Самолет-истребитель МиГ-23МЛ. СССР


Технические характеристики:

Экипаж - 1 человек

Двигатель -  Р-35Ф-300 

Тяга - 6120 кгс  

Размах кры­ла - 7,78/13,97 м

Площадь крыльев – 34,16 / 37,27 кв. м

Угол стреловидности по передней кромке – 72° /45° /16°

Масса пустого самолета – 10 230 кг

Масса максимальная взлетная – 17 800 кг

Максимальная скорость на высоте / у земли - 2500 / 1400 км/ч

Практический потолок – 18 600 м

Максимальная дальность полета – 1450 км

Вооружение:  1х23-мм пушка ГШ-23Л; 2 управляемые ракеты Р-23Л/Т или Р-24Р/Т; 4 - 6 управляемых ракет Р-13М, Р-13М1 или Р-3С; 2 управляемые ракеты Х-66 или Х-23; 2 пушечных контейнера УПК-23-250; 4 блока неуправляемых ракет С-5/С-8 или 2 неуправляемые ракеты С-24Б

Максимальная бомбовая нагрузка  - 2000 кг авиабомб.

Многообразие задач, стоящих перед авиационной техникой, привело к созданию универсальных, многоцелевых боевых самолетов. Одной из подобных конструкций стал самолет МИГ-23 - представитель первого поколения советских боевых истребителей с изменяемой стреловидностью крыла, способный выполнять функции фронтового истребителя, истребителя-перехватчика и маловысотного истребителя-бомбардировщика.

В 1964 году в ОКБ-155 А.И. Микояна начались работы по созданию нового фронтового истребителя под обозначением «МиГ-23». Главным конструктором был назначен Г.А. Седов. Общее руководство осуществлял А.И. Микоян, а после его смерти - Р.А. Беляков. Работе по созданию этого самолета предшествовал большой объем исследований, в которых принимали участие Г.С. Бюшгенс, Г.В. Александров, С.М. Белоцерковский, Г.И. Загайнов и другие ведущие ученые-аэродинамики ЦАГИ. По мнению военных, во время полномасштабной войны крупные аэродромы с бетонными ВПП будут очень уязвимыми, поэтому ВВС требовались машины, способные эксплуатироваться с укоро­ченных ВПП. Достичь этого можно было двумя путями: за счет примене­ния подъемных двигателей или использования крыла с изменяемой гео­метрией.

Было доказано, что применение крыла изменяемой стреловидности позволит создать многорежимный боевой самолет, а проведенные в ЦАГИ расчеты показали, что летательный аппарат с по­добным крылом получит заметное преимущество. Поворотное крыло или крыло с изменяемой геометрией, стреловидность которого меняется от скорости полета, позволяло на треть увеличивать радиус действия машины и на четверть снизить ее посадочную скорость.

Фронтовой самолет-истребитель Миг-23 предназначался для борьбы с самолетами противника в широком диапазоне высот и скоростей полета и выполнения задач в интересах войск оперативно-стратегического объединения. Предполагалось, что это будет сравнительно дешевая машиной, способная эффективно применяться в малых войнах, решать задачи ПВО и сочетать лучшие качества МиГ-21. Его основными достоинствами должны были стать высокие ско­рость и скороподъемность, большие дальность и продолжительность поле­та, а также способность поражения наземных целей.

Для МиГ -23 был выбран широкий диапазон изменения стреловидности от 16°  для взлета и посадки, крейсерского полета на дальность и барражирования в воздухе до 72°. В зависимости от режима полета, оно могло становиться то почти прямым, то стреловидным. За очень короткий срок, с января по март 1966 года, был создан эскизный проект МиГ-23. 10 июня 1967 года был совершен первый полет МиГ-23. Самолет показал себя легким в управлении при всех положениях крыла. Серийное производство истребителя МиГ-23С было освоено на Московском машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» в 1969 году.

От всех предыдущих машин, созданных ОКБ (МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21), этот истребитель отличался прежде всего своей принципиальной схемой - самолет МиГ-23 представлял собой высокоплан с крылом изме­няемой стреловидности. Высокопланное расположение крыла было выбрано для того, чтобы обеспечить возможность при большой стреловидности часть крыла убрать в фюзеляж. Крыло состояло из неподвижной части и двух поворотных консолей. Угол стреловидности неподвижной части по передней кромке - 70°, а подвижных консолей по передней кромке изменялся - от 16° до 72°. Поворот          кон­солей производился специальной системой СПК-1. Принятая для МиГ-23 аэродинамическая схема обеспечила ему высокие несущие свойства. На взлетно-посадочных режимах, режимах крейсерского полета на дальность и барражирование использовался минимальный угол стреловидности крыла - 16°. В этой конфигурации самолет имел наибольшее аэродинамическое качество, что существенно увеличивало дальность полета. На режимах маневра и воздушного боя использовался средний угол стреловидности крыла - 45°. Подобная конфигурация допускала увеличенные эксплуатационные перегрузки, улучшая скоростные характеристики самолета. Полет на сверхзвуковых скоростях, в том числе, и на больших скоростях у земли выполнялся при максимальном угле стреловидности крыла в 72°. Причем,  и в этом положении крыла у самолета сохранялись высокие маневренные характеристики на трансзвуковых скоростях, устойчивость и управляемость.

Для улучшения обтекания и увеличения подъемной силы крыла на взлетно-посадочных и маневренных режимах на его передней кромке были установлены отклоняемые носки, а на задней кромке - поворотные закрылки по всему размаху. Путевая устойчивость самолета обеспечивалась вертикальным оперением, включавшим киль, руль направления и специальный подфюзеляжный гребень, сблокированный с шасси: при его уборке гребень поворачивался в вертикальное положение на угол 95°. Фюзеляж самолета - типа полумонокок, его хвостовая часть имела четыре секции воздушных тормозов. Шасси - трехопорное, обеспечивало эксплуатацию на бетонных и грунтовых ВПП.

Для МиГ-23 был специально разработан в ОКБ К. Р. Хачатурова на базе Р-11Ф2С-300 новый двухконтурный турбореактивный двигатель Р-27Ф-300 с максимальной тягой 5200 кгс и 7800 кгс на форсаже. Этот двигатель обеспечивал истребителю полет в широком диапазоне скоростей, максимальная скорость у земли составляла 1350 км/ч, а на высоте - 2500 км/ч. Конструкция двигателя была разработана таким образом, чтоб максимально выдерживать боевые повреждения, наносимые авиационными и зенитными ракетами. Боковые воздухозаборники имели систему автоматического всережимного регулирования. Для сокращения длины пробега был установлен тормозной парашют ПТ-10370-65. МиГ-23 имел герметичную кабину. Фонарь кабины открывался вверх и назад. При разгерметизации кабины на большой высоте летчика должен был выручить высотный компенсирующий костюм, а, в крайнем случае - катапультируемое кресло КМ-1М.

На истребителях МиГ-23 использовались различные обзорно-прицельные системы. Так, на МиГ-23С/М/МЛ устанавливалась система ОПСС-23МЛ, а на МиГ-23МЛА/МЛД - ОПСС- 23МЛА. В состав первой входили: радиоприцел РП-23МЛ («Сапфир-23МЛ») с дальностью обнаружения воздушной цели до 55 км и дальностью захвата до 35 км, тепло-пеленгатор ТП-23, ТП-23-1, ТП-23М и оптический прицел АСП-23ДЦМ. Вторая включала - радиоприцел РП-23МЛА («Сапфир-23МЛА»), теплопеленгатор ТП-23М или ТП-26 и оптический прицел АСП-17МЛ. Это оборудование обеспечивало: обнаружение воздушных целей; определение их государственной принадлежности; захват и сопровождение; вычисление и индикацию команд, необходимых для управления истребителем при прицеливании по воздушным и наземным целям; выдачу сигналов ракетам при подготовке их к пуску; подсветку целей (при применении управляемых ракет с полуактивной системой радиолокационного наведения). Станция «Сапфир-23МЛА» позволяла выполнять перехват воздушной цели в свободном пространстве или на фоне земли (при минимальной высоте полета цели до 40 м), днем и ночью, в любых метеоусловиях, на встречно-пересекающихся курсах и с задней полусферы, а также ведение огня из пушки по невидимым целям (ночью, в облаках), маневрирующих с перегрузкой до 3, на дальностях 550 - 1000 м. Для обнаружения воздушных целей использовался также теплопеленгатор ТП-23М или ТП-26 (с максимальной дальностью обнаружения реактивных самолетов в задней полусфере на фоне свободного пространства до 60 км). Кроме того, в состав оборудования входили станция наведения управляемых ракет класса «воздух – земля» «Дельта-Н» (МиГ-23С) или «Дельта-НГ»; система «Лазурь-С» (МиГ-23С), «Лазурь-СМ» (МиГ-23М) или «Лазурь-СМЛ» (МиГ-23МЛ/МЛД), обеспечивающая автоматическое наведение самолета с использованием наземной системы управления «Воздух».

На самолетах МиГ-23С/М устанавливалась УКВ-радиостанция Р-832М, а на МиГ-23МЛ/МЛД - Р-862; навигационная система «Полет-1Л-23» (МиГ-23С/М) или «Полет-2Л-23» (МиГ-23МЛ/МЛД); автоматический радиокомпас АРК-10 или АРК-15М, и др.  Истребители МиГ-23МЛ и последующие модификации получили навигационно-пилотажную систему «Полет-21-23», которая использовалась для автоматизации решения задач ближней навигации, а также захода на посадку (до высоты 60 м) днем и ночью, в т. ч. в сложных метеоусловиях. На МиГ-23 поздних серий устанавливались контейнеры с ИК-ловушками.  Все варианты самолета МиГ-23 имели встроенную 23-мм двухствольную пушку ГШ-23Л, также была возможна подвеска еще двух этих пушек в контейнерах УПК-23/250. Для борьбы с воздушными целями самолеты МиГ-23 могли брать на борт две ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-23Р, Р-24Р (МиГ-23МЛА/МЛД) с радиолокационной полуактивной системой наведения, или Р-23Т, или Р-24Т (МиГ-23МЛА/ МЛД) с тепловой системой наведения, подвешиваемых на неподвижных частях крыла.

Оружие малой дальности составляли ракеты «воздух-воздух»: две Р-13М, Р-13М1 или Р-3С (или позднее - четыре Р-60 или Р-60М), подвешиваемые на подфюзеляжных узлах. Для поражения наземных целей использовались управляемые ракеты «воздух – земля» Х-66, Х-23 (Х-23М), подвешиваемые под крылом. Кроме них, могли также использоваться и неуправляемые авиационные ракеты С-5, С-8, С-24.

Бомбардировочное вооружение МиГ-23 включало 4 авиабомбы ФАБ-500 или 16 ФАБ-100 (с общей массой до 2000 кг), а также бомбовые кассеты, сбрасываемые с высот 500 - 600 м, и баки с зажигательной смесью  ЗБ-500, ЗБ-500Р или ЗБ-500Ш. Часть самолетов МиГ-23 оснащалась узлами подвески для тактических ядерных бомб РН-40 мощностью 30 килотонн. В перегрузочном варианте МиГ-23МЛД масса боевой нагрузки достигала 4500 кг.

 Первым истребитель МиГ-23С в 1969 году получил Липецкий Центр боевой подготовки, а первым строевым полком ВВС СССР, перевооруженным на МиГ-23, стал 32-й гвардейский Виленский орденов Ленина и Кутузова III степени истребительный авиаполк (пос. Шаталово Смоленской области). Однако МиГ-23С оказался очень «сырым» - его освоение сопровождалось большим количеством аварий и катастроф, происходивших, прежде всего, из-за недостаточной прочности крыла. Но со временем, конструкторские недостатки самолета удалось полностью устранить, и по своей боевой эффективности он практически по все показателям стал превосходить МиГ-21. Серийное производство МиГ-23 в варианте истребителя и истребителя-бомбардировщика велось только на Московском машиностроительном заводе «Знамя труда». Он выпускался в следующих основных модификациях:

- МиГ-23С - фронтовой истребитель. Отличался двигателем Р-27Ф2М-300, новыми консолями крыла, смещенным назад на 860 мм горизонтальным оперением и дополнительным фюзеляжным баком. Выпускался в 1969 -1970 годах;

- МиГ-23М/МС/МФ - фронтовой истребитель. В начале 1970-х годов, в связи с острой необходимостью дальнейшего совершенствования бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также улучшение маневренных характеристик, потребовалось коренное улучшения МиГ-23. Модернизированный самолет МиГ-23М оснащался новым мощным  двигателем (Р29Ф-300), более совершенным оборудованием, подвесным подфюзеляжным топливным баком и крылом с увеличенной площадью и улучшенной аэродинамикой. Выпускался с 1971 по 1978 год. Всего было построено свыше 1300 самолетов МИГ-23М;

- МиГ-23Б/БН/БМ - истребитель-бомбардировщик (с плоской носовой частью фюзеляжа), комплектовавшийся новым прицельно-навигационным комплексом ПрКН-23 с лазер­ным дальномером-указателем «Фон» (взамен бортовой РЛС), а также новой шестиствольной  30-мм пушкой  ГШ-6-30. На самолетах МиГ-23Б монтировался двигатель АЛ-21Ф-3, а на МиГ-23БН - Р-29Б-300. Выпускался с 1972 по 1985 год. Было построено свыше 500 машин этого типа;

- МиГ-23МЛ – модернизированный фронтовой истребитель. Требования дальнейшего увеличения маневренности, вызванные появлением в США истребителей четвертого поколения, привели к созданию в СССР в 1973 году облегченного истребителя МиГ-23МЛ. Этот самолет получил усовершенствованное оборудование, более мощный двигатель с увеличенной тягой Р-35Ф-300. Были внесены изменения в конструкцию планера - укорочен фюзеляж. В этой модели была впервые применена система ограничения углов атаки. Выпускался в 1976 - 1983 годах. Всего было построено более 1300 самолетов МиГ-23МЛ;

-  МиГ-23П  - облегченный истребитель-перехватчик ПВО. На базе МиГ-23МЛ был создан перехватчик ПВО с другим комплектом оборудования, способный вести борьбу с низколетящими целями. Выпускался в 1978 – 1983 годах;

 МиГ-23МЛД/МЛГ/МЛС - фронтовой истребитель наиболее совершенной модификации в семействе МиГ-23. Доработке подверглась конструкция фюзеляжа, что улучшило характеристики устойчивости самолета на больших углах атаки. Истребитель оснащался усовершенствованной ботовой РЛС, способной сопровождать до 6 целей одновременно. Для защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов на неподвижных частях крыла монтировались блоки-контейнеры с инфракрасными ловушками. МиГ-23МЛД выпускался серийно с 1982 по 1985 год. Кроме этого, в вариант МиГ-23МЛД  до 1985 года было переоборудовано большое количество самолетов МиГ-23 других модификаций.

Наряду с боевым самолетом МиГ-23, выпускавшимся в Москве, Иркутским авиационным заводом им. 60-летия СССР в 1970 - 1978 годах было налажено производство двухместного учебно-боевого самолета МиГ-23УБ. 

К середине 1980-х годов МиГ-23 стал самым массовым истребителем советских ВВС, а его вариант - МиГ-23П почти вытеснил из авиации ПВО страны перехватчики МиГ-21, Су-9, Су-11 и Су-15. С 1984 года истребители МиГ-23МЛД широко использовались ВВС 40-й армии в Афганистане для нанесения ударов по наземным целям, а также прикрывали действия советских ударных самолетов в пограничных с Ираном и Пакистаном районах. Истребители МиГ-23 широко поставлялись на экспорт и применялись почти во всех международных конфликтах, в том числе в локальных войнах на Ближнем Востоке, где успешно противостояли израильским ВВС, оснащенным американскими самолетами F-15 «Игл» и F-16 «Файтинг-Фалкон», а также французские истребителями Дассо «Мираж». 

Самолеты МиГ-23 производились в 1969 – 1985 годах. На Московском машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» было выпущено 4278 самолетов (включая и истребительно-бомбардировочные модификации), в Иркутске на авиационном заводе им. 60-летия СССР было изготовлено 769 учебно-тренировочных самолетов МиГ-23УБ (с учетом, переоборудования в вариант МиГ-23УМ - 1020 самолетов).