Самолет-истребитель Накадзима Ки-43 «Хаябуса». Япония


Технические характеристики:

Экипаж - 1 человек

Двигатель -  Накадзима Ха.115 

Мощность - 1150 л.с.      

Размах кры­ла – 10,84 м

Площадь крыльев – 21,4 кв. м

Масса пустого самолета – 1910 кг

Масса максимальная взлетная – 2925 кг

Максимальная скорость - 530 км/ч

Практический потолок – 11 200 м

Максимальная дальность – 3200 км

Вооружение:  2x12,7-мм пулемета Хо.103 тип 1 

Максимальная бомбовая нагрузка  - 500 кг.

Истребитель  Накадзима Ки. 43 «Хаябуса» к началу Второй мировой войны являлся одним из самых современных японских самолетов.

В 1937 году японская авиационная фирма «Накадзима хикоки» получила заказ командования ВВС на создание нового одноме­стного истребителя, максимальная  скорость которого должна была составлять до 500 км/ч;  время набора высоты 5000 м  - не более 5 минут, а дальность полета -  800 км. Разработка проекта легкого истребителя «Хаябуса» («Сапсан») началась в том же году под руководством ведущего инженера фирмы Х. Итокавы и конструктора Т. Коямы. Истребитель изначально проектировался под новый 14-цилиндровый дви­гатель воздушного охлаждения Накадзима Ха. 25. Самолет «Хаябуса» представлял собой одноместный многоцелевой истребитель - низкоплан цельноме­таллической конструкции с неразъемным трехлонжеронным крылом, с тканевой обшивкой рулевых повер­хностей, с закрытой кабиной и гидравлически убираемыми стойками шас­си. Общая емкость четырех крыльевых баков составляла 564 л,  одним из новшеств этого самолета стала возможность подвески дополнительного топливного бака, что позволяло существенно увеличить дальность полета. Вооружение истребителя состояло из двух синхронных 7,7-мм авиационных пулеметов «тип 89» , хотя уже тогда этого было явно недостаточно. Всю конструкцию самолета для обеспечения высокой маневренности предельно облегчили, а сечение его фюзеляжа для улучшения аэродинамики - уменьшили. На самолете был установлен  новый фонарь кругового обзора.  Первый полет опытная машина совершила в ноябре 1939 года. После ряда доработок, в сен­тябре 1940 года фирма «Накадзима хикоки» запустила в серийное производ­ство этот самолет, хотя официально он был принят на вооружение японских ВВС только 9 января 1941 года под обозначением «Ки.43-I-Оцу» (истребитель армейский тип 1 мо­дель I-Оцу). В нем японские авиастроители постарались объединить все новше­ства, внедренные на предыдущих машинах: включая двухлопастный металлический винт изменяемого шага; новый двигатель Ха.105 и боевой закрылок-«бабочку», который, опуска­ясь с поворотом, обеспечивал истребителю высокую маневренность. Кроме того, слабость вооружения заставила сразу же внести изменения в конструкцию самолета, в результате чего, одновременно появился и его второй вариант «Ки.43-I-Оцу», где один из двух 7,7-мм пулеметов был заменен на 12,7-мм крупнокалиберный пулемет Хо.103 тип 1. Поставить на истребитель сразу два крупнокалиберных пулеме­та не позволяла ситуация с поставками вооружения от японской военной промышленности. Производство истребителя Ки.43 «Хаябуса» в двух модификациях Ки.43-I-Ко и Ки.43-Оцу было освоено заводом фирмы «Накадзима хикоки» (г. Ота).

Поставки нового истребителя в строевые части нача­лись в июне 1941 года, и уже в августе на его получили 59-й и 64-й хикосентаи (авиационные полки). Уже в начале декабря того же года истребители Ки.43-I-Ко поддерживали десанты японских войск в Малайе и Таиланде, прикрывая группы бомбардировщиков Ки.21, а также активно применялись в боевых  действи­ях в Бирме, на Филиппинах и других дальневосточных театрах воен­ных действий. Несмотря на то, что к концу 1941 года, по сравнению с истребителями противника, это была явно ус­таревшая машина, которая по скорости (495 км/ч) и вооружению (2х 7,7-мм пулемета или 1х12,7-мм и 1х7,7-мм пулеметы) сильно уступала американскому ист­ребителю Р-40 и британским «Спитфайру» и «Харрикейну», все же первоначальные успе­хи «Хаябусы» были впечатляющими. Так, майор Я. Курое из 64-го хикосентая (авиационного полка) одержал на нем 22 воздушные победы, а старший сержант С. Анабуки из 50-го хикосентая (авиационного полка) одержал в те­чение 18 месяцев 30 побед в 173 боевых вылетах. Более того, С. Анабуки 8 октября 1943 году в воздушном бою на истреби­теле Ки.43-I-Ко сбил два американских бомбардировщика В-24, и после израсходования боеприпасов таранил третью машину, а затем ему удалось совершить вынужденную посадку на берегу Бирманского залива. Всего около 40 пилотов японской ар­мейской авиации одержали на «Хаябусе» по 10 и более побед.

В 1942 году японские авиастроители освоили  выпуск третьей «промежуточной» модификации истребителя Ки.43-I-Хой, кото­рый получил два 12,7-мм крупнокалиберных пулемета Но.103 и возможность наружной подвески двух авиабомб весом по 15 кг.  Однако, как только союзники  после своих  первых поражений изучили слабые стороны японского Ки.43-I, ситуация сразу же изменилась - японские истребители ста­ли все больше и больше нести потери. Производство самолетов Ки.43-I было прекращено в феврале 1943 года. Всего к этому времени было изготовлено 716 самолетов этого типа.     

Достойным ответом японцев стало создание  усовершенствованного истребителя-бомбардировщика Ки.43-IIа с более мощным 14-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения Ха.115 с двухскоростным нагнетателем. С трехлопастным винтом-автоматом мощность этого двигателя достигала 1150 л.с. на взлете и 980 л.с. на высоте - 6000 м. Кроме того, у самолетов этой модификации было усилено крыло, что позволило подвешивать под крыльями по две 250-кг авиабомбы или дополнительные 200-литровые сбрасываемые топливные баки. Одновременно с этим, удлинили капот двигателя; воздухозаборник нагнетателя перенесли на нижнюю плоскость капота, а посадку пилота сделали более высокой. Впервые  в японских истребителях пилот получил бронезащиту из 13-мм заго­ловника и бронеспинки, а также было осуществлено примитивное протектирование топливных баков листовой резиной.  Вооружение этого самолета также состояло из двух 12,7-мм  крупнокалибер­ных пулеметов Но.103 тип 1. Первый полет истребителя Ки.43-II был со­вершен в феврале 1942 года. После успешных испытаний, в ноябре он был запущен в производство на заводе фирмы «Накадзима» в г. Оте под обозначением «Ки.43-II-Ко». Одновременно было освоено его производство двумя предприятиями в г. Тачикава: Первым арсеналом армейской авиации и заводом фирмы «Тачикава хикоки К.К.», однако уже в ноябре 1943 года производство самолетов «Хаябуса» Первым арсеналом было прекращено после выпуска всего 49 машин. В том же году в серию пошел и еще один новый вариант самолета - Ки.43-II-Оцу. Он получил аэродинами­чески улучшенный  воздухозаборник нагнетателя; новый маслорадиатор, а точки подвески бомб в этом самолете пришлось вынести за стойки шасси, так как в боевых условиях у его предшественников неоднократно отмечались случаи попа­дания авиабомб в винт при их сбросе во время пикирования. А осенью 1943 года появился третий вариант «Хаябусы» - истребитель Ки.43-II КАИ, отличавшийся дополни­тельным воздухозаборником с эжекторными выхлопными патрубками (вмес­то ранее использовавшегося общего коллектора) и еще рядом конструктивных  доработок.

В те­чение 1943 года производство истребителей «Хаябуса» резко увеличилось: завод фирмы «Накадзима» достиг темпа 135 самолетов в месяц, а фирма «Тачикава хикоки К.К.» сдала до конца этого года еще 300 машин. К этому времени «Хаябуса» стал самым массовым истре­бителем японской армии, которая вела тяжелые оборонительные бои, и самолеты Ки.43 во всех вариантах широко использовались на всех фронтах.

В мае 1944 года в Японии начались работы над опытной партией из 10 машин Ки.43-IIIа с двигателем На.115-II взлетной мощностью 1190 л.с. и 1230 л.с. на высоте 2800 м, по­зволявшим развивать скорость 576 км/ч на высоте 6680 м. Высота в 3000 м набиралась этим самолетом за 3,4 минуты, а 6000 м - за 7,4 минут. В остальном этот истребитель был аналогичен Ки.43-II КАИ, сохранив к тому же вооружение всего из двух 12,7-мм авиационных пулеметов.  В 1944 году самолеты этой модели в небольшом количестве поступили в японскую армию. Серийное произ­водство истребителей Ки.43-III продолжалось до конца войны на заводе фирмы «Тачикава хикоки К.К.», а фирма «Накадзима»  ле­том 1944 года прекратила выпуск «Хаябуса», заменив его на более совершенный Ки.84 «Хаяте».

Среди других японских истребителей периода Второй мировой войны самолет Ки. 43 «Хаябуса» отличался своей отменной маневренностью. Очень легкий, слабо воору­женный и с небольшой нагрузкой на крыло этот истреби­тель представлял собой фактически переходный тип от бипланов к скоростным монопланам с мощным воору­жением. Поэтому попытки во время Второй мировой войны усовершенствовать его летные характеристики оказались безуспешными - все дальнейшие резервы развития к тому времени уже были исчерпаны. Однако Ки.43 до самого конца Второй мировой войны оставался самым массовым истребите­лем ВВС Японской армии, причем некоторое количество этих самолетов японцы активно использовали в ходе советско-японской войны 1945 года для защиты с воздуха своих оборонительных сооружений вокруг военно-морской базы Катаока (Байково, остров Шумшу).    

Всего в 1941 -1945 годах было выпущено 5917 истребителей «Хаябуса» всех моделей, включая 2629 штук, собран­ных фирмой «Тачикава хикоки К.К.» и 49 штук - Первым арсеналом армейской авиации.

На открытой площадке вооружения и военной техники Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется макет японского истребителя Накадзима Ки.43 «Хаябуса», в котором были использованы подлинные фрагменты (крыло; воздушный трехло­пастный винт и 14-цилиндровый звездообразный двигатель) обнаруженные  в 1990 году  в ходе экспедиции газеты «Воздушный транспорт» под руководством Е.Л. Коноплева на острове Шумшу (Курильские острова). Для их доставки в музей с Дальнего Востока в Москву по указа­нию Генерального конструктора ОКБ им. О.А. Антонова Л.В. Балабуева был выделен транспортный самолет Ан-12. Реставрационные работы по восстановлению самолета были проведены ООО «Авиационно-реставрационная группа».