Стилизованная палуба эскадренного миноносца


Воспроизведение надводной части эсминца в экспозиции вооружения и военной техники Центрального музея Великой Отечественной войны было обусловлено необходимостью размещения отдельных конструктивных элементов (носовой и кормовой частей, рубки, мачты, дымовой трубы) и вооружения (артиллерийских установок, пятитрубного торпедного аппарата, бомбомета, прожектора и дальномера). При этом рубка-надстройка была взята от базового тральщика типа «Фугас», а дымовая труба – от сторожевого корабля типа «Ястреб». Расположение 130-мм артиллерийских установок в два яруса заимствовано от эсминца. В целом сооружение длиной 65 м дает визуальное представление о советском боевом корабле такого класса, как эсминец. Идея воспроизведения надводной части эсминца, осуществленная на практике в 1995 году, принадлежит заместителю главнокомандующего Военно-Морским Флотом по вооружению вице-адмиралу М.К. Барскову и осуществлена совместно с Управлением ракетно-артиллерийского вооружения Главного штаба ВМФ, возглавляемого контр-адмиралом Г.К. Еремеевым.

На стилизованной палубе эсминца установлены две носовые 130-мм артиллерийские установки главного калибра Б-13; кормовая 100-мм артиллерийская установка Б-34; две 37-мм спаренные зенитные автоматические установки В-11; две 25-мм спаренные зенитные автоматические установки 2М-3МВ-11; пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53; бомбомет БМБ-2; боевой прожектор МПЭ-э9,0-3 и корабельный стереодальномер ДМ-3.

В годы Великой Отечественной войны эсминцы являлись наиболее многочисленной группой надводных кораблей. Эскадренный миноносец (эсминец) относится к классу многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, авиацией и надводными кораблями противника, а также для охранения и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем. Эскадренные миноносцы могут также использоваться для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке морского десанта, для постановки минно-взрывных заграждений и решения других задач. После Первой мировой войны эсминцы стали многоцелевыми боевыми кораблями, способными выполнять широкий круг задач. Основными из них являлись противовоздушная и противолодочная оборона своих военно-морских сил, поскольку в 1930-х годах, наряду с подводными лодками, важную роль в море стала играть и военно-морская авиация. Для борьбы с новыми видами вооружений противника эсминцы стали оборудовать зенитными орудиями, радарами, бомбометами, в дополнение к уже установленному легкому артиллерийскому вооружению, глубинным бомбам и торпедам. Теперь эсминцы представляли собой боевые корабли водоизмещением 1500 – 4500 тонн, обладающие скоростью до 40 узлов, вооруженный 2 – 4 орудиями главного калибра до 130 мм, артиллерийскими зенитными установками и двумя трехтрубными торпедными аппаратами. Из средств обнаружения подводных лодок на них устанавливались поисковые приборы – эхолоты (сонары). Для борьбы с подводными лодками использовались бомбометы. К началу Великой Отечественной войны эсминцы превратились из относительно дешевых кораблей для защиты основных сил в крупные многоцелевые корабли, которые сами стали ценными целями для противника.

В 1941 году в состав ВМФ СССР входили как устаревшие эсминцы типа «Новик», вступившие в строй еще в годы Первой мировой войны и затем модернизированные, так и новые – построенные в 1930-х годах, не уступавшие по своим тактико-техническим характеристикам иностранным кораблям этого класса. В Советском Союзе в 1938 году был спущен на воду первый современный эсминец «Гневный» (головной корабль серии эскадренных миноносцев проекта 7), спроектированный В.А. Никитиным, имевший стандартное водоизмещение – 1855 тонн и скорость – 38 узлов. В 1937 году этот проект был пересмотрен, и корабли, находящиеся на раннем этапе постройки, достраивались уже по новому проекту 7-У, предусматривавшему эшелонированное расположение энергетической установки с целью улучшения живучести. В 1938 году был спущен на воду лидер эскадренных миноносцев «Ленинград» (полное водоизмещение – 2693 тонн, скорость – 43 узла, запас хода – 2100 миль), головной корабль проекта 1 (проекта 38), всего было построено 6 кораблей. В 1940 году для Черноморского флота был построен в Италии лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» (водоизмещение – 4175 тонн, скорость хода – 44 узла, дальность плавания – 5030 миль).

Эсминцы были наиболее массовыми универсальными надводными кораблями Второй мировой войны и успешно действовали практически во всех значительных морских сражениях на всех морских театрах военных действий. Они блокировали побережье противника, высаживали десанты, обстреливали укрепления и скопления войск противника, конвоировали транспорты, охотились за подводными лодками. Ярким примером боевой эффективности советских эсминцев в годы Великой Отечественной войны стала героическая оборона Одессы в июле – октябре 1941 года. Военный совет Черноморского флота принял решение поддержать наступление наших войск в восточном секторе высадкой десанта в тыл противника в районе Григорьевки с крейсеров «Красный Кавказ» и «Красный Крым». Эсминцы «Бойкий», «Беспощадный» и «Безупречный» оказывали эффективную помощь десантникам метким артиллерийским огнем, который корректировался с берега. Морской десант был высажен ночью 22 сентября. Утром войска Одесского оборонительного района перешли в наступление. В результате согласованных ударов морского десанта, сухопутных войск, авиации и кораблей Черноморского флота к исходу дня фланговая немецко-румынская группировка, состоявшая из двух пехотных дивизий, была разгромлена. Противник потерял убитыми, ранеными и пленными около 6000 солдат и офицеров.