Хвостовое оперение самолета-истребителя Мессершмитт Bf 110. Германия


Технические характеристики:

Экипаж –  3 человека

Двигатель –  «Даймлер-Бенц» DВ 601N-1

Мощность – 2х1200 л.с.

Размах кры­ла - 16,27 м

Площадь крыльев – 38,4 кв. м

Масса пустого самолета – 5200 кг

Масса максимальная взлетная – 6750 кг

Максимальная скорость на высоте / у земли - 560 /470 км/ч

Практический потолок – 10 000 м

Максимальная дальность – 775 км

Вооружение:  2х20-мм пушки МG FF; 4х7,92-мм пулемета МG 17 и 1х7,92-мм пулемет МG 15.

Большое внимание в предвоенный период германское военное коман­дование уделяло развитию тяже­лых многоцелевых истребителей. Уже в середине 1930-х годов ведущие авиационные фирмы Третьего Рейха приняли участие в конкурсе на создание нового боево­го самолета - «стратегического истребителя». По замыслу командования Люфтваффе этот само­лет должен был использоваться для завоевания господства в воздухе над территорией противника, а также для сопровождения дальних бомбардировщиков. Кроме того, предусматривалось и вы­полнение им задач дальнего истребителя-перехватчика,      раз­ведчика и истребителя-бомбардировщика. Из представленных проектов лучшим был признан проект самолета Мессершмитт Вf 110, разработанный В. Мессершмиттом.

Первый полет опытный самолет Вf 110А-0 совершил 12 мая 1936 года, а уже в 1937 году истребитель Вf  110 модели С был принят на вооружение Люфт­ваффе и запущен в серийное производство ведущей германской самолетостроительной фирмой Bayerische Flugzeugwerke AG. Это был цельнометаллический двухмоторный моноплан с низкорасположенным крылом; с  разнесенным двухкилевым хвостовым оперением, с закрытой кабиной и убираю­щимся шасси. Фюзеляж самолета представлял собой металлический монокок овального сечения. Всю переднюю и среднюю части фюзеляжа занимала просторная кабина экипажа, в которой размещались пилот и стрелок, а также на ряде моделей этого самолета, еще и третий член экипажа - штурман. Кабина закрывалась раздвижным фонарем из плексигласа. На момент созда­ния Вf  110 имел лучшую среди немецких боевых самолетов броневую защиту экипажа. Установленная на нем броня защищала летчика и стрелка от обстрела спереди, сзади и сни­зу. Бронирование кабины состояло из отдельных сталь­ных плит толщиной от 5 до 10 мм. Кроме того, лобовое стекло фонаря представляло собой блок прозрачной брони толщиной 58 - 60 мм. Общая масса установленной на самоле­те брони составляла 177 кг. Крыло трапециевидной формы было снабжено элеронами ще­левого типа, уравновешенными с помощью противовесов. В свободном пространстве центроплана крыла располагались че­тыре протектированных топливных бака общей ем­костью 1820 литров.

Самолет Вf 110 первоначально оснащался  двигателя­ми Jumo 210G, а с 1939 года  - 12-цилиндровыми  двигателями жидкостного охлаждения «Даймлер-Бенц» DВ-601 в разных модификациях (мощностью от 1050 до 1350 л.с.). Двигате­ли приводили во вращение трехлопастные винты VDM с элек­трическим управлением. Под крылом устанавливались радиа­торы тоннельного типа. По внешним сторонам мотогон­дол  могли подвешиваться по одному дополнительному топ­ливному баку. Основные стойки шасси самолета в полете убирались в мотогондолы с помощью гидравлического привода, однако хвостовое колесо было неубирающимся. Оборудование самолета в значительной степени опреде­лялось его назначением. На всех самолетах Вf 110  монтировалась радиостанция FuG-10 с коротковолновым и длинноволновым приемопере­дающим блоками, блоками радионавигации и слепой посад­ки. Вооружение самолета также определялось его назначени­ем. Так, Мессершмитт Вf  110 (в варианте тяжелого дневного истребителя) вооружался четырь­мя 7,92-мм пулеметами МG 17, двумя 20-мм пушками МG FF или МG 151/20 и одним подвижным 7,92-мм пулеметом МG 15 или МG 81Z. Пулеметы МG 17 монтировались в носовой части фю­зеляжа, а обе пушки размещались в нижней части фюзеляжа, причем дос­туп к ним обеспечивался и на земле и в полете, что позволяло стрелку или штурману в случае необходимости устранить задержки или заменить магазины. Управление всеми неподвижными пушками и пулеметами осуществлялось с помощью пневмосистемы. В кабине была установлена электросвето­вая сигнализация, информирующая о полном израсходова­нии боекомплекта. В кабине стрелка монтировался на шкворневой установке 7,92-мм турельный пу­лемет МG 15 (или вскоре сменивший его спаренный МG 81Z), который предназначался для защиты от атак истребителей с зад­ней полусферы.

Первые серийные самолеты Мессершмитт Вf 110В-1 поступили на вооружение учебной авиационной эс­кадры LG 1 в 1938 году, а уже в начале 1939 года из них были сформированы первые боевые эс­кадры I/ZG 1 и I/ZG 76. В том же году Люфтваффе принимает на вооружение новую модель тяжелого истребителя  Вf 110С с более совершенными двигателями DВ-601 А. Поставки серий­ных машин Вf 110С-1 на вооружение первых сформированных групп тяжелых истребителей I/ZG 1 и I/ZG 76 начали осуществляться уже  в начале лета  того же года. Эти германские авиационные части приняли активное участие во вторжении 1 сентября 1939 года в Польшу, где они вначале использовались для сопровождения бомбардиров­щиков. Но с ослаблением противодействия польских истре­бителей Мессершмитты Вf 110С  переключились на нанесение ударов по наземным целям. Однако уже вскоре, воздушные бои в начальный период Второй мировой войны в небе Франции и Великобри­тании показали, что тяжелые двухмоторные истребители Вf 110  несут ощутимые потери от более легких маневренных истре­бителей противника. Несмотря на свои хорошие скоростные характеристики и           мощ­ное вооружение, Вf 110 оказался непригодным для выпол­нения боевых задач в качестве истребителя. По скороподъемности и маневренности он уступал всем основным одномотор­ным  истреби­телям противника, что было, в первую очередь, обусловлено  недо­статочной для столь тяжелой машины мощностью двигате­лей. Высоту 5000 м самолет набирал примерно за 8,4 минуты, а полный вираж на высоте 1000 м выполнял за 30 секунд. В то время как британский истребитель «Спитфайр» Мк. VВ поднимался на высоту 6100 м за 6 минут 24 секунды, а на вираж тратил 18,8 секунды. В хо­де «Битвы за Англию» немецкое командование было вынуждено защищать эти истребители с по­мощью другого германского самолета Вf 109Е.

Большие потери, понесенные эскадрами, вооруженными истребителями Мессершмитт Вf 110, заставили командование Люфтваф­фе перенацелить их на ведение разведки, нанесение бомбо­вых ударов и дальний перехват бомбардировщиков против­ника. Поэтому к началу лета 1941 года германские ВВС начали получать истребитель-бомбар­дировщик Вf 110 серии Е с усиленной конструкцией, более мощ­ной броней и двигателями «Даймлер-Бенц» DB 605N. Кроме того, этот самолет получил четыре подкрыльевых держателя, что позволило увеличить его бомбовую нагрузку до 1200 кг.  Истребителями-бомбардировщиками Мессершмитт Вf 110 были вооружены две эскадры  ZG 26 и SKG 210, развернутые перед вторже­нием в СССР в июне 1941 года на советско-германской границе. Вскоре, к ним присоединились истребители-бомбардировщики Вf 110Е-1 из эскадры 1./ ZG 1, которые так же совершали атаки на советские аэродромы, бронетехнику и транспортные средства. В качестве истребителя-бомбардировщика, разведчика и штурмовика Мессер­шмитт  Вf 110 использовался в 1941 году на Восточном фронте более эффективно. Однако и здесь они несли ощутимые потери от совет­ских истребителей.

В 1942 году тяжелый дневной истребитель Мессер­шмитт  Вf 110 модели G  получил более мощные двигатели «Даймлер-Бенц» DB 605В мощностью 1475 л.с., что позволило увели­чить максимальную скорость до 550 км/ч. Кроме этого, было усилено и его  вооружение: две 20-мм пушки МG FF и две 30-мм пушки МК-101. В то же время, на ряде модификаций Вf 110, четыре пулемета МG 17 за­менялись двумя 30-мм пушками МК-101, на других модификациях пулеметы МG 17 сохранялись, но 20-мм пушки МG-FF заменялись 30-мм пушками МК-108, а модель ночного истребителя-перехватчика Вf 110F-4/U-1 получила на вооружение  две 30-мм пушки МК-108 в носовой части фюзеля­жа и две такие же пушки, установленные в задней части кабины для стрельбы вверх и вперед. Эта модификация Мессершмитта использовалась для атак соедине­ний тяжелых бомбардировщиков союзников с нижней полусферы. Кроме встроенного вооружения самолет Вf  110  использовал и раз­нообразное подвесное вооружение: в варианте истребителя-бомбардировщика это могли быть 2 авиабомбы калибром до 1000 кг под фюзеляжем и еще четыре 50-кг бомбы под крылом, а на многих истребителях-               пере­хватчиках вместо подфюзеляжных бомбодержателей монтировались дополнитель­ные подвесные контейнеры с двумя 20-мм авиапушками МG FF или МG 151/20  или с одной 37-мм пушкой ВК-3,7, которые позволяли немецким Мессершмиттам поражать американские «летающие крепости», не входя в зону действительного огня их бор­товых пулеметов. Кроме того, ночные истребители-пере­хватчики Вf 110F-4а вооружались еще и  четырьмя пусковыми установ­ками 210-мм реактивных снарядов Wgr.21. Но в тех случаях, когда американские бомбар­дировщики сопровождались истре­бителями «Мустанг» или «Тандерболт», многотонные тяжелые Вf 110G проигрывали им единобор­ство. Однако, несмотря на это, самолеты Мессершмитт Вf 110, вплоть до конца Второй мировой войны, продолжали успешно использоваться в качестве ночного истребителя-перехватчика ПВО, поскольку их мощное на­ступательное вооружение и боль­шая продолжительность полета позволяли  эффективно бороться с  бомбардировщиками противника. В варианте ночного истребителя-перехватчика Вf 110 в носовой части фюзеляжа размещался бортовой радиолокатор FuG-202 «Лихтенштейн» SN-2, а возросшее из-за торчащих во все стороны антенн аэродинамическое сопро­тивление в какой-то степени компенсировалось увеличением мощности установленных на самолете двигателей. В этом случае - штурман вы­полнял еще и функцию оператора РЛС. В начале 1944 года в системе ПВО Третьего Рейха использо­валось 320 самолетов Вf 110 разных модификаций, что составляло око­ло 60% от общего числа истребителей ПВО.

Всего в 1938 – 1945 годах было выпущено 6170 самолетов Мессершмитт Вf 110 в восьми основных модификациях (А; В; С; D; Е; F; G; Н) и в 67 вариан­тах. Из общего числа выпущенных машин - 3028 использова­лись в качестве истребителей, 2240 - в качестве ночных ис­требителей-перехватчиков, а 494 - применялись для ведения разведки.

В Центральном музее Великой Отечественной войны экспонируется фрагмент фюзеляжа с хвостовым оперением тяжелого дневного истребителя Мессер­шмитт   Вf 110, обнаруженный на местах сражений на Карельском фронте в Заполярье и переданный в дар музею сотрудником поискового объединения, участником Великой Отечественной войны В.Б. Легкобытом.