Крыло самолета-бомбардировщика Юнкерс Ju 87. Германия


Технические характеристики:

Экипаж – 2 человека

Двигатель –  Jumo 211 J-1

Мощность – 1410 л.с.     

Размах кры­ла - 13,8 м

Площадь крыла – 31,9 кв. м

Масса пустого самолета – 3900 кг

Масса максимальная взлетная – 6600 кг

Максимальная скорость на высоте/у земли - 410 / 320  км/ч

Практический потолок – 7290 м

Максимальная дальность – 1535 км

Вооружение:  2x7,92-мм пулемета МG 17; 1х7,92-мм спаренный пулемет МG 81Z

Максимальная бомбовая нагрузка –1800 кг.

 Работы по созданию самолетов-бомбардировщиков, проводивших бомбометание с пикирования, на­чались в Германии еще в середине 1920-х годов, но из-за ограничений Версальского дого­вора они выполнялись, как правило, в других странах, где немецкие фирмы имели свои филиалы. Так, уже в 1928 году шведским филиалом германской самолетостроительной фирмы Junkers Flugzeug – und Motorenwerke AG был разработан проект цельнометаллического двухместного пикирующего бомбардировщика К-47. После прихода нацистов к власти в 1933 году фирма Junkers продолжила работу в этом                   на­правлении уже на своих заводах в городе Дессау. Поэтому, на объявленный вскоре Техническим управлением министерства авиации конкурс на лучший пикирующий бомбардировщик фирма Junkers представила уже спроектированный конструктором Г. Польманом бомбардировщик Ju 87, который полностью отвечал всем заявленным         требо­ваниям.

Свой первый полет пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju 87 совершил 17 сентября 1935 года. Он удачно совмещал в себе такие качества, как легкая управ­ляемость, прочность конструкции и хороший обзор из кабины, что позволяло летчику выполнять  пи­кирование почти отвесно и пора­жать малоразмерные цели. Новый бомбардировщик, с экипажем из двух человек, представлял собой цель­нометаллический одномоторный моноплан с неубирающимся шасси. Его дюралюми­ниевый фюзеляж овального сечения (полумонокок) состоял из верхней и нижней половин. В передней части фюзеляжа были расположены силовые шпангоуты коробчатого сечения, причем один из них, смонтированный между сиденья­ми экипажа, доходил до верха фонаря кабины,                 предохра­нял экипаж при полном каботаже самолета. Обшивка фюзе­ляжа выполнялась из гладких дюралюминиевых листов. Двухместная кабина закрывалась прозрачным             сдвиж­ным фонарем. Сиденья пилота и стрелка-радиста располага­лись одно за другим, при этом стрелок-радист размещался на вращающемся сидении. В полу кабины имелся прозрачный люк для наблюдения вниз. Бомбометание производилось с помощью специального прицела Stuvi А2, который на последних модификациях самолета  Ju 87 был заменен универсальным прицелом Revic 12СI, предназначенным для бомбометания, как с пикирования, так и горизонтального бомбометания. В ходе серийного производства  этого самолета совершенствовалось раз­мещенное в кабине радиооборудование. Бортовая приемо-передающая радиостанция FuG VIIa вскоре была заменена более со­вершенной FuG-16ZY. Кроме основной радиостанции на бомбардировщике устанавливалась также и авиационная опознавательная радиостанция FuG-25А. На этом самолете Г. Польман применил крыло редко ис­пользуемого типа - «обратная чайка». Подобный выбор крыла с изломом был обусловлен стремлением конструктора уменьшить до ми­нимума высоту стоек неубирающегося в полете шасси и, тем самым, снизить их аэродинамическое сопротивление. Крыло состояло из трех частей. Центроплан составлял одно целое с фюзеляжем, к нему крепились отъемные части, имев­шие в плане трапециевидную форму. Установленные на кры­ле щелевые подвесные элероны и закрылки обеспечивали хорошую маневренность и управляемость. Осо­бенностью этого крыла, обусловленной способом боевого приме­нения самолета, стали аэродинамические тормоза (в виде щитков с узкой щелью посередине) установ­ленных  под крылом на 30% хорды. При пикировании щитки поворачивались перпендикулярно потоку воздуха, существенно снижая скорость пикирования, что в свою очередь повышало точность бомбометания, которая была очень высокой. Авиабомбы укладывались в круг диаметром не более 30 м, что гарантировало уничтожение та­ких малоразмерных целей, как мосты, командные пункты, огневые точки и корабли. В связи с тем, что для бомбометания с пикирова­ния использовались бомбы большого калибра (250, 500 или 1000 кг), они подвешивались под фюзеляжем на специаль­ном устройстве, выводящем сбрасываемую бомбу из зоны вра­щения винта.

Юнкерс Ju 87 имел цельнометаллическое оперение, причем регулируе­мый в полете стабилизатор прямоугольной формы крепился к фюзеляжу V-образным подкосом с каждой стороны. К еще одной из характерных особенностей бомбардировщика Ju 87 относилось неубирающееся в полете стойки шасси, что объяснялось нежеланием  конструкторов ослаблять крыло вырезами под ниши для уборки шасси. Однако развить высокую скорость полета с подобным шасси самолет не мог, хотя амортизационные стойки и колеса в целях  умень­шения аэродинамического сопро­тивления закрывались большими съемными об­текателями. За этот характерный силуэт шасси советские солдаты прозвали Юнкерс Ju 87 «Лапотником», хотя в Люфтваффе он получил более благозвучное неофициальное название «Штука» - сокращенное от Sturmkampfflugzeug - пикирующий боевой самолет. Его силовая установка состояла из одного перевернутого V-образного двигателя жидкостного охлаждения. На первой серийной модификации монтировался двигатель Jumo-210 мощнос­тью 680 л.с., а впоследствии использовались различные            вари­анты двигателя Jumo-211, развивавшие мощность до 1500 л.с. Баки для горючего         ем­костью 500 л разме­щались в центроплане, вблизи центра тяжести. Под консолями крыла была также возможна подвеска двух дополнительных топливных баков емкостью по 300 л каждый, благодаря чему, дальность поле­та  бомбардировщика могла быть существенно увеличена. Оборонительное вооружение Ju 87 в течение длительного          вре­мени состояло из двух 7,92-мм пулеметов МG 17, смонтированных в консолях крыла и одного 7,92-мм пулемета МG 15 - на турельной установке в задней части ка­бины. На некоторых модификациях крыльевые пулеметы заменялись двумя 20-мм пушками МG 151/20 или 37-мм пушками ВК-3,7, установленными в дополнитель­ных подвесных контейнерах, а вместо турельного 7,92-мм пу­лемета МG 15 устанавливался 7,92-мм спаренный пулемет МG 81Z. Использование более мощных двигателей позволило до­вести бомбовую нагрузку до 1800 кг. Обычно это была бомба SC-1000 весом 1000 кг, подвешенная под фюзеляжем, и еще несколь­ко бомб меньшего калибра - на бомбосбрасывателях под консолями крыла. Наряду с пикирующим бомбардировщиком на его базе был также разра­ботан бомбардировщик-торпедоносец Ju 87D-4, воо­руженный авиационными торпедами LTF-56 или LТF-5W калибра 533 мм.      

Серийное производство пикирующего бомбардировщика Юнкерс Ju 87А-1 началось в январе 1937 года и было освоено заводами фирм Junkers Flugzeug – und Motorenwerke AG (г. Дессау) и Weser Flugzeugbau  (Берлин). Одной из первых новые Ju 87А-1 получила штурмовая эскадра I/StG 162, а уже в конце того же года три самолета из этой группы были отправили в Испанию в германский легион «Кондор» для его испытания в боевых условиях. В ок­тябре 1938 года к ним присоединились еще пять первых серийных бомбардировщиков Ju 87В-1. После успешного применения во время гражданской войны в  Испании на стороне мятежников, пикирующие бомбардировщики Юнкерс широко использовались германскими Люфтваффе в начальный период второй мировой войны. К середине 1939 года месячный выпуск самолетов Ju 87 со­ставлял 60 машин, и к началу Второй мировой войны в составе девяти групп пикировщиков Люфтваффе насчитывалось 336  Ju 87В-1, причем боевых действий на польско-германском фронте в сентябре – октябре 1939 года немцы потеряли только 30 этих самолетов.

В апреле 1940 года штурмовая эскадра I/StG 1 с Ju 87В-1 участвовала во вторжении в Данию и Норвегию. В еще больших масштабах пикирующие бомбардировщики Юнкерсы использовались  в разгроме англо-французских войск весной 1940 года. Однако в боях под Дюнкерком (Франция), когда истребительная авиация  англичан  активно прикрывала эвакуацию союзных войск морем, Юнкерсы понесли ощу­тимые потери. Также провалом окончилась в авгу­сте 1940 года попытка привлечь соединения этих бомбардировщиков для уничтожения целей на территории Великобритании, прикрытой мощной системой ПВО. 280 тихо­ходных пикирующих бомбардировщиков Ju 87, практически не имевшие броневой защиты, со слабым оборонительным вооруже­нием, из   состава штурмовых эскадр StG 1, StG 2, StG 77 и IV (St)/LG стали легкой добычей английских истребителей «Спитфайер» и «Харрикейн». Во время воздушной битвы за Англию только 16 сентября 1940 года немцы потеряли 23 самолета из состава 2-й штурмовой эскадры (StG 2) «Иммельман». Тремя дня­ми позже из 16 поднявшихся в воздух бомбардировщиков Ju 87 из состава 77-й штурмовой эскадры (StG 77) было сбито еще 12 самолетов.

В результате высоких потерь уже в конце сентября командование Люфтваффе прекратило использова­ние Юнкерсов Ju 87, становившихся сравнительно легкой добычей анг­лийских истребителей и поставило вопрос о целесообразности дальнейшего использования этих самолетов. В начале 1941 года несколько групп германских пикирующих бомбардировщиков были переброшены в Средиземноморье, где они действовали про­тив английских конвоев, а затем участвовали в боевых дей­ствиях в Греции и Югославии. Как показал бо­евой опыт, бомбардировщики Ju 87 добивались успехов лишь в случае полного господства немец­кой авиации в воздухе, успешно решая многие задачи, связанные с воздушной поддержкой сухопутных войск на поле боя. Это полностью под­твердилось летом 1941 года на  Восточном фронте. В самом начале войны с Советским Союзом на Восточном фронте было за­действовано семь групп пикировщиков, входивших в состав 2-го воздушного флота Люфтваффе. Кроме того, в составе 5-го воздушно­го флота в Норвегии дислоцировалась штурмовая эскадра IV (St)/LG  (переименован­ная впоследствии в I/ StG 5) с 42 бомбардировщиками Ju 87, действовавшими вдоль Мурманской железной дороги.

В годы Второй мировой войны продолжали выпускаться раз­личные  модификации пикирующего бомбардировщика Ju 87. Так, уже в 1941 году, с учетом опыта боев на         Вос­точном фронте, Ju 87D-1 получил более мощный двигатель Jumo 211 (мощностью 1400 л.с.),  а с 1943 году начал выпускаться  бомбардировщик Ju 87D-7 с двигателем Jumo 211 R (мощностью до 1500 л.с.) и с усиленным брониро­ванием. На модели Ju 87D-5 размах крыла был увеличен до 13,8 м, крыльевые пулеметы заменены двумя 20-мм пушками МG-151/20, а на лобовое стекло фонаря кабины на­ложили блок бронестекла толщи­ной 50 мм. Для борьбы с танками на  специальном «противотанковом» варианте Ju 87G-1 под консо­лями крыла крепились два кон­тейнера с 37-мм пушками ВК-3,7 и боекомплектом по 12 выстрелов на каждую. Бронебойные снаряды этой пушки, имевшие высокую начальную скорость - 850 м/сек, насквозь пробивали броню корпуса и крыши советских танков Т-34 и КВ. И все-таки Юнкерс к 1943 году уже очень сильно устарел и морально и технически. Поэтому в 1943 - 1944 годах на смену пикирующему бомбардировщику Ju 87 пришел новый истребитель-бомбардировщик Фокке-Вульф FW 190, хотя производство Юнкерсов в вариантах G и R продолжалось вплоть до 1944 года.

К осени 1944 года на советско-германском фронте осталась только одна группа дневных штурмовиков III/SG 2 с Ju 87. К 1945 году остав­шиеся в Люфтваффе пикирующие бомбардировщики Ju 87, принимавшие участие в боевых действиях до самого конца войны, были сведены в пять групп ночных штурмовиков, а «противотанковые» самолеты Ju 87G-1 входили в состав специальных противотанковых эскадрильях 10.(Рz)/SG 2 и 10.(Рz)/SG 77.  Всего в  1937 - 1944 годах было изготов­лено в шести основных модификациях (А; В; С; D; F; G; Н; R) и в 16 вариан­тах  5 709 пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ju 87.

     В экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется  крыло сбитого под Ленинградом пикирующего бомбардировщика Юнкерс Ju 87, переданное в дар музею Службой криминальной милиции г. Санкт-Петербурга (г. Колпино) в январе 1998 года.