Вооружение

Легкий танк МС-1


Легкий танк МС-1 (Т-18) образца 1927 г.

Легкий танк МС-1 (Т-18) — первый отечественный танк, поставленный на серийное производство. С образованием в Советском Союзе в 1924 году Танкового бюро при Главном управлении военной промышленности (ГУВП), началась разработка отечественной бронетанковой техники. В том же году Комиссия по танкостроительству разработала тактико-технические требования к танку сопровождения пехоты, который должен был иметь массу в 3 тонны, вооружение — из 37-мм пушки или пулемета, 16-мм броню и максимальную скорость — в 12 км/ч. В соответствии с этими требованиями конструкторская группа под руководством С.П. Шукалова летом 1924 года приступила к работе. В 1927 году в опытной мастерской ленинградского завода «Большевик» (бывший Обуховский орудийный и сталеплавильный завод) был изготовлен опытный образец легкого танка сопровождения пехоты Т-16, представлявший собой усовершенствованную модификацию французского легкого танка «Рено» FТ 17 и его итальянского варианта «Фиат 3000». Изменениям подверглись энергетическая установка, ходовая часть и вооружение: карбюраторный двигатель имел общий картер с коробкой передач и был установлен поперек корпуса, улучшив компоновку машины. Были созданы новые системы электрооборудования, питания, смазки, элементы ходовой части. Новый танк, предназначавшийся для взаимодействия с пехотой и сопровождения ее в бою, был принят Реввоенсоветом на вооружение РККА в июле 1927 года под обозначением «малый танк сопровождения образца 1927 года» МС-1 (малый сопровождения, первый) или Т-18.

Серийное производство началось в 1928/1929 годах на ленинградском заводе «Большевик». С апреля 1929 года к производству танка был подключен Мотовилихинский машиностроительный завод, являвшийся дублером по выпуску Т-18, но освоение производства на нем шло медленнее, тем более, что в поставках двигателя, трансмиссии, гусениц и брони он зависел от завода «Большевик». В соответствии с программой «Система танко-тракторо-авто-броневооружения РККА», разработанной штабом РККА, план выпуск Т-18 на 1929 — 1930 годы составил 325 единиц. Тем временем, танк Т-18 постоянно дорабатывался, так устаревший 6,5-мм спаренный пулемет Федорова был заменен новым 7,62-мм танковым пулеметом Дегтярева ДТ (с 1930 года ставшим стандартным советским танковым пулеметом), а затем и его вариантом спаренным авиационным пулеметом ДА-2. Этот модернизированный танк получил обозначение МС-1 (Т-18) образца 1929 года и отличался от ранней модификации также увеличением боекомплекта к пушке с 96 до 104 выстрелов и незначительными изменениями в конструкции лобовой части корпуса. К 1929 году МС-1 уже не отвечал возросшим требованиям РККА к танкам, поэтому, в том же году на заседании РВС была принята новая система бронетанкового вооружения, которая признала Т-18 устаревшим, в то же время, было принято решение сохранять его на вооружении, вместе с принятием мер по увеличению скорости — до 25 км/ч. МС-1 подвергся существенной модернизации. В первую очередь изменениям подверглась его силовая установка, мощность двигателя была увеличена с 35 до 40 л. с., а в трансмиссию были введены четырехступенчатая коробка передач и новый многодисковый фрикцион, а также ряд других менее значительных изменений. Этот модернизированный танк был принят на вооружение под обозначением «МС-1 (Т-18) образца 1930 года». Всего с 1928/1929 по 1931 год, в четырех производственных сериях, было изготовлено 962 серийных танка Т-18 всех модификаций (включая и опытные образцы).

МС-1 имел классическую компоновку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части танка, а совмещенного отделения управления и боевого — в лобовой. Экипаж танка состоял из двух человек — механика-водителя и командира, также выполнявшего функции стрелка. Танк имел равнопрочную противопульную бронезащиту. Броневые листы корпуса и башни танка МС-1 соединялись методом клепки на каркасе. Внутри корпус разделялся перегородкой между моторным и боевым отделениями. Для высадки и посадки механика-водителя в передней (лобовой) части корпуса служил трехстворчатый люк, а для командира — служил круглый люк в крыше башни. Доступ к агрегатам двигателя и трансмиссии осуществлялся через откидные кормовой лист и крышу моторного отделения, еще один двустворчатый люк имелся в моторной перегородке для доступа к силовой установке изнутри танка. Воздух к двигателю поступал через броневой воздухозаборник в крыше моторного отделения, а вывод нагретого воздуха осуществлялся через отверстие в корме. Для повышения проходимости через рвы и траншеи танк был снабжен так называемым «хвостом», который шарнирно крепился на корме и в походном положении лежал на корпусе. Башня танка МС-1 первоначально имела шестигранную форму. При модернизации в 1930 году боковые грани ее задней части заменили на прямоугольную нишу, задняя часть которой откидывалась на петлях. В нее укладывался боекомплект. На крыше башни монтировалась т.н. «наблюдательная вышка», сверху закрывавшаяся сферической крышкой. Для вентиляции в борту башни расположили небольшой люк, закрываемый круглой или прямоугольной (на танках образца 1930 г.) крышкой. В задней грани башни образца 1928 года имелась амбразура для установки пулемета для стрельбы назад. В днище размещался люк запасного выхода. Танк МС-1 был вооружен короткоствольным 37-мм орудием и пулеметной установкой. Специально для этого танка конструктор П.Н. Сячинтов на базе орудия французской фирмы «Гочкис» разработал 37-мм пушку ПС-1 («пушка Сячинтова»), а затем и модернизированный вариант ПС-2 под названием «37-мм танковая пушка образца 1930 года». Это была первая танковая пушка, которая устанавливалась не только на танках МС-1, но впоследствии и на танках Т-26 и БТ-2. Пушка и пулеметы были установлены под углом друг к другу, из-за чего было невозможным одновременное наведение их на цель. В боекомплект к орудию входили 104 унитарных 37-мм артиллерийских выстрела с осколочными гранатами и картечью, и 2016 7,62-мм винтовочно-пулеметных патронов — к пулемету. Пушка монтировалась в бронемаске. Она позволяла изменять угол наводки по горизонтали в пределах 35° и по вертикали с углом возвышения +30° и снижения — 8°. Прицельное приспособление пушки состояло из диоптра и мушки, установленной в бронемаске на выходе отверстия для прицеливания. Чтобы навести орудие в цель, наводчик с помощью плечевого упора перемещал ее по горизонтали и вертикали. Если же нужно было повернуть башню, то он делал это с помощью рычага левой рукой, предварительно упершись спиной в ее стенку. Пулеметное вооружение на Т-18 первоначально представляло собой спаренную пулеметную установку В. Федорова, Д. Иванова и Г. Шпагина калибра 6,5 мм. При модернизации танка был установлен 7,62-мм танковый пулемет В. Дегтярева (ДТ) или его вариант — спаренный пулемет ДА-2, представлявших собой модификацию ручного пулемета ДП. В шаровой опоре пулемет можно было наводить в горизонтальной плоскости в диапазоне 64°, а в вертикальной от — 8° до +30°. Круговой обстрел из вооружения танка достигался за счет поворота всей башни. В отличие от танков «Рено» FТ 17 советский танк МС-1 имел стальные, гребневого зацепления мелкозвенчатые гусеницы, которые лучше обеспечивали сцепление с грунтом. На каждом борту располагались три парных тележки на пружинном амортизаторе с роликами. Они имели резиновый бандаж. Еще пара роликов, опиравшихся на нижнюю наклонную ветвь гусеницы устанавливалась на наклонно расположенном амортизаторе. Верхняя ветвь гусеницы скользила на поддерживающих роликах, передняя пара которых имела рессорную подвеску. Натяжение гусениц производилось направляющим колесом, названным конструкторами «ленивец». Его можно было смещать вперед или назад, чем и обеспечивалось необходимое натяжение. На танках МС-1 использовался однорядный карбюраторный мотор воздушного охлаждения с четырьмя вертикально расположенными цилиндрами. Он объединялся в одном блоке с коробкой передач. Коробка скоростей имела четыре передачи вперед и одну назад. Мощность силовой установки на танках ранних выпусков составляла 35 л.с. при 1800 об/мин, на Т-18 образца 1930 года ее увеличили до 40 л.с.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов танк МС-1 составлял основу танкового парка Красной Армии, поступив на вооружение танковых батальонов (20 танков), включавшихся в состав механизированных полков. С 1930 года началось формирование механизированных бригад, в состав которых входил танковый полк с двумя батальонами МС-1 (60 танков). Эти машины активно использовались для боевой подготовки как танковых подразделений, так и других родов войск, отрабатывавших тактику противотанковой обороны. Первое боевое крещение танки МС-1 получили в 1929 году в военном конфликте с Китаем на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД). К началу 1938 года устаревшие и достигшие крайней степени износа танки МС-1 были в основном сняты с вооружения. В строю к тому времени оставалось 862 танка, включая 160 переданных в 1934 — 1937 годах в распоряжение укрепленных районов Ленинградского военного округа для строительства ДОТов. В связи с этим, осенью 1938 года по распоряжению Наркома Вооружения 700 снятых с вооружения и не подлежащих ремонту танков МС-1 передали укрепрайонам приграничных округов, а также Наркомату ВМФ для превращения их в неподвижные огневые точки. Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению. На месте пушки в бронемаске монтировалась установка спаренных пулеметов ДА-2 или 45-мм танковая пушка образца 1932 года. Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю или просто устанавливались в качестве БОТ (бронированных огневых точек) у мостов, перекрестков дорог и в других удобных для обороны местах. Сохранившие возможность передвижения своим ходом танки были переданы гарнизонам укрепрайонов для использования в качестве подвижных огневых точек. К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии еще имелось около 450 бронекорпусов и 160 танков. Превращенные в ДОТы танки МС-1 были в основном сосредоточены на западных границах СССР, некоторое их количество было также установлено в системе укреплений в районе озера Хасан, где в 1938 году проходили боевые действия с Японией. В незначительном количестве эти танки еще оставались в войсках в боеспособном состоянии к началу Великой Отечественной войны и использовались на ее начальном этапе. Последний из известных фактов участия в боях МС-1 относится к битве за Москву, когда осенью 1941 года в составе 150-й танковой бригады использовались 9 танков МС-1.

Корпус легкого танка МС-1 без ходовой части, двигателя, трансмиссии и вооружения был передан в дар музею Колпинским РУВД г. Санкт-Петербурга в январе 1999 года. Незадолго до этого, в декабре 1997 года сотрудниками Управления уголовного розыска ГУВД г. Санкт-Петербурга была пресечена попытка вывоза за рубеж бронекорпуса танка МС-1 под видом металлолома. С установленной в башне 45-мм танковой пушкой образца 1932 года, принадлежащей музею, в качестве неподвижной огневой точки бронекорпус выставлен на экспозиции оборонительных сооружений. Реставрационные работы проведены в декабре 1999 году в 38-м НИИИ МО РФ (Кубинка).

Год выпуска — 1926 — 1931
Всего выпущено — 962 ед.
Масса в боевом положении, т — 5,9
Мощность двигателя, л.с. — 35 (на танках первых серий); 40 (на танках последних серий)
Максимальная скорость по шоссе, км/ч — 16,4
Запас хода по шоссе, км — 120
Экипаж, чел. — 2
Вооружение: — 37-мм пушка, 1×7,62-мм пулемет ДТ или 6,5-мм спаренный пулемет Федорова
Боекомплект, выстр. — 104
Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм — 16/16