Торпеда парогазовая несамонаводящаяся 53-39 образца 1939 года. СССР


Технические характеристики:

Калибр – 533 мм

Длина – 7,48 м

Масса торпеды – 1780 кг

Масса ВВ – 317 кг
Дальность хода – 5,4 мили (10 км)

Скорость хода – 51 узел (94,4 км/ч)

Глубина хода – 1 – 14 м
Мощность двигателя – 485 л/с.

Широкомасштабные работы по совершенствованию отечественного торпедного оружия начали проводиться в Советском Союзе в середины 1920-х годов. Торпеды представляли собой самодвижущиеся и самоуправляемые подводные снаряды сигарообразной формы, с расположенными в головной части зарядами взрывчатого вещества. Они предназначались для поражения надводных кораблей (судов) и подводных лодок противника, разрушения причалов, доков и других объектов, расположенных у уреза воды. Первая советская торпеда 53-27 поступила на вооружение Военно-Морского Флота в 1927 году. Она относилась к типу парогазовых, с энергосиловой установкой, работавшей на смеси продуктов сгорания химического топлива и паров воды, развивала скорость 45 узлов (83,3 км/ч) и несла боевой заряд в 265 кг. Ее появление означало начало перехода ВМФ с торпед калибра 450 мм на калибр 533,4 мм, что полностью соответствовало основному направлению развития торпедного оружия во флотах других стран мира. Это объяснялось тем, что за рубежом основу могущества военно-морских флотов составляли крупные надводные корабли, и развитие торпедного оружия шло с учетом задачи уничтожения именно таких сил противника. Общее техническое руководство созданием торпед в 1930-х годах осуществлял Минно-торпедный институт ВМФ (НИМТИ). За основу при создании новой советской торпеды была взята итальянская торпеда 53-F, выпускавшаяся заводом Уайтхеда в Фиуме. В отличие от четырехрежимного прототипа советская торпеда имела три режима хода, а сжатые сроки ее разработки обусловили наличие ряда недостатков, которые, в основном, в течение 1939–1941 годов были устранены. К началу Великой Отечественной  войны торпеда 53-38 была полностью освоена флотом и находилась на вооружении всех надводных кораблей и подводных лодок, имеющих торпедные аппараты калибра 533 мм. Эти торпеды вместе с торпедами 45-36 явились основными массовыми образцами, которые широко применялись советским Военно-Морским Флотом в ходе Великой Отечественной войны.

Однако уже в 1939 году конструкторы НИМТИ на базе штатной торпеды 53-38 приступили к разработке новой торпеды с повышенной скоростью хода. В результате ряда технических усовершенствований и проведенных испытаний ее конструкция была существенно доработана. Советским конструкторам торпедного оружия удалось поднять мощность двигателя торпеды более чем в 1,5 раза, увеличив скорость до 51 узла (94,4 км/ч) на дальности стрельбы 4–8 км, создав, таким образом, самую быстроходную торпеду в мире. Новая скоростная 533-мм торпеда была принята в июле 1941 года на вооружение ВМФ СССР под индексом «53-39». Она также была парогазовой, несамонаводящейся, массой – 1800 кг, и оснащалась боевой частью с массой взрывчатого вещества (ВВ) около 300 кг и контактным взрывателем. Торпеда 53-39 отличалась от торпеды 53-38 повышенной мощностью главной машины, увеличенными запасами воздуха, керосина и масла и при той же дальности хода имела скорость на 6 узлов больше, чем у прототипа. На торпедах 53-38 и 53-39 устанавливался электромагнитный взрыватель НВС пассивного типа, который срабатывал на расстоянии до 2–3 м под днищем неразмагниченного корабля водоизмещением не менее 3000 тонн. Производство торпед 53-39 было организовано заводом № 175 «Красный прогресс» (г. Токмак Запорожской области УССР). Однако в начале Великой Отечественной войны завод № 175, как имеющий стратегически важное значение, был эвакуирован на Восток. Эшелоны с людьми и оборудованием прибыли в Махачкалу и были размещены в пос. Двигательстрой (ныне     г. Каспийск), где Токмакский завод полностью влился в завод № 182 «Дагдизель», также до войны производивший торпеды. Однако через год и Махачкала оказалась в прифронтовой полосе и теперь уже завод № 182 был вынужден эвакуироваться, на этот раз в Казахстан, в г. Алма-Ату, где был основан новый Алма-атинский машиностроительный завод им. С.М. Кирова. Строительство этого завода пришлось начинать с нуля, поэтому станки и оборудование монтировали одновременно с возведением стен. К изготовлению торпед приступили задолго до установки перекрытий и крыш. К 1943 году производство было запущено, и завод приступил к выпуску торпед 53-38У и 53-39. Всего за годы Великой Отечественной войны было изготовлено более 4000 торпед 53-39, применявшихся для поражения боевых кораблей и транспортов противника, разрушения портовых и гидротехнических сооружений. Примером эффективности действия торпед 53-39 является атака германского транспортного судна подводной лодкой С-13 под командованием капитана 3-го ранга А.И. Маринеско. 30 января 1945 года в 23.30 на выходе из Данцигской бухты советская подводная лодка достигла рубежа атаки. Произведя залп тремя торпедами, лодка С-13 поразила цель – новейший германский лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 24484 тонны, построенный в 1938 году. В Балтийском море погибли 5000 немецких подводников, из которых можно было сформировать около 100 экипажей подводных лодок, и столько же офицеров вермахта и нацистских чиновников. Это была катастрофа национального масштаба. В Германии был объявлен день траура, как после гибели 6-й армии под Сталинградом. Гитлер приказал расстрелять начальника конвоя, а командира советской подводной лодки А.И. Маринеско объявил «врагом рейха номер один». 10 февраля 1945 года подводная лодка С-13 потопила еще одно немецкое транспортное судно «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14660 тонн, вместе с которым погибли свыше 3000 тысяч солдат и офицеров вермахта, эвакуировавшихся из Прибалтики. По количеству потопленного тоннажа экипаж А.И. Маринеско вышел на первое место, подводная лодка С-13 стала Краснознаменной, а ее командиру присвоено звание Героя Советского Союза. Всего в годы войны корабли и самолеты советского ВМФ потопили с использованием 3749 торпед более 1000 надводных кораблей, судов и подводных лодок противника.

После окончания Великой Отечественной войны торпеда 53-39 была существенно усовершенствована. Ее модификацию – торпеду 53-39ПМ приняли на вооружение ВМФ в 1949 году. Она, в отличие от базового образца, получила прибор маневрирования, спроектированный Е.Г. Янкелевичем, который обеспечивал движение торпеды по сложным программным траекториям – длинному или короткому зигзагу. При такой траектории торпеда могла неоднократно пересекать курс цели, в связи, с чем повышалась вероятность ее встречи с целью. Торпеды 53-39 несли свою службу в ВМФ СССР вплоть до конца 1950-х годов, до появления принципиально новых образцов военно-морского оружия.