В октябре 1930 года на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ) было создано Центральное конструкторское бюро судостроения (ЦКБС-3), которое под руководством А.Г. Дукельского начало разработку серии железнодорожных транспортеров с крупнокалиберными орудиями для береговой обороны. Проектирование железнодорожных установок ТМ-3-12 началось в 1935 году тем же конструкторским коллективом, но под новым названием «ЦКБ-19». Технический проект 305/52-мм установки ТМ-3-12 был утвержден в октябре 1936 года. Их производство было налажено в г. Николаеве на заводе № 198 им. Марти и завершено 1 января 1939 года. Установки ТМ-3-12 получили 305/52-мм орудия, поднятые в буквальном смысле со дна моря, точнее, с затопленного в 1916 году в Севастополе линкора «Императрица Мария». Все стволы скрепленные. Высокие баллистические качества морских орудий имели и оборотную сторону — низкую живучесть. Так, 305/52-мм пушка выдерживала всего 200 выстрелов, а потом орудие с транспортера снималось и отправлялось на завод («Большевик» или «Баррикады»), где производилась замена внутренней трубы операция, которая обычно длилась несколько месяцев. 305/52-мм пушки имели поршневые затворы, горизонтальные, заряжание картузное. В боекомплект ТМ-3-12 входили снаряды бронебойный, полубронебойный, дальнобойный и осколочно-фугасный. Транспортеры в походном положении без проблем могли передвигаться по большей части железных дорог СССР. Проектная скорость передвижения установок была принята 45 км/час, кроме того, у транспортера ТМ-3-12 имелся и небольшой двигатель для передвижения «самоходом» со скоростью 22,5 км/час. Батареи ТМ-3-12 имели трехорудийный состав. В батарею входили три орудийных транспортера, три вагона — снарядные погреба, три вагона — зарядные погреба, три вагона — электростанции, один вагон — батарейный пост и один — два паровоза серии «Э». Для железнодорожных установок на ключевых точках Балтийского побережья были построены специальные огневые позиции с бетонными основаниями, заезжая куда, железнодорожный транспортер превращался в классическую береговую установку. Бетонные основания строили только в составе целого комплекса на одну железнодорожную батарею. В комплекс входили два основных и два запасных железнодорожных пути, три бетонных основания, расположенных в шахматном порядке на расстоянии 100 м друг от друга и железобетонная постоянная вышка высотой 28,6 м для размещения батарейного поста.
Установка ТМ-3-12 организационно входила в состав железнодорожной батареи (БЖ-9) во
Всего выпущено — 3 ед.
Калибр — 305 мм
Масса в боевом положении — 340 тонн
Длина ствола — 15 850 мм
Длина нарезной части — 12 858 мм
Расчет — 50 человек
Скорость движения — 45 км/ч
Скорострельность — 1,8 — 2 выстр/мин
Наибольшая дальность стрельбы — 30 000 м
Углы обстрела:
По горизонтали — 360°
По вертикали — 1° +50°