Вооружение

Рубка подводной лодки — минного заградителя Л-3 «Фрунзовец» II серии


Подводная лодка — минный заградитель «Л-3» (главный конструктор Техбюро № 4 Балтийского завода Б. М. Малинин) была заложена 6 сентября 1929 года на Балтийском заводе № 189 в Ленинграде. При постройке лодка получила собственное имя «Фрунзовец». 8 августа 1931 года корабль спущен на воду, а еще через два года — 9 ноября 1933 года вошел в состав Морских сил Балтийского моря. Корабль принадлежал к серии подводных минных заградителей типа «Ленинец» и являлся по тем временам одним из лучших в мире по вооружению и тактико-техническим свойствам.

Подводная лодка — минный заградитель «Л-3» «Фрунзовец» II серии имела полуторакорпусную форму, благодаря чему упрощалась технология сборки корпуса, а также достигалось значительное увеличение в надводном положении. Переборки разделяли подводную лодку на 6 отсеков. Кроме цистерн главного балласта имелись палубные цистерны и цистерна быстрого погружения. Главные нереверсивные двигатели типа 42-БМ-6 представляли собой бескомпрессорную модификацию дизелей подводных лодок I серии. Лодка «Л-3» могла принимать на борт 65 тонн груза, или 60 тонн топлива, или 90 человек с личным оружием. Лодка могла находится в крейсерском положении при состоянии моря 10 баллов, а в позиционном — при состоянии моря 5 баллов. Всего было построено 6 подводных лодок — минных заградителей II серии, по три — для Балтийского и Черноморского флота, принявших участие в Великой Отечественной войне.

Начало Великой Отечественной войны подводный минный заградитель «Фрунзовец» встретил в составе 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок КБФ в Либаве под командованием капитана 3-го ранга (впоследствии капитана 2-го ранга) Грищенко П.Д. Уже вечером 22 июня 1941 года подводная лодка вышла из Либавы для несения ближнего базового дозора у маяка Акменрагс. 27 июня «Л-3» произвела в районе Мемеля установку заграждения, состоявшего из 4 минных банок по 5 мин каждая. Впоследствии на этих минах подорвались, как минимум, пять судов, в том числе: бывший латвийский транспорт «Кайя», германский пароход «Хенни» и шведский мотобот «Уно», потопленные у Мемеля — 1 октября, 19 ноября и 22 ноября того же года (соответственно); германский теплоход «Энгерау», потопленный восточнее острова Готланд 26 ноября, а также транспорт «Поллюкс» — у Ростока 23 ноября. Уже 15 июля минный заградитель «Л-3» в паре с другой подводной лодкой «С-8» вышел во второй боевой поход. Целью «Л-3» являлась Данцигская бухта, где подводная лодка должна была выставить минное заграждение. 19 июля минный заградитель выставил минное из поле 20 мин, прямо в кильватер немецких тральщиков. Вечером этого же дня в направлении минного заграждения на «Л-3» услышали сильный взрыв, а спустя 40 минут взрывы глубинных бомб. Было потоплено финское транспортное судно «Цисиль». Продолжая оставаться в Данцигской бухте «Л-3» приступила к поиску объектов для торпедной атаки, но не сумела обнаружить корабли противника, а вскоре сама стала объектом охоты — подвергшись безрезультатной атаке вражеского самолета. 27 июля «Л-3» подводная лодка была обнаружена немецкими тральщиками из состава 31-й флотилии, которые всю ночь преследовали субмарину. От разрывов глубинных бомб на «Л-3» разошлись швы топливной цистерны, нарушилась расклинка батарей, аккумуляторную яму начало заливать соляром. Однако советским подводникам удалось оторваться от преследования, и уже 31 июля лодка «Л-3» прибыла в Таллин, откуда в сопровождении тральщиков и минного заградителя «Марти» перешла в Кронштадт. В конце сентября «Л-3» поступила в распоряжение командира Передового отряда КБФ и перешла к острову Гогланд, где вечером 1 октября была атакована финскими торпедными катерами «Сису» и «Вуоли», но неудачно. Выпущенные ими торпеды в цель не попали и взорвались в 15 м от советской подводной лодки. «Л-3» открыла ответный огонь, при этом, один из снарядов, выпущенный с лодки, попал в машинное отделение одного из катеров. В течение всей первой военной зимы «Л-3» находилась в блокадном Ленинграде, — на ремонте. 12 августа 1942 года «Фрунзевец» вышел в свой третий боевой поход в район западнее острова Борнхольм. 18 августа у мыса Эландс Норраудде (северная оконечность Эланда) «Л-3» произвела свою первую торпедную атаку на транспорт из состава конвоя и обе выпущенные торпеды попали в цель, отправив на дно шведский транспорт «К.Ф. Лильевалш», шедший в Германию с грузом железной руды. 25 августа лодка, предварительно разведав фарватеры, выставила 6 мин в районе Треллеборга. Результатом этого заграждения стала гибель 28 августа германской парусно-моторной шхуны «Вальтер». 26 августа лодка «Л-3» обнаружила конвой кораблей и судов противника и четырьмя торпедами атаковала два транспорта из его состава. С борта подводной лодки наблюдали попадания в оба транспорта и пожары на них, но данных со стороны противника, подтверждающих успех «Л-3», нет. 1 сентября юго-восточнее маяка Эланд-Седра-Удде «Л-3» атаковала миноносец типа «Фальке», шедший в охранении большого конвоя. Спустя 20 минут «Л-3» вновь атаковал корабли противника, на этот раз торпеды были выпущены по оставшимся без охраны транспортам. Вскоре командир подводной лодки Грищенко П.Д. наблюдал в перископ, что одно судно затонуло, а второе стоит без хода. 5 сентября лодка приступила к возвращению на свою базу, что, однако далось нелегко. Четырежды над лодкой гремели взрывы вражеских антенных мин, однако нашим подводникам удалось прорваться через противолодочные заграждения противника, и 9 сентября «Л-3» прибыла на Лавенсари, откуда перешла в Кронштадт. Командование высоко оценило результаты этого похода «Л-3». Весь ее экипаж был отмечен государственными наградами. А уже 27 октября 1942 года «Л-3» вновь вышла в море. 29 октября корабль приступил к преодолению противолодочного рубежа противника, а на следующий день подводная лодка, при форсировании заграждений подорвалась на мине. Но взрыв, произошедший в 30 метрах выше над лодкой, не нанес ей существенных повреждений, только в корпусе образовалась вмятина. Поэтому вечером 1 ноября «Л-3» удалось выйти из Финского залива. На следующий день южнее маяка Уте подводная лодка выставила минную банку из 10 мин, на которой 17 ноября подорвался немецкий транспорт «Гинденбург». 5 ноября вблизи Мемеля, она выставила еще одну банку из 7 мин «Л-3», на которой 9 декабря подорвался и затонул пароход «Эдит Боссельман». На минах, выставленных здесь «Л-3», позже были уничтожены вышедшие из Данцига транспорты «Грундзее» (6 февраля) и «Тристан» (5 февраля 1943 года). В ночь на 10 ноября подводная лодка сместилась к Либаве, где при попытке 13 ноября атаковать конвой, «Л-3» сама попала под таранный удар атакуемого транспорта и лишилась перископов. От сильного удара были погнуты и выведены из строя оба перископа, сбит репитер гирокомпаса, имелись и другие повреждения лодки. Но благодаря умелым действиям экипажа «Л-3», удалось, форсировав под водой 73 линии минных заграждений, последней из балтийских подводных лодок 18 ноября вернуться в Кронштадт, где она вновь встала на ремонт. 1 марта 1943 года за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисциплину и организованность, за беспримерный героизм личного состава подводная лодка «Л-3» («Фрунзенец») была удостоена гвардейского звания. 9 марта того же года новым командиром лодки был назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3-го ранга) Коновалов В.К. В свой следующий, пятый по счету, боевой поход «Л-3» вышла спустя почти два года. К этому времени между СССР и Финляндией было заключено перемирие и в начале октября 1944 года советские подводные лодки, в том числе — «Л-3», перебазировались из Кронштадта на финскую военно-морскую базу в г. Турку. 11 октября у острова Борнхольм «Л-3» выставила минное заграждение (20 мин одной банкой) на полигоне боевой подготовки Кригсмарине; а через месяц они нашли свою цель — 14 ноября на них получило повреждение германское учебное судно «Альберт Лео Шлагеттер». Следом за ним, 20 ноября на мине подорвался миноносец «Т.34», который перевернулся и затонул. 12 октября «Л-3» сместилась к Истаду, где в ночь на 15 октября в 10 милях юго-восточнее маяка Смюгехук подводная лодка атаковала одиночный транспорт. С лодки наблюдали попадание торпеды и гибель судна. Затем она вновь переместилась и уже 25 октября лодка в районе Мемеля атаковала германский конвой, однако неудачно. На следующий день «Л-3» вышла в атаку на сторожевик из состава конвоя. Через минуту после выпуска торпед на лодке услышали взрыв, а при наблюдении за конвоем атакованный корабль не был обнаружен, что дало основание посчитать его потопленным. После новой смены позиции 2 ноября корабли противника сбросили на подводную лодку несколько глубинных бомб, повредив правый дизель, но все-таки 17 ноября подводной лодке удалось вернулась в Турку, где она встала на ремонт. После ремонта «Л-3» вновь вернулась в строй и уже 26 января 1945 года произвела минную постановку в 4 милях от порта Виндавы. На минах, выставленных «Л-3», 29 января подорвался и затонул германский транспорт «Генри Лютгенс». 31 января лодка «Л-3» произвела торпедную атаку на транспорт из состава конвоя. На подводной лодке наблюдали взрыв в носовой части одного из судов. 2 февраля «Л-3» переместилась к маяку Брюстерорт, где германские корабли своим огнем поддерживали оборону прибрежного фланга вермахта. Атаковать их из-за малых глубин подводная лодка не смогла, зато выставила на путях отхода кораблей 2 мины. 4 февраля «Л-3» безуспешно атаковала миноносец «Т.36» из состава охранения линкора «Адмирал Шеер», в ответ миноносец «Т.28» сбросил на подводную лодку 28 глубинных бомб. На следующий день «Л-3» покинула позицию и направилась в базу. Через три дня она была в Турку. Удача выпала экипажу «Фрунзевца» в последние месяциы войны. В свой последний поход в Великой Отечественной войне подводная лодка отправилась утром 23 марта 1945 года для минных постановок в юго-восточной части Балтийского моря. Советским морякам-подводникам предстояло вновь действовать в Данцигской бухте. 28 марта подлодка в район Хельской косы установила две минных банки. Выбору места постановки мин мешал густой туман, и невозможность определится с местопложением. В итоге мины были выставлены на большом удалении от прибрежного фарватера. Поэтому вновь вернувшись на свою позицию, 1 апреля «Л-3» получила приказ еще проникнуть в Данцигскую бухту и атаковать крупные надводные германские корабли, обстреливающие наступающие советские войска, но достаточно сильный корабельный дозор противника не дал этого сделать. В ночь на 4 апреля подлодка повторила попытку прорваться в Данцигскую бухту, которая снова не увенчалась успехом, после чего, командир подводной лодки Коновалов В.К. принял решение искать противника северо-восточнее маяка Риксхефт. 17 апреля 1945 года в этом районе лодка «Л-3» двухторпедным залпом потопила вражеский транспорт «Гойя», на борту которого находилось более 7000 человек, из них — 5385 военнослужащих вермахта. «Л-3» продолжала оставаться в этом районе, и через двое суток снова вышла на боевой курс. 18 апреля лодка встретила корабли противника. После второй торпедной атаки с подводной лодки наблюдалось попадание «с сильными повторными взрывами, разноцветными трассами вверх и большим пламенем», благодаря которым подлодка была обнаружена и обстреляна. Срочное погружение прекратило наблюдение за результатом атаки; противник ее не преследовал. Торпеда «Л-3» настигла германский тральщик «M.3138». Окончание войны гвардейская подводная лодка «Л-3» встретила в ремонте. За годы Великой Отечественной войны личный состав «Л-3» был награжден 423 орденами и медалями, а один из ее командиров — капитан 3-го ранга В. К. Коновалов 6 июля 1945 года удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Всего подводная лодка «Л-3» совершила в годы Великой Отчественной войны 7 боевых походов, проведя в море более 170 суток. За годы войны экипаж «Фрунзевца» установил своеобразных рекорд по количеству побед среди всех подводных лодок советского Военно-Морского Флота. Только по подтвержденным данным, минным и торпедным оружием этого корабля было уничтожено 18 вражеских транспортных, вспомогательных и промысловых судов общим тоннажем около 52 000 тонн и 7 боевых кораблей, а еще нескольким кораблям и судам противника были нанесены серьезные повреждения. Лодкой «Л-3» было произведено 16 торпедных атак (с выпуском 46 торпед) и 11 минных постановок (выставлено 122 мины).

9 июня 1949 года подводная лодка получила новое обозначение «Б-3». 17 августа 1953 года она была выведена из боевого состава и переквалифицирована в учебную подводную лодку, а 21 мая 1956 года разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть «УТС-28». 15 февраля 1971 года станцию УТС-28 исключили из состава ВМФ СССР и сдали на разборку. В память о подвигах балтийских подводников в годы войны рубку «Фрунзевца» установили в качестве памятника в Мемориальном комплексе «Боевой славы подводников Балтики в Великой Отечественной войне» в Лиепае, у штаба Краснознаменной дивизии подводных лодок. После распада СССР и ухода Российской Армии из Прибалтики рубка «Л-3» была эвакуирована и в канун 50-летия Победы установлена в разделе экспозиции боевой техники и вооружения ВМФ СССР на открытой площадке боевой техники и вооружения на Поклонной горе в Москве.

Наибольшая длина — 79 м
Ширина корпуса — 7,2 м
Осадка — 4,1 м
Надводное водоизмещение — 1051 тонн
Подводное водоизмещение — 1327 тонн
Скорость полного хода над водой — 14 узлов
Скорость полного хода под водой — 8 узлов
Мощность: дизельные двигатели — 2×1100 л.с., электромоторы — 2×650 л.с.
Дальность хода надводная — 7400 миль
Дальность хода подводная — 135 миль
Вооружение:
Артиллерия — 1×45-мм универсальное орудие 21-К
1×100-мм орудие Б-24
Торпедно-минное вооружение — носовые торпедные аппараты — 6×533
кормовые минные трубы — 2 (24 мины)
Боекомплект — 500 выстрелов кал. 45 мм; 120 выстрелов кал. 100 мм; 12 торпед; мины ПЛТ — 20 шт.
Предельная глубина погружения — 90 м
Рабочая глубина погружения — 75 м
Автономность плавания — 42 суток
Экипаж — 54 человека


Подпишитесь
на рассылку

Получайте новости о последних событиях музея