Крыло самолета-бомбардировщика Юнкерс Ju 87. Германия
Экипаж – 2 человека
Двигатель – Jumo 211 J-1
Мощность – 1410 л.с.
Размах крыла - 13,8 м
Площадь крыла – 31,9 кв. м
Масса пустого самолета – 3900 кг
Масса максимальная взлетная – 6600 кг
Максимальная скорость на высоте/у земли - 410 / 320 км/ч
Практический потолок – 7290 м
Максимальная дальность – 1535 км
Вооружение: 2x7,92-мм пулемета МG 17; 1х7,92-мм спаренный пулемет МG 81Z
Максимальная бомбовая нагрузка –1800 кг.
Работы по созданию самолетов-бомбардировщиков, проводивших бомбометание с пикирования, начались в Германии еще в середине 1920-х годов, но из-за ограничений Версальского договора они выполнялись, как правило, в других странах, где немецкие фирмы имели свои филиалы. Так, уже в 1928 году шведским филиалом германской самолетостроительной фирмы Junkers Flugzeug – und Motorenwerke AG был разработан проект цельнометаллического двухместного пикирующего бомбардировщика К-47. После прихода нацистов к власти в 1933 году фирма Junkers продолжила работу в этом направлении уже на своих заводах в городе Дессау. Поэтому, на объявленный вскоре Техническим управлением министерства авиации конкурс на лучший пикирующий бомбардировщик фирма Junkers представила уже спроектированный конструктором Г. Польманом бомбардировщик Ju 87, который полностью отвечал всем заявленным требованиям.
Свой первый полет пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju 87 совершил 17 сентября 1935 года. Он удачно совмещал в себе такие качества, как легкая управляемость, прочность конструкции и хороший обзор из кабины, что позволяло летчику выполнять пикирование почти отвесно и поражать малоразмерные цели. Новый бомбардировщик, с экипажем из двух человек, представлял собой цельнометаллический одномоторный моноплан с неубирающимся шасси. Его дюралюминиевый фюзеляж овального сечения (полумонокок) состоял из верхней и нижней половин. В передней части фюзеляжа были расположены силовые шпангоуты коробчатого сечения, причем один из них, смонтированный между сиденьями экипажа, доходил до верха фонаря кабины, предохранял экипаж при полном каботаже самолета. Обшивка фюзеляжа выполнялась из гладких дюралюминиевых листов. Двухместная кабина закрывалась прозрачным сдвижным фонарем. Сиденья пилота и стрелка-радиста располагались одно за другим, при этом стрелок-радист размещался на вращающемся сидении. В полу кабины имелся прозрачный люк для наблюдения вниз. Бомбометание производилось с помощью специального прицела Stuvi А2, который на последних модификациях самолета Ju 87 был заменен универсальным прицелом Revic 12СI, предназначенным для бомбометания, как с пикирования, так и горизонтального бомбометания. В ходе серийного производства этого самолета совершенствовалось размещенное в кабине радиооборудование. Бортовая приемо-передающая радиостанция FuG VIIa вскоре была заменена более совершенной FuG-16ZY. Кроме основной радиостанции на бомбардировщике устанавливалась также и авиационная опознавательная радиостанция FuG-25А. На этом самолете Г. Польман применил крыло редко используемого типа - «обратная чайка». Подобный выбор крыла с изломом был обусловлен стремлением конструктора уменьшить до минимума высоту стоек неубирающегося в полете шасси и, тем самым, снизить их аэродинамическое сопротивление. Крыло состояло из трех частей. Центроплан составлял одно целое с фюзеляжем, к нему крепились отъемные части, имевшие в плане трапециевидную форму. Установленные на крыле щелевые подвесные элероны и закрылки обеспечивали хорошую маневренность и управляемость. Особенностью этого крыла, обусловленной способом боевого применения самолета, стали аэродинамические тормоза (в виде щитков с узкой щелью посередине) установленных под крылом на 30% хорды. При пикировании щитки поворачивались перпендикулярно потоку воздуха, существенно снижая скорость пикирования, что в свою очередь повышало точность бомбометания, которая была очень высокой. Авиабомбы укладывались в круг диаметром не более 30 м, что гарантировало уничтожение таких малоразмерных целей, как мосты, командные пункты, огневые точки и корабли. В связи с тем, что для бомбометания с пикирования использовались бомбы большого калибра (250, 500 или 1000 кг), они подвешивались под фюзеляжем на специальном устройстве, выводящем сбрасываемую бомбу из зоны вращения винта.
Юнкерс Ju 87 имел цельнометаллическое оперение, причем регулируемый в полете стабилизатор прямоугольной формы крепился к фюзеляжу V-образным подкосом с каждой стороны. К еще одной из характерных особенностей бомбардировщика Ju 87 относилось неубирающееся в полете стойки шасси, что объяснялось нежеланием конструкторов ослаблять крыло вырезами под ниши для уборки шасси. Однако развить высокую скорость полета с подобным шасси самолет не мог, хотя амортизационные стойки и колеса в целях уменьшения аэродинамического сопротивления закрывались большими съемными обтекателями. За этот характерный силуэт шасси советские солдаты прозвали Юнкерс Ju 87 «Лапотником», хотя в Люфтваффе он получил более благозвучное неофициальное название «Штука» - сокращенное от Sturmkampfflugzeug - пикирующий боевой самолет. Его силовая установка состояла из одного перевернутого V-образного двигателя жидкостного охлаждения. На первой серийной модификации монтировался двигатель Jumo-210 мощностью 680 л.с., а впоследствии использовались различные варианты двигателя Jumo-211, развивавшие мощность до 1500 л.с. Баки для горючего емкостью 500 л размещались в центроплане, вблизи центра тяжести. Под консолями крыла была также возможна подвеска двух дополнительных топливных баков емкостью по 300 л каждый, благодаря чему, дальность полета бомбардировщика могла быть существенно увеличена. Оборонительное вооружение Ju 87 в течение длительного времени состояло из двух 7,92-мм пулеметов МG 17, смонтированных в консолях крыла и одного 7,92-мм пулемета МG 15 - на турельной установке в задней части кабины. На некоторых модификациях крыльевые пулеметы заменялись двумя 20-мм пушками МG 151/20 или 37-мм пушками ВК-3,7, установленными в дополнительных подвесных контейнерах, а вместо турельного 7,92-мм пулемета МG 15 устанавливался 7,92-мм спаренный пулемет МG 81Z. Использование более мощных двигателей позволило довести бомбовую нагрузку до 1800 кг. Обычно это была бомба SC-1000 весом 1000 кг, подвешенная под фюзеляжем, и еще несколько бомб меньшего калибра - на бомбосбрасывателях под консолями крыла. Наряду с пикирующим бомбардировщиком на его базе был также разработан бомбардировщик-торпедоносец Ju 87D-4, вооруженный авиационными торпедами LTF-56 или LТF-5W калибра 533 мм.
Серийное производство пикирующего бомбардировщика Юнкерс Ju 87А-1 началось в январе 1937 года и было освоено заводами фирм Junkers Flugzeug – und Motorenwerke AG (г. Дессау) и Weser Flugzeugbau (Берлин). Одной из первых новые Ju 87А-1 получила штурмовая эскадра I/StG 162, а уже в конце того же года три самолета из этой группы были отправили в Испанию в германский легион «Кондор» для его испытания в боевых условиях. В октябре 1938 года к ним присоединились еще пять первых серийных бомбардировщиков Ju 87В-1. После успешного применения во время гражданской войны в Испании на стороне мятежников, пикирующие бомбардировщики Юнкерс широко использовались германскими Люфтваффе в начальный период второй мировой войны. К середине 1939 года месячный выпуск самолетов Ju 87 составлял 60 машин, и к началу Второй мировой войны в составе девяти групп пикировщиков Люфтваффе насчитывалось 336 Ju 87В-1, причем боевых действий на польско-германском фронте в сентябре – октябре 1939 года немцы потеряли только 30 этих самолетов.
В апреле 1940 года штурмовая эскадра I/StG 1 с Ju 87В-1 участвовала во вторжении в Данию и Норвегию. В еще больших масштабах пикирующие бомбардировщики Юнкерсы использовались в разгроме англо-французских войск весной 1940 года. Однако в боях под Дюнкерком (Франция), когда истребительная авиация англичан активно прикрывала эвакуацию союзных войск морем, Юнкерсы понесли ощутимые потери. Также провалом окончилась в августе 1940 года попытка привлечь соединения этих бомбардировщиков для уничтожения целей на территории Великобритании, прикрытой мощной системой ПВО. 280 тихоходных пикирующих бомбардировщиков Ju 87, практически не имевшие броневой защиты, со слабым оборонительным вооружением, из состава штурмовых эскадр StG 1, StG 2, StG 77 и IV (St)/LG стали легкой добычей английских истребителей «Спитфайер» и «Харрикейн». Во время воздушной битвы за Англию только 16 сентября 1940 года немцы потеряли 23 самолета из состава 2-й штурмовой эскадры (StG 2) «Иммельман». Тремя днями позже из 16 поднявшихся в воздух бомбардировщиков Ju 87 из состава 77-й штурмовой эскадры (StG 77) было сбито еще 12 самолетов.
В результате высоких потерь уже в конце сентября командование Люфтваффе прекратило использование Юнкерсов Ju 87, становившихся сравнительно легкой добычей английских истребителей и поставило вопрос о целесообразности дальнейшего использования этих самолетов. В начале 1941 года несколько групп германских пикирующих бомбардировщиков были переброшены в Средиземноморье, где они действовали против английских конвоев, а затем участвовали в боевых действиях в Греции и Югославии. Как показал боевой опыт, бомбардировщики Ju 87 добивались успехов лишь в случае полного господства немецкой авиации в воздухе, успешно решая многие задачи, связанные с воздушной поддержкой сухопутных войск на поле боя. Это полностью подтвердилось летом 1941 года на Восточном фронте. В самом начале войны с Советским Союзом на Восточном фронте было задействовано семь групп пикировщиков, входивших в состав 2-го воздушного флота Люфтваффе. Кроме того, в составе 5-го воздушного флота в Норвегии дислоцировалась штурмовая эскадра IV (St)/LG (переименованная впоследствии в I/ StG 5) с 42 бомбардировщиками Ju 87, действовавшими вдоль Мурманской железной дороги.
В годы Второй мировой войны продолжали выпускаться различные модификации пикирующего бомбардировщика Ju 87. Так, уже в 1941 году, с учетом опыта боев на Восточном фронте, Ju 87D-1 получил более мощный двигатель Jumo 211 (мощностью 1400 л.с.), а с 1943 году начал выпускаться бомбардировщик Ju 87D-7 с двигателем Jumo 211 R (мощностью до 1500 л.с.) и с усиленным бронированием. На модели Ju 87D-5 размах крыла был увеличен до 13,8 м, крыльевые пулеметы заменены двумя 20-мм пушками МG-151/20, а на лобовое стекло фонаря кабины наложили блок бронестекла толщиной 50 мм. Для борьбы с танками на специальном «противотанковом» варианте Ju 87G-1 под консолями крыла крепились два контейнера с 37-мм пушками ВК-3,7 и боекомплектом по 12 выстрелов на каждую. Бронебойные снаряды этой пушки, имевшие высокую начальную скорость - 850 м/сек, насквозь пробивали броню корпуса и крыши советских танков Т-34 и КВ. И все-таки Юнкерс к 1943 году уже очень сильно устарел и морально и технически. Поэтому в 1943 - 1944 годах на смену пикирующему бомбардировщику Ju 87 пришел новый истребитель-бомбардировщик Фокке-Вульф FW 190, хотя производство Юнкерсов в вариантах G и R продолжалось вплоть до 1944 года.
К осени 1944 года на советско-германском фронте осталась только одна группа дневных штурмовиков III/SG 2 с Ju 87. К 1945 году оставшиеся в Люфтваффе пикирующие бомбардировщики Ju 87, принимавшие участие в боевых действиях до самого конца войны, были сведены в пять групп ночных штурмовиков, а «противотанковые» самолеты Ju 87G-1 входили в состав специальных противотанковых эскадрильях 10.(Рz)/SG 2 и 10.(Рz)/SG 77. Всего в 1937 - 1944 годах было изготовлено в шести основных модификациях (А; В; С; D; F; G; Н; R) и в 16 вариантах 5 709 пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ju 87.
В экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется крыло сбитого под Ленинградом пикирующего бомбардировщика Юнкерс Ju 87, переданное в дар музею Службой криминальной милиции г. Санкт-Петербурга (г. Колпино) в январе 1998 года.