Санитарный железнодорожный вагон. СССР


Технические характеристики:

Масса вагона – 42 т

Длина вагона     полная (по осям сцепок) – 21,4 м

Длина вагона     (кузова с тамбурами) – 20,2 м

Ширина – 3,14 м

Высота кузова – 2,9 м

Высота от головки рельса – 3,75 м

База вагона – 8,2 м

Вагонные тележки – типа ЦНИИ
Сцепные устройства – автосцепка с буферами

Вместимость – 30 человек.

В годы Великой Отечественной войны в Красной армии широко использовались санитарные поезда – железнодорожные составы, предназначенные для эвакуации и оказания медицинской помощи раненым и больным в ходе военных действий (военно-санитарный поезд), имевшие в своем составе вагоны, специально оборудованные для перевозки и лечения пострадавших, а также вспомогательные вагоны, такие как вагоны-операционные, кухни, аптеки, вагоны для персонала, вагоны-морги и т. п. Санитарные вагоны использовались в составе санитарных поездов в военное время в трех типовых спецформированиях: грузовые вагоны и теплушки в зоне боевых действий; временные военно-санитарные поезда – в ближнем тылу, а также тыловые госпитали. По внешнему виду санитарные вагоны не отличались от пассажирского вагона; внутри они, как правило, имели: отделения для заразных и незаразных больных, устраиваемые во всю ширину вагона; отделения для врачебного и обслуживающего персонала; кухню с плитой и кубом для нагревания воды, а также туалет и общий коридор вдоль стены вагона. В целях сохранения чистоты и гигиены пол покрывался линолеумом, а стены окрашивались масляной краской светлых тонов. Мебель, пол, потолок и стены делались с гладкими поверхностями, без углов, с плавным переходом от одной поверхности к другой. Мягкая мебель как трудно поддающаяся дезинфекции и очистке к постановке в санитарных вагонах не использовалась. Во время Великой Отечественной войны миллионы жизней советских солдат и мирных граждан были спасены военно-санитарными поездами, осуществлявшими не только эвакуацию и первую помощь, но и выступавшими в роли передвижных больниц, оборудованных операционными.

Санитарный вагон, представленный в экспозиции музея, был сконструирован в 1925 году и построен на заводе им. Егорова в Ленинграде в 1937 году. После начала Великой Отечественной войны 24 июня 1941 года Народный комиссариат путей сообщения СССП дал указание о формировании 288 санитарных поездов. Для этих целей было переоборудовано 6000 пассажирских вагонов, в основном четырехосных, которые применялись для перевозки раненых, больных солдат и офицеров. Санитарный вагон, переоборудованный из классного деревянного пригородного пассажирского вагона, имеет деревянный кузов, покрытый снаружи металлическими листами толщиной 1,5 мм. В нем вдоль боковых стенок установлено 10 трехъярусных полок с креплениями для носилок и приспособлениями для принятия пищи в лежачем положении; перевязочная; купе медперсонала; душевая; туалет и другие служебные помещения.

Реставрационно-восстановительные работы санитарного вагона проведены в вагонном депо железнодорожной станции Ожерелье Московской железной дороги. Санитарный железнодорожный вагон передан в дар музею Федеральной службой железнодорожных войск в 1995 году.