Морская корабельная якорная мина гальваноударная образца 1908/1939 годов. СССР


Технические характеристики:

Тип мины – контактная

Масса мины с якорем – 602 кг

Масса заряда ВВ – 115 кг

Тип ВВ – тротил

Глубина постановки – 15-110 м

Время приведения в боевое положение – 10-15 минут.

После окончания гражданской войны на вооружении советского Военно-Морского Флота состояли корабельные якорные мины образцов 1908, 1912 и 1916 годов. Отсутствие в системе вооружения флота современных образцов минного оружия различного предназначения, поставило перед руководством ВМФ задачу перевооружения его новыми типами. Требовалось создать, изготовить и освоить на флотах большие корабельные, подлодочные и авиационные мины, в том числе – якорные, плавающие и донные, ударные, антенные и неконтактные мины. Работы по совершенствованию отечественного торпедного, противолодочного и минно-трального оружия возобновились в начале 1920-х годов. В 1932 году минная секция НТК ВМС была преобразована в Научно-исследовательский минно-торпедный институт Военно-Морского Флота (НИМТИ ВМФ), сыгравший основную роль в работах по перевооружению флота современным минно-торпедным оружием. Перед войной на вооружении ВМФ продолжала находиться морская шаровая гальваноударная якорная мина образца 1908 года конструкции П.П. Киткина. В 1939 году она прошла модернизацию и получила наименование «Морская мина образца 1908/39 годов». Морская мина образца 1908/39 годов – контактная, с гальваноударным взрывателем, срабатывающим при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку. Она, после постановки путем сбрасывания в воду, освободившись от якоря, всплывала на установленную длину минрепа – троса для удержания ее на определенном расстоянии от поверхности воды и становилась на боевой взвод. Мина образца 1908/39 годов успешно применялась в годы Великой Отечественной войны для поражения подводных лодок, кораблей и судов противника. Она снабжалась противопараванным прибором «Чайка» и использовалась, в основном в оборонительных заграждениях, против кораблей небольшого водоизмещения, а также против тральщиков у внешней кромки позиционных заграждений.

Об эффективности минных заграждений в годы Великой Отечественной войны можно судить на примере боевых действий Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), который к началу Великой Отечественной войны располагал 13315 морскими якорными минами и 3309 минными защитниками. Во время войны минное оружие широко использовалось при решении основных задач, поставленных флоту. Так, постановками оборонительных минных заграждений, большинство из которых было произведено в начале войны (в 1941 году – около 60 %), в целях обеспечения оперативного развертывания флота решались оперативные и тактические задачи: оборона подходов к военно-морским базам и портам с целью воспрепятствования артиллерийским обстрелам баз и побережья кораблями противника; создание рубежей для придания устойчивости обороне в своей операционной зоне; обеспечение флангов и тыла армии от высадки десантов и ударов противника с моря; создание препятствий для проникновения подводных лодок противника к нашим базам и в прибрежные районы; защита своих морских сообщений. Для постановки активных минных заграждений применялись надводные корабли всех классов, а в отдельных случаях – вспомогательные суда и плавсредства. На Балтике в устье Финского залива мины образца 1908/39 годов применялись в качестве противолодочных, для чего они ставились по измеренной глубине (не автоматически) с углублением 24 и 40 метров. Уже 8 июля 1941 года на этих минах погибли немецкие минные заградители «Прейсен», «Ганзештадт» и «Танненберг». Всего в годы войны на выполнение минно-заградительных действий советские боевые корабли выходили более 1300 раз. Постановка активных заграждений с малых кораблей (катеров) в значительной степени сковала движение противника на его коммуникациях и повысила напряжение его сил на Балтийском и Черном морях. Противник понес от морских мин существенные потери и был вынужден затратить значительные силы и средства для обеспечения противоминной обороны. Так, только на Балтийском море за годы войны противник потерял 382 транспортных судна общим тоннажем почти 1 000 000 тонн. Из них – 66 (16,2%) уничтожено посредством мин. На долю авиации приходится 59%, подводных лодок – 22,8%, надводных кораблей – 1,4%, береговой артиллерии – 0,6%. Общее количество мин, поставленных отечественными флотами, составило около 40 000 мин, из которых в активных заграждениях поставлено 23 % мин, в том числе подводными лодками — 1723 мины, авиацией — 2427 мин, надводными кораблями (в основном торпедными катерами) – 35920 морских мин.