масса составляла 50700 кг. Затвор орудия – поршневой, конструкции английской фирмы Vickers-Armstrong. 305-мм орудие имело объем зарядной каморы в 224,6 куб. дм и было рассчитано на давление в канале ствола до 2400 кг/кв. см, что позволяло обеспечить снарядам образца 1911 года начальную скорость в 762 м/с. Практическая скорострельность орудий составляла 1,8 – 2 выстрела в минуту. Башни главного калибра на линкорах типа «Севастополь» имели линейное расположение башен, при этом углы обстрела установок на один борт составляли: от 0° до 155° для носовой башни, 25°-155° – для второй и третьей башни и 25°-180° – для кормовой башни. Таким образом, все двенадцать орудий могли вести обстрел в траверзе ±65°, но носовой и кормовой сектора обстреливались лишь тремя орудиями. Вертикальные углы наведения изначально составляли от 5° до +25°, однако на линкоре «Севастополь» в ходе модернизации 1933–1938 годов максимальный угол возвышения был увеличен до 40°, а толщина крыши усилена до 152 мм.. Наведение орудийной установки осуществлялось при помощи электродвигателей постоянной скорости вращения, работавших через гидромеханические регуляторы скорости («муфты Дженни») – одного, мощностью 30 л.с. для поворота башни и трех, мощностью по 12 л.с. – для вертикальной наводки. Максимальная скорость горизонтальной наводки башни составляла 3,2 град/сек, вертикальной – 4 град/сек, на линкоре «Севастополь» в ходе модернизации скорость вертикальной наводки была увеличена до 6 град/сек. Также в установке предусматривался ручной привод, при помощи которого могла обеспечиваться скорость горизонтальной наводки в 0,5 град/сек, для чего требовались усилия 12 человек, а время наведения в вертикальной плоскости с 5° до +25° при этом не превышало 45 секунд. Боекомплект артиллерии главного калибра составлял 100 выстрелов картузного заряжания на ствол и размещался в четырех подбашенных погребах, разделенных каждый на две части. Погреба носовой и кормовой башен не вмещали весь боекомплект, поэтому часть его размещалась в запасных погребах, откуда они подавались в основные при помощи ручных талей. В погребах автоматически поддерживалась постоянная температура в 15°–25 C при помощи аэрорефрежираторов системы «Вестингауз-Леблан». Для стрельбы из 305-мм артиллерийских орудий использовались бронебойные, полубронебойные, фугасные; фугасные дальнобойные снаряды и шрапнель, а также практические ядра сталистого чугуна, служившие для учебных стрельб. Масса снаряда составляла 470 кг. Выстрелы картузного заряжания состояли из снаряда и двух полузарядов. Снаряды и полузаряды из погребов сперва, при помощи нижних зарядников, поступали в перегрузочное отделение, откуда с помощью верхних подъемников они подавались непосредственно к орудиям. Заряжание могло производиться при углах возвышения от 5° до +15°. Подъемники и зарядное устройство имели электроприводы, хотя также имелась независимая система заряжания с ручным приводом, требовавшая усилий 4-х человек для подъема каждого снаряда. На линкоре «Севастополь» при модернизации была смонтирована новая система заряжания с фиксированным углом заряжания в +6°, повысившая техническую скорострельность до 2,2 выстрелов в минуту, за счет отказа от резервной ручной системы.

В январе 1915 года линкоры типа «Севастополь» составили 1-ю бригаду линейных кораблей Балтийского флота, базируясь на военно-морской базе в Гельсинфорсе. Они обеспечили превосходство главных сил русского флота на балтийском театре военных действий в ходе Первой мировой войны. После Октябрьской революции 1917 года экипажи 1-й бригады линейных кораблей перешли на сторону большевиков. В марте 1918 года все четыре линкора, в составе первого отряда кораблей, в сложнейших условиях ледовой обстановки, благодаря самоотверженным усилиям недоукомплектованных экипажей, были переведены из Гельсингфорса в Кронштадт.

В составе ВМФ СССР в 1920-х годах линкоры получили новые «революционные» названия: «Парижская коммуна» (линкор «Севастополь»), «Октябрьская революция» (линкор «Гангут»), «Марат» (линкор «Петропавловск»), «Михаил Фрунзе» (линкор «Полтава»). Однако, линкор «Полтава» из-за повреждений, полученных во время пожара в 1923 году, так и не был введен в строй, и в 1939 году его исключили из состава ВМФ. В 1929 году линкор «Парижская коммуна» был передислоцирован из Балтики на Черное море и включен в состав Черноморского флота. Оставшихся в строю три линкора в 1929–1938 годах подверглись плановой поэтапной модернизации, которая сильно изменила их силуэт. Корабли получили новую баковую надстройку, жестко скрепленную с корпусом и закрытую сверху прочным настилом. Был изменен комплекс «боевая труба – фок-мачта – носовая труба». Претерпела изменения и стала более совершенной носовая оконечность, что позволило уменьшить заливаемость палубы на полном ходу. Были заменены энергетические установки, переведенные с угля на нефть; улучшены бытовые условия для команды. Установлены новейшие средства связи; новые оптические дальномеры в башнях; изменена система управления огнем. Также существенно усовершенствовали систему ПВО кораблей. К началу Великой Отечественной войны три линкора находились в строю: два на балтийском театре военных действий, один – на черноморском.

Во время советско-финляндской войны, в декабре 1939 года, линкоры «Октябрьская революция» и «Марат»», оставшиеся в составе Балтийского флота вели огонь по финским береговым батареям, расположенным на островах близ Выборга. В годы Великой Отечественной войны линкоры «Марат» и «Октябрьская революция» очень эффективно использовались в системе береговой обороны города Ленинград. Линкор «Марат», вследствие тяжелых повреждений, полученных 23 сентября 1941 года в результате авианалета авиации противника на военно-морскую базу в Кронштадте, был полузатоплен. К утру 24 сентября «Марат» принял на борт 10 000 тонн воды, большая часть его помещений ниже средней палубы была затоплена, корабль сел на грунт, над водой оставалось около 3 метров борта. К концу октября балтийцам удалось вернуть кораблю частичную плавучесть, и под огнем противника они добились всплытия кормовой части, что позволило использовать его в качестве плавучей батареи. Вновь стали вести стрельбу третья и четвертая орудийные башни главного калибра. За ноябрь и декабрь 1941 года корабль провел 97 стрельб, выпустив 407 305-мм снарядов. Все уцелевшие 120-мм орудия с линкора были сняты и отправлены на сухопутный фронт вместе с расчетами. Для повышения защиты корабля от навесного огня немецкой артиллерии на его палубу были уложены гранитные плиты толщиной в 40-60 см, снятых с ближайшей стенки гавани. Немцы пытались подавить поврежденный линкор, который выполнял теперь роль форта, с помощью своей артиллерии. Первоначально они использовали для его обстрела 150- и 210-мм полевые орудия, а в конце декабря 1941 года подключили 280-мм орудия железнодорожного базирования. 28 декабря один из таких снарядов пробив весь корпус по вертикали, прошел сквозь снарядный и зарядный погреба третьей башни и застрял в трюме, не разорвавшись. 3 ноября 1942 года на корабле вновь вошла в строй вторая башня, защита которой с носовых углов была обеспечена установкой дополнительной поперечной переборки на 57 шпангоуте и заливкой бетоном. Артиллерия линкора успешно использовалась, пока объекты поражения противника находились в пределах ее досягаемости. Последний раз корабль вел огонь по врагу 17 января 1944 года. Всего за время Великой Отечественной войны он провел 264 боевые стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд (1329 фугасных и 42 шрапнельных). Его огнем было уничтожено 7 и подавлено 86 полевых батарей противника, а также, соответственно, один и два железнодорожных транспортера, поражено не менее 25 единиц бронетехники. К моменту снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года вооружение линкора, которому 31 мая 1943 года вернули имя «Петропавловск», включало: 3x3 305-мм; три 76,2-мм зенитных орудия 34-К (на крыше   4-й башни); четыре 45-мм полуавтоматических орудия 21-К; пять 37-мм автоматических зенитных пушек 70-К и восемь 12,7-мм крупнокалиберных пулеметов ДШК. Из списков флота линкор «Петропавловск» был исключен в 1953 году.

Линкор «Октябрьская революция» в сентябре 1941 года также был серьезно поврежден немецким артиллерийским огнем и авиацией. Немецкие бомбы причинили большие разрушения, но не повредили жизненно важных узлов корабля. Однако линкор продолжал вести контрбатарейную борьбу с артиллерией противника. В 1944 году линкор оказывал огневую поддержку сухопутным войскам в ходе Красносельско-Ропшинской и Выборгской наступательных операций. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные личным составом мужество и отвагу 22 июля 1944 года линкор был награжден орденом Красного Знамени. Всего за годы войны линкор «Октябрьская революция» провел 126 стрельб главным калибром, выпустив 1442 снаряда. Зенитчики линкора отразили 24 налета авиации противника, в которых участвовало 597 самолетов, сбив 13 и подбив 3 из них.

Линкор «Парижская коммуна», являясь флагманом Черноморского флота, участвовал в обороне города Севастополь и в 1942 году дважды обеспечивал огневую поддержку в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции. В 1943 году кораблю было возвращено первоначальное название «Севастополь». В период боевых действий на Черном море линкор совершил 15 боевых походов, прошел в боевых условиях 7700 миль; его орудия главного калибра произвели 10 стрельб (более 3 000 выстрелов) по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове; его зенитная артиллерия участвовала в отражении 21 атаки авиации противника, сбив при этом 3 самолета; в результате эффективных мер, корабль не получил ни одного серьезного повреждения. В 1945 году линкор «Севастополь» был награжден орденом Красного Знамени за успешное выполнение боевых задач в годы Великой Отечественной войны.

Линкоры «Октябрьская революция» и «Севастополь» были исключены из состава флота ВМФ СССР только в 1956 году. Артиллерийские установки главного калибра линкоров типа «Севастополь» после демонтажа с кораблей использовались в системах береговой обороны флотов ВМФ СССР. Кроме того, 305-мм артиллерийские стволы устанавливались на морских железнодорожных артиллерийских установках ТМ-2-12, также принявших самое активное участие в годы Великой Отечественной войны в обороне Прибалтики и Ленинграда.