Разрушенный капитальный мост. СССР


Технические характеристики:
Пролетное строение – ферма с ездой понизу
Полная длина моста – 55,75 м
Масса пролетного строения – 166,9 т
Высота пролетного строения – 8,5 м
Расстояние между осями ферм – 5,6 м

Строительная высота от нижней постели поперечины до низа конструкции – 1,67 м.

Во время Великой Отечественной войны на советские железнодорожные объекты авиация противника совершила около 20000 авианалетов, в которых участвовало около 60000 самолетов. На советские железнодорожные станции, мосты, перегоны, движущиеся эшелоны было сброшено более 243000 фугасных и осколочных, а также 120000 зажигательных бомб. Основным объектом разрушения являлись искусственные сооружения, в первую очередь большие и средние мосты. Общий объем разрушений, включая малые мосты, составил 16700 сооружений длиной 423 километра в однопутном исчислении. Всего во время боевых действий в ходе Великой Отечественной войны на территории Советского Союза было взорвано, разрушено или повреждено 414 больших и более 13000 средних и малых мостов общей протяженностью около 300 км. Разрушение капитальных мостов обычно производилось путем подрыва устоев и пролетных строений. Заряды закладывались за обратными стенками устоев. Подрыв мостов приводил к нарушению многих видов коммуникаций, причем не только шоссейных или железнодорожных, но и водных, поскольку русло водотока (реки, ручья и т.п.) загромождалось металлом пролетного строения и значительным количеством камня из подорванных опор.

Представленный в экспозиции музея разрушенный капитальный мост доставлен из Смоленской области. Его конструкция разработана в НИИ «Трансмостопроект». Мост, демонстрирующий разрушение пролетного строения и опоры, был собран железнодорожными войсками и передан в дар музею в 1995 году.