Авиационный двигатель «Райт Циклон» R 2600. США


Технические характеристики:

Рабочий объем – 29,8 л

Степень сжатия – 6,4

Масса – 595 кг                   

Диаметр – 1400 мм

Диаметр цилиндра – 174,6 мм

Взлетная мощность – 1400 л.с.

В 1909 году всемирно известные пионеры авиации, американцы братья Вилбур и Орвилл Райт, основали компанию по производству авиадвигателей.

Первоначально ими выпускались небольшие моторы мощностью 30 и 50 л.с. В начале 1916 г. фирма «Райт», слившаяся к этому времени с фирмой «Мартин» в общую компанию «Мартин - Райт», приобрела французскую лицензию на производство двигателей «Испано-Сюиза» мощностью 150 л.с.

На протяжении нескольких последующих лет американцы занимались развитием и совершенствованием этого типа двигателей. Последние модификации серии Н, выпускаемые с 1917 года, достигали мощности 400 л.с. Количество двигателей «Райт», изготовленных в заключительные годы Первой мировой войны, было достаточно велико, они продолжали активно использоваться вплоть до 1924 года.

Начиная с 1919 г. новые «Райты» имеют мало общего с французским прототипом. Получившие обозначение «Райт-Т» («Райт-Торнадо»), моторы быстро проходят стадию опытных работ. С 1923 года «Райт» Т-2 мощностью 530 л.с. находятся в эксплуатации.

Заметим, что все вышеперечисленные авиационные моторы являлись рядными, с водяным охлаждением. Фирма продолжала их совершенствовать и в последующие годы добилась значительных успехов в этой области. Мощность испытанного в 1923 г. «Райт» Т-3 возросла до 600 л.с. Дальнейшая модернизация Т-3 позволяет отнести его к наиболее совершенным образцам двигателестроения начала 1920-х годов.

Тем не менее, наибольшую известность фирме «Райт» принесли звездообразные (радиальные) двигатели воздушного охлаждения, распространение и успех которых в авиации тех лет только намечался. Для их разработки фирма привлекла известного конструктора Лоуренса, который с 1914 года работал в этой области.

Первый двигатель воздушного охлаждения «Райт» J-1, мощностью 230 л.с., был изготовлен и испытан в 1921 году. Успех 50-часового испытания послужил отправным пунктом для дальнейшего развития целой серии двигателей, получивших наименование «Уайрлвинд».

Одновременно велась работа над созданием двигателей воздушного охлаждения высокой мощности. В 1925 г. результатом этой деятельности стало появление «Райт R-1 Циклон» мощностью 435 л.с, вскоре после него - аналогичного R-2 мощностью 345 л.с. Особенностью последнего стали уменьшенные габариты с целью установки на палубных самолетах.

В 1927-м фирма выпускала пять различных образцов авиамоторов. В мае того же года американский пилот Чарльз Линдберг осуществил перелет через Атлантический океан на самолете «Дух Сан-Луи», оснащенном двигателем «Райт-Уайрлвинд» J-5 мощностью 225 л.с. Огромная популярность перелета создала небывалую известность и мотору. Спрос на продукцию фирмы возрос необычайно. Результатом стало прекращение выпуска всех других типов двигателей, кроме J-5 и «Райт-Циклон» R-1750.

Пропускную способность заводов увеличили вдвое. В целях дальнейшего укрупнения производства в период 1928-1929 гг. произошло слияние с фирмой «Кертисс» в один мощный концерн - «Кертисс Райт Корпорейшен». В 1932-1933 гг. советские представители из ВВС РККА провели переговоры с фирмой «Кертисс - Райт», результатом которых стало приобретение целого моторостроительного завода со всем оборудованием и лицензии на производство двигателей «Циклон» R-1820 F-3 мощностью 625 л.с. Местом размещения нового завода, получившего порядковый № 19, избрали город Пермь на Урале.

Главным конструктором в период освоения и при производстве «Райт-Циклон» назначили А.Д. Швецова. Он участвовал в приобретении двигателей в Америке, впоследствии занимался их развитием и совершенствованием. Поначалу двигатели собирались из американских деталей, а в 1935 году предприятие полностью освоило производство «Циклонов». До конца этого года выпустили 660 моторов, которые в соответствии с советской системой обозначений стали называться М-25.

 В 1935 году  фирма  начала  работу над более  мощной версией своего успешного двигателя «Циклон» R-1820. В результате  в  1941  году появился  R-2600 Твин  Циклон, с 14 цилиндрами, расположенными в два ряда мощностью 1600  л.с.  R-2600-3  был  первоначально предназначен для транспортного самолёта C-46 Commando и был  установлен на прототипе истребителя «Демон» CW-20A. Двигатель  явился одним из массовых американских двигателей воздушного охлаждения  периода Второй мировой войны  и стоял на бомбардировщиках  А-20 Havoc , B-25 Mitchell , TBF Avenger и SB2C Helldiver , и летающей лодке PBM  Mariner. Более 50000 двигателей  R-2600 были выпущены на заводах в США до начала 50-х годов.

Авиадвигатель «Райт Циклон» был обнаружен на острове Шумшу (Курильские острова) и передан в дар музею руководителем ООО «Авиаци­онно - реставрационная группа» О.Ю. Лейко в 2001 году.