Вооружение

Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7 образца 1935 г.


Легкий колесно-гусеничный танк БТ-7 — третий танк из семейства советских легких танков БТ («Быстроходный Танк») был разработан январе 1933 года в КБ Харьковского паровозостроительного завода № 183, группой конструкторов в составе Бондаренко, В. Дорошенко, Курасова, М. Таршинова, Веселовского и Райхлера под руководством А.О. Фирсова и А.А. Морозова, одновременно с работой над конструкторской документацией танка БТ-5. В этой модели танка предполагалось устранить все недостатки предшественников, в том числе и БТ-5 и создать новый «ударный колесно-гусеничный танк дальнего действия», установив на нем башню с 76-мм танковой пушкой. Новая модификация танка «БТ-7», имела новую конструкцию бронекорпуса с большим внутренним объемом с улучшенной обзорностью механика-водителя. Для соединения бронеплит в нем теперь широко использовалась сварка. Танк получил новую башню, авиационный карбюраторный двигатель М-17 с измененной системой зажигания (более надежный, чем устанавливавшийся на БТ-5 двигатель М-5), мелкозвенчатые гусеницы и увеличенную емкость топливных баков. Опытный образец был готов уже к 1 мая 1934 года, летом и осенью того же года он прошел полную программу испытаний. Итогом большой работы, стало принятие в начале 1935 года на вооружение в Красной Армии танка БТ-7, но в упрощенном виде. В серийное производство он был запущен с более простой башней от танка БТ-5. Красная Армия получила колесно-гусеничный танк БТ-7, способный передвигаться как на колесном, так и на гусеничном ходу, который не имел себе равных в мире по маневренным качествам.

В экипаж танка БТ-7 входило 3 человека: командир (наводчик), заряжающий и водитель-механик. Корпус серийного БТ-7 выпуска 1935 года представлял собой жесткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, удлиненной суженной закругленной передней частью и трапециевидной тыльной частью. Корпус собирался из броневых и стальных листов, причем все неразъемные соединения корпуса выполнялись преимущественно сварными и в меньшей степени — клепаными. В верхних и нижних листах носа бронекорпуса имелись вырезы, образующие люк для посадки механика-водителя. Люк закрывался двухстворчатыми створками. Наружные броневые стенки, были съемными, а внутренние представляли собой 4-мм стальные листы. Толщина брони танка составляла: башня — 13 мм; лоб корпуса — 20 мм; борт и корма корпуса — 13 мм; крыша — 10 мм и днище — 6 мм. Ходовая часть состояла из восьми опорных и двух направляющих колес, с задним расположением ведущих колес. Корпус танка держался на восьми пружинных рессорах (свечах): двух горизонтальных и шести вертикальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные — внутри корпуса в боевом отделении танка. При движении на колесном ходу передняя пара катков становилась управляемой, а задняя пара — ведущей. Для поворота на гусеничном ходу служили два рычага, взаимодействовавшие с бортовыми фрикционами и тормозами; для поворота на колесном ходу — штурвал, который при движении на гусеничном ходу убирался и укладывался в отделении управления. В кормовой части корпуса в моторном отделении монтировались карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель М-17Т мощностью 400 л. с.; 4-х ступенчатая коробка передач; многодисковый сухой главный фрикцион; бортовые фрикционы и передачи; гитары (для привода колесного хода); тормоза, а также топливные баки (два по бокам между бортовыми листами и один в корме). Пуск двигателя производился из отделения управления с помощью электрического стартера или с помощью пусковой рукоятки, установленной на редукторе пуска в боевом отделении. 45-мм танковая пушка 20-К образца 1932/1934 годов и спаренный с нею 7,62-мм пулемет ДТ монтировались в башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей. Поскольку БТ-7 выпускались как в варианте с радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, так и без радиостанции то существовали два варианта башен — линейная, имевшая снарядную укладку в нише, и радиобашня для командирских танков БТ-7РТ, у которой в нише монтировалась радиостанция. В средней части крыши башни имелись два овальных люка для посадки и высадки экипажа. Поворот башни осуществлялся вручную с помощью червяного поворотного механизма. Спаренная установка снабжалась двумя общими танковыми прицелами: телескопическим ТОП-1 образца 1930 года и перископическим ПТ-1 образца 1932 года. Кроме того, на части танков в башенной нише устанавливали кормовой пулемет ДТ, а в некоторых танках и зенитная пулеметная турель П-40 с пулеметом ДТ. Для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-2. В ходе модернизации танк БТ-7 оборудовали двумя специальными фарами-прожектами «боевого света», смонтированными на маске пушки для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемета в ночное время. С 1937 года был освоен выпуск танков БТ-7 с конической цельносварной башней с увеличенной толщиной брони, усиленной трехскоростной коробкой передач, разработанной А. Морозовым, и усиленной подвеской — в бортовых фрикционах использовались переменные плавающие тормоза конструкции В. Заславского. На базе БТ-7 был создан артиллерийский танк БТ-7А с 76,2-мм танковой пушкой КТ-28 и тремя пулеметами ДТ, а также танк БТ-7М, на котором впервые в СССР был установлен дизельный двигатель В-2 производства Харьковского моторного завода № 175. В 1938-м году были убраны резиновые бандажи на ведущих колесах гусеничного хода. В 1939 году крупнозвенчатые гусеницы стали заменять на мелкозвенчатой. В ходе модернизации толщина лобовой брони корпуса достигла 22 мм, а боевая масса танка БТ-7 возросла до 13,92 тонн.

Танки БТ-7 поступали на вооружении танковых бригад танковых корпусов РККА, а также в отдельные легко-танковые бригады и предназначались для развития прорыва в глубину обороны противника (в соответствии с теорией глубокой наступательной операции). Первым новыми танками БТ-7 летом 1935 года укомплектовали механизированный корпус имени К.Б. Калиновского. По мере увеличения выпуска БТ-7, они стали поступать на вооружение других механизированных корпусов и отдельных бригад, заменяя танки БТ-2 и БТ-5. За достаточно короткий срок эксплуатации новые танки заслужили высокую оценку в войсках — они обладали более высокой эксплуатационной надежностью и представляли собой достаточно отработанную конструкцию, в которой конструкторы постарались устранить все недостатки, обнаруженные в ходе эксплуатации танков БТ-2 и БТ-5. Танки БТ-7 составили основу советских автобронетанковых войск, став их гордостью и символом Красной Армии в предвоенные годы, поскольку в наибольшей степени именно подобные машины соответствовали представлению о танках — как о главной ударной силе сухопутных войск.

Первое боевое крещение танки БТ-7 получили в ходе боевых действий в районе озера Хасан в августе 1938 года, когда они в составе разведывательного батальона 2-я механизированной бригады приняли участие в разгроме японской группировки у сопки Заозерная. Через год, летом 1939 года, танки БТ-7, в составе 6-й и 11-й отдельных легко-танковых бригад, вновь самым активным образом использовались в разгроме японских войск уже у р. Халхин-Гол. Причем, 11-я отдельная легко-танковая бригада тогда совершила 500-километровый марш к месту боевых действий на колесах. В целом, танки БТ-7 в этих боях получили хорошие отзывы, однако отмечались сложность управления, требовавшая высокого уровня подготовки механиков-водителей, недостаточность броневой защиты и неудовлетворительная оснащенность средствами связи. Многие танкисты были награждены за эти бои, в том числе — командир 11-й танковой бригады М.П. Яковлев удостоен звания Героя Советского Союза, а 6-я отдельная легко-танковая бригада, за доблесть и мужество, проявленные личным составом в боях на Халхин-Голе, была награждена орденом Красного Знамени. Танки БТ-7 также участвовали в «освободительном походе» на Западную Украину и в Белоруссию, где наиболее ярко проявились их высокие динамические качества. Для обеспечения высоких темпов продвижения Белорусского и Украинского фронтов (в состав которых вошли два танковых корпуса и три танковые бригады) были созданы подвижные группы, основу которых составляли танковые соединения, укомплектованные 1617 танками БТ-5 и БТ-7. А, уже через несколько месяцев, танкам БТ-7 вновь пришлось вести тяжелые бои уже в ходе советско-финской войны зимой 1939 — 1940 годов. Участвовавшие в ней танки БТ-7 были в основном сосредоточены в 10-м танковым корпусе (1-я и 13-я легко-танковые бригады), 34-й легко-танковой бригаде и в разведывательном батальоне 20-й танковой бригады. К началу Великой Отечественной войны танки БТ-7 входили в состав практически всех вновь сформированных механизированных корпусов. Несмотря на поступление в РККА в 1940 — первой половине 1941 годов новых образцов бронетанковой техники, на 22 июня 1941 года легкие танки БТ-7 все еще составляли значительную часть ее танкового парка, так, в 1-й Краснознаменной танковой дивизии имелось 176 танков БТ-7, в 3-й танковой дивизии — 232, в 13-й танковой дивизии — 238, в 17-й танковой дивизии — 255, в 14-й танковой дивизии — 179, в 28-й танковой дивизии — 210 машин. В начальный период Великой Отечественной войны танки БТ-7 приняли участие во всех приграничных сражениях и, в частности, в контрударах советских механизированных корпусов. В полосе Западного фронта танки БТ-7 в составе 6-го и 11-го механизированных корпусов приняли участие в контрударе советских войск в районе Гродно с 22 по 25 июня 1941 года. Первой в 11.00. 22 июня в направлении Сопоцкин — Калеты нанесла удар 29-я танковая дивизия полковника Н. Студнева, в составе которой действовало 44 танка БТ-7. Против частей дивизии действовало до 40 танков Рz. Крfw.III и полк мотопехоты на бронетранспортерах, продвигавшиеся в направлении Сопоцкин — Гродно. Советские танкисты смяли противника и отбросили его к северу от Сопоцкина. Потери немцев только в этом бою составили 21 танк, 34 бронетранспортера и до двух батальонов пехоты. В ходе боевых действий первых месяцев Великой Отечественной войны летом — осенью 1941 года, было потеряно около 85 % всех танков БТ-7, хотя факты боевого применения БТ-7 также позволяют говорить, что и в начальном периоде войны при грамотной тактике и хорошей подготовке экипажа они могли успешно противостоять немецким танкам всех типов. Танки БТ-7 приняли участие в историческом параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. На параде прошли 70 танков БТ-7 из состава 31-й и 33-й танковых бригад, которые прямо с парада отправились на фронт: 31-я — на Западный фронт, а 33-я — на Северо-Западный фронт. В ходе общего контрнаступления РККА зимой 1941 — 1942 годов танки БТ-7 действовали в составе ряда отдельных танковых бригад. Как правило, ими были укомплектованы вторые батальоны бригад. Так, воевавшая на Волховском фронте 16-я отдельная танковая бригада полковника И. Цыбина еще имела в своем составе к концу февраля 1942 года 17 танков БТ-7. Танки БТ-7 принимали участие в битве за Сталинград, вели бои на Северном Кавказе. В 1943 году они использовались на Ленинградском фронте, и принимали участие в снятии блокады в 1944 году. Оставшиеся во внутренних округах танки БТ-7 всю войну прослужили в тылу в учебных подразделениях. Последний раз танки БТ-7 приняли участие в бою при разгроме Квантунской армии в августе 1945 года. Так, в составе 6-й гвардейской танковой армии, совершившей бросок через Большой Хинган, были включены четыре отдельных танковых батальона, укомплектованных танками БТ. Три батальона имели на вооружении танки БТ-7, а четвертый — БТ-5 (всего — 211 БТ-5 и БТ-7). За мужество и героизм личного состава этих батальонов Приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина 70-й и 82-й отдельные танковые батальоны получили почетное наименование «Хинганские», а 33-й и 35-й отдельные танковые батальоны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1945 года были награждены орденом Красного Знамени. Заключительным аккордом 10-летней боевой службы танков БТ-7 стало прохождение на победном параде в Харбине.

Серийное производство танков БТ-7 велось с 1935 до конца 1939 года Харьковским паровозостроительным заводом № 183 (г. Харьков) в кооперации Мариупольским металлургическим заводом имени Ильича поставлявшим броневые листы и заводом № 26 (г. Рыбинск) — двигатели М-17. Всего 1935 завод № 183 выпустил 2596 линейных танков БТ-7 и 2017 танков БТ-7РТ с радиостанциями; кроме того, 155 БТ-7А и 788 БТ-7М. Общее количество танков БТ-7 всех модификаций составило 5556 танков.

Реставрационные работы по восстановлению легкого колесно-гусеничного танка БТ-7 из отдельных фрагментов бронекорпуса, башни и ходовой части были проведены в 1998 году в 38 НИИИ Минобороны России (Кубинка).

Год выпуска — 1935 — 1939
Всего выпущено — 4613 ед.
Масса в боевом положении, т — 13
Мощность двигателя, л.с. — 400
Максимальная скорость по шоссе, км/ч — 52 (на гусеницах)/ 72 (на колесах)
Запас хода по шоссе, км — 220 (на гусеницах)/450 (на колесах)
Экипаж, чел. — 3
Вооружение: 45-мм пушка, 2×7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект, выстр/патр. — 172/2331 (на линейных танках); 132/2331 (на танках с радиостанциями)
Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм — 15/20

Подпишитесь
на рассылку

Получайте новости о последних событиях музея