Самолет-штурмовик Су-25. СССР


Технические характеристики:

Экипаж - 1 человек

Двигатель – 2 х Р-195

Тяга – 1 x 4300 кгс          

Размах кры­ла - 14,36 м  

Площадь крыльев – 30,14 кв. м  

Масса пустого самолета –  9 315 кг

Масса максимальная взлетная – 17 600 кг

Максимальная скорость на высоте / у земли – 1000 / 975 км/ч

Практический потолок – 10 000 м

Максимальная дальность полета – 650 км

Вооружение:  1х30-мм пушка ГШ-30-2; управляемые ракеты Х-25МЛ, Х-29Л, С-25Л, Р-60, Р-3;  подвесные контейнеры СППУ-22-01 с 23-мм пушками ГШ-23Л; блоки УБ-16-57, УБ-32-57 с неуправляемыми ракетами С-5; блоки Б8М1 с неуправляемыми ракетами С-8; неуправляемые ракеты С-24,С-25

Боевая нагрузка – 4340 кг, в том числе, авиабомбы 100, 250 и 500 кг; разовые бомбовые кассеты РБК-250 и РБК-500; контейнеры малогабаритных грузов КМГУ, КМГУ-2.

После внесения принципиальных изменений в военные доктрины СССР и США в середине 1960-х годов использование ядерного оружия стало возможным только в самом крайнем случае. Вновь перед войсками двух стран ставилась задача по успешному ведению боевых действий с помощью обычных видов вооружений. Основная роль вновь отводилась армейской и фронтовой авиации, которая должна была обеспечить эффективную поддержки сухопутных войск, в том числе, и в условиях активного противодействия ПВО вероятного противника. Находящиеся в то время на вооружении советских ВВС самолеты МиГ-19, МиГ-21, Су-7Б, а также Як-28 не удовлетворяли требованиям, которые предъявлялись к машинам боевой авиации поля боя. Из-за низкой маневренности и больших скоростей полета эти самолеты не могли эффективно поражать малоразмерные наземные цели, в то же время, без бронирования ответственных агрегатов и кабины пилотов они были очень уязвимы от огня малокалиберной артиллерии и  крупнокалиберного стрелкового оружия. Советская авиация нуждалась в новом самолете поля боя - штурмовике.

В марте 1969 года был проведен конкурс на разработку прототипа штурмовика. Предполагалось, что этот самолет, наряду с высокой боевой живучестью, будет простым в производстве и неприхотливым в обслуживании, рассчитанным на эксплуатацию минимально подготовленным летным и наземным составом, с автономным базированием на ограниченно оборудованных грунтовых аэродромах. В конкурсе приняли участие ОКБ А.И. Микояна и А.С. Яковлева (предложившие проекты модификаций МиГ-21 и Як-28), С.В. Ильюшина и П.О. Сухого (с новыми проектами - Ил-102 и Т-8). Победу одержал абсолютно новый проект самолета Т-8, разработанный в ОКБ П.О. Сухого. В сентябре 1972 года состоялась защита эскизного проекта и макета этого штурмовика, постройка опытного самолета Т8-1 была завершена в ноябре 1974 года, а первый его полет состоялся 22 февраля 1975 года. В 1976 году было принято решение о развертывании производства штурмовиков на авиазаводе № 31 в г. Тбилиси.

В 1978 году начались государственные испытания этого самолета. Отличительной чертой нового штурмовика, предназначенного для действий непосредственно над полем боя, в зоне насыщенной средствами ПВО, стала его повышенная боевая живучесть, включавшая защиту пилота и основных агрегатов самолета от снарядов калибра до 20 мм, а также обеспечение взрывобезопасности топливных баков за счет заполнения их пенополиуретаном. Также, на новый штурмовик Сухого, получивший официальное обозначение «Су-25», была установлена доработанная прицельно-навигационная система от истребителя-бомбардировщика Су-17М3, обеспечивавшая применение самого современного управляемого оружия, в т.ч. ракет с лазерной системой наведения, а также встроенная 30-мм двуствольная пушка ГШ-30-2. Окончание зимой 1979/1980 годов первого этапа госиспытаний Су-25 было решено совместить с проверкой самолета в условиях действующей армии в Афганистане. С 16 апреля по 5 июня 1980 года на афганском аэродроме Шинданд смешанная группа из состава испытателей НИИ ВВС и представителей авиапромышленности обеспечила выполнение 100 испытательных полетов, в том числе - 44 боевых вылета. В ходе этих испытаний Су-25 показал высокий уровень боевых характеристик. Его государственные испытания завершились в декабре 1980 года, а уже в марте 1981 года Су-25 был введен в эксплуатацию. Однако, в связи с невыполнением ряда пунктов ТТЗ штурмовик Су-25 официально был принят на вооружение ВВС СССР только в 1987 году.

Су-25 - одноместный бронированный дозвуковой самолет-штурмовик, предназначался для оказания непосредственной авиационной поддержки войскам в ходе боевых действий днем и ночью при визуальной видимости цели, а также для круглосуточного поражения объектов с известными координатами в любых метеорологических условиях.

Штурмовик Су-25 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом, что обеспечивало получение оптимальных летных характеристик на дозвуковых скоростях полета; повышенную безопасность полета на больших закритических углах атаки; высокую маневренность при атаке наземных целей; приемлемую продольную устойчивость и управляемость на всех режимах полета.

Сборно-клепаный фюзеляж Су-25 с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками был выполнен по схеме полумонокока. Су-25 имел свободнонесущее  высокомеханизированное крыло трапециевидной формы большого удлинения с 20-градусной стреловидностью. Установка на концах крыла контейнеров (гондол), в хвостовых частях которых были расположены тормозные расщепляющиеся щитки, позволила увеличить их эффективность на 60%. На каждой консоли крыла имелось по пять точек подвески вооружения, из которых четыре внутренних взаимозаменяемых БДЗ-25 (обеспечивавших применение всех видов бомбардировочного, ракетного и артиллерийского вооружения, и подвесных топливных баков), а один наружный пилон-держатель предназначался для установки пускового устройства АПУ-60 для управляемых ракет класса «воздух-воздух» Р-60. Горизонтальное оперение Су-25 состояло их двух консолей стабилизатора и центроплана, составлявших единое целое, а вертикальное - из киля, руля направления и демпфера рыскания. Особое внимание было уделено защите критически важных элементов и узлов самолета – кабине пилота и топливной системе. В Су-25 летчик практически полностью был защищен от обстрела из любого стрелкового оружия калибра до 12,7 мм, а также от осколков ракет и снарядов, а по наиболее опасным направлениям - от ствольного оружия калибра до 30 мм. Его кабина сваривалась из листов авиационной титановой брони (АБВТ-20)  толщиной 10 - 24 мм, а лобовое остекление кабины, обеспечивавшее летчику противопульную защиту, представляло собой прозрачный стеклоблок ТСК-137 из тpиплекса толщиной в 65 мм. Сзади пилот защищался стальной бронеспинкой толщиной в 10 мм и бронезаголовником толщиной в 6 мм.  Кроме того, все жизненно важные системы самолета экранировались менее важными системами и дублировались, а для обеспечения взрывобезопасности топливных баков в фюзеляже, крыла, центроплана и подвесных баков их внутренние объемы заполнялись быстронабухающим пористым пенополиуретаном.

Фонарь кабины летчика состоял из неподвижной передний и откидной частей. На Су-25 монтировалось катапультное кресло К-36Л, которое обеспечивало спасение летчика на скоростях до 1000 км/час во всем диапазоне высот полета, в т.ч. - при взлете и посадке. Шасси Су-25 было выполнено по трехопорной схеме с носовым колесом. Для сокращения  длины пробега самолета при посадке и прерванном взлете на нем монтировалась парашютно-тормозная установка с двухкупольным тормозным парашютом ПТК-25.

Первоначально силовая установка Су-25 состояла из двух взаимозаменяемых бесфорсажных турбореактивных двигателей Р-95Ш тягой по 4100 кгс, смонтированных в специальных мотогондолах по обеим сторонам фюзеляжа с нерегулируемыми боковыми воздухозаборниками. Позднее штурмовики получили более совершенные двигатели Р-195 - с тягой, увеличенной до 4300 кгс и с уменьшенной тепловой заметностью.

Штурмовики Су-25, оснащенные двигателями Р-95Ш и Р-195, показали высокую боевую живучесть и устойчивость в случаях серьезных повреждений, а двигатели признаны самыми надежными в своем классе. Так, при выводе из строя одного двигателя самолет мог  продолжать полет на другом. Топливо размещалось в пяти топливных баках: два в фюзеляже, один в центроплане и по одному в каждой консоли крыла. Под консолями крыла можно было установить еще по два подвесных топливных бака. Бортовое радиоэлектронное оборудование Су-25 включало в себя: прицельное оборудование (стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БЦ-8); пилотажно-навигационное оборудование (комплекс КН-23-1, состоявший из:  лазерного дальномера – целеуказателя «Клен-ПС»; датчика угла атаки и скольжения ДУА-3М; радиовысотомера РВ-5М; доплеровского измерителя скорости и сноса ДИСС-7); радиотехническое оборудование (УКВ-радиостанции Р-862 и Р-828) и средства обороны  самолета и радиоэлектронного подавления (аппаратуру обнаружения работающих РЛС; станции активных радиотехнических помех; автомата  постановки пассивных инфракрасных помех и дипольных отражателей).

Штурмовик Су-25 имел 10 узлов внешней подвески дополнительного вооружения, а также грузов (по 5 точек подвески под каждым крылом), поэтому он оснащался мощным комплексом управляемого и неуправляемого вооружения и мог нести на себе до 32 различных видов вооружений. Его система вооружения обеспечивала поражение наземных и воз­душных целей из бортовой пушки; бомбометание с горизонтального полета,  пи­кирования и кабрирования; поражение наземных целей ракетным оружием в про­стых метеоусловиях. Штурмовик оснащался встроенной 30-мм двуствольной пушкой ГШ-30-2. Кроме того, была возможна дополнительная установка на самолете четырех подвесных пушечных контейнеров СППУ-22-1, каждый из которых оснащался двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23. Все остальное вооружение устанавливалось на штурмовике в зависимости от решаемых им задач. Максимальная боевая нагрузка штурмовика составляла 4 400 кг.

В различных комбинациях на Су-25 могли устанавливаться: 4 управляемые ракеты «воздух - земля» Х-25МЛ; Х-25МТП; С-25Л (ЛД); 2 управляемые ракеты «воздух - земля» Х-29Л;. 2 управляемые ракеты «воздух - воздух» Р-60, Р-60М малого радиуса действия с инфракрасными головками самонаведения, а также - 8 блоков неуправляемых авиационных ракет С-5, С-8 или С-13; 8 неуправляемых авиационных ракет С-24 и С-25; 8 контейнеров РБК-250 или РБК-500; 8 авиабомб различного назначения калибра 500, 250, 100 кг, или 32 бомбы калибра 100 кг на балочных держателях МБД2-67У; 8 контейнеров КМГУ-2 для минирования; 8 бомбовых кассет РБК-250, РБК-500.

Наряду с базовым одноместным вариантом штурмовик Су-25 выпускался в нескольких модификациях, в том числе:

- Су-25УБ – двухместный учебно-боевой самолет для подготовки и тренировки летчиков, который, однако, мог использоваться и для выполнения боевых задач в полном объеме. Планер самолета был незначительно изменен - установлена вторая кабина и увеличено вертикальное оперение. Су-25УБ имел высокую степень унификации с базовым штурмовиком. В 1987 году авиазавод № 99 в г. Улан-Уде освоил его серийное производство;

- Су-25УТ (Су-28) – двухместный учебно-тренировочный самолет - облегченный вариант Су-25УБ;

- Су-25УТГ – двухместный корабельный учебно-тренировочный самолет с гаком для наземных и палубных аэрофинишеров, предназначенный для отработки летчиками ВМФ навыков пилотирования и полетов в сложных метеоусловиях, техники взлета и посадки на палубу. Су-25УТГ был создан на базе учебно-боевого самолета Су-25УБ. В 1989 - 1990 годах на авиазаводе № 99 в г. Улан-Удэ было построено 10 самолетов Су-25УТГ;

- Су-25БМ (буксировщик мишеней) – стандартный штурмовик, оборудованный системой буксировки воздушных мишеней ТЛ-70 (под левой консолью). На крыльевых пилонах самолет мог также нести пороховые ракеты-мишени. Штурмовики Су-25БМ оснащались системой дальней навигации РСДН-10;

- Су-25СМ - модернизированный вариант штурмовика Су-25;

- Су-25Т - противотанковый самолет-штурмовик, самая существенная модернизация учебно-боевого самолета Су-25УБ. Начало работ над этим самолетом началось в 1980 году, к 1991 году было построено 10 самолетов. Увеличение возможностей штурмовика было достигнуто за счет установки нового круглосуточного пилотажно-навигационного комплекса; современного комплекса РЭБ; усовершенствованных средств боевой живучести и расширенной номенклатуры высокоточного вооружения;

- Су-25ТМ (Су-39) - модернизированный самолет-штурмовик Су-25Т, созданный в 1993 году. Его первый полет был осуществлен в 1996 году. Су-25ТМ, за счет оснащения новой системой управления вооружением с контейнерной бортовой РЛС, оптико-электронными системами и расширенными комплексом вооружения, приобрел свойства многофункционального всепогодного тактического ударного самолета.

В ВВС СССР самолеты Су-25 поступили на вооружение отдельных штурмовых авиаполков (ОШАП) окружного (армейского) подчинения. В мае 1981 года первая партия из 12 серийных Су-25 поступила на вооружение 200-й отдельной штурмовой авиационной эскадрильи, дислоцированной на аэродроме Ситал-Чай (Закавказский военный округ), которая уже в июне того же года была направлена в 40-ю Армию в ДРА в г. Шинданд. В дальнейшем, за 8 лет боевого использования (с 1981 по 1989 год) штурмовик Су-25 подтвердил высокую боевую эффективность и живучесть, являясь основным средством авиационной поддержки войск на поле боя.

В Афганистане Су-25 получил свое прозвище «Грач», став самым известным самолетом этой войны. По данным ОКБ им. П.О. Сухого в ходе войны в Афганистане на самолетах Су-25 было выполнено около 60 000 боевых вылетов; по противнику выпущено 139 управляемых ракет с лазерной системой наведения класса «воздух-земля» Х-25МЛ и Х-29Л, из которых - 137 поразили цели.

Боевые потери в ходе этой войны составили 23 самолета, при среднем налете на каждый из них 2800 часов, что было существенно выше, чем у любого другого из применявшихся в Афганистане советских боевых самолетов. Сбитый Су-25 имел, в среднем, 80 - 90 боевых повреждений, причем отмечались случаи возврата самолетов на свой аэродром со 150 пробоинами. В 1994 - 1996 годах Су-25 стал основным боевым самолетом в ходе первой чеченской войны. В самом начале боевых действий в Чечне Су-25 уничтожили на земле всю чеченскую авиацию. Наиболее интенсивно Су-25 действовали зимой и весной 1995 года, в дальнейшем применялась эпизодически, их боевые потери составили всего 4 самолета. В период второй чеченской войны Су-25 активно использовался для непосредственной авиационной поддержки наземных подразделений и ведения свободной охоты. К середине 2001 года было потеряно 6 штурмовиков. Штурмовики Су-25 активно применялись и  в большом количестве других военных конфликтов, в том числе - во время боевых действий в августе 2008 года на территории Южной Осетии. В настоящее время Су-25 продолжают состоять на вооружении ВВС России.

Всего в 1981 - 1992 годах авиационными заводами в гг. Тбилиси и Улан-Уде  было изготовлено более 1320 самолетов Су-25 всех модификаций, в том числе - примерно 350 Су-25 УБ.